Недействующий

О региональной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2002-2005 годы" (с изменениями на 31 марта 2004 года) (утратил силу с 1 января 2005г. на основании постановления Правительства Мурманской области от 01.03.05г. № 66-ПП)

Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения

Кардинальные политические и социально-экономические преобразования, произошедшие в последнее десятилетие в России, обусловили принципиальные изменения социальной политики государства по отношению к инвалидам, способствовали формированию новых подходов к решению проблем инвалидности и социальной защиты инвалидов. На современном этапе развития общества одним из приоритетных направлений социальной политики государства является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.

     

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения. В силу различного рода причин объективного и субъективного характера (экономической нестабильности, ухудшения финансового положения, недостаточности для значительного числа населения квалифицированной медицинской помощи, роста производственного травматизма и др.) в мире отмечается рост показателей инвалидности. Такая же тенденция характерна и для России. Так, за последние семь лет общая численность инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты населения, увеличилась примерно на 60%. В 1999 году по России впервые признано инвалидами 1 049 722 человека, что составляет 90,2 на 10 000 населения в возрасте от 16 лет и старше.

     

На протяжении последних пяти лет наблюдается увеличение количества инвалидов трудоспособного возраста и детей- инвалидов. Наиболее высокий уровень инвалидности отмечается в связи с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, последствиями различных травм. Лица, имеющие указанные болезни, составляют более половины в структуре больных, впервые признанных инвалидами. В последние годы отмечаются неблагоприятные тенденции в повышении уровня первичной инвалидности в связи с психическими расстройствами и туберкулезом. Основными причинами роста первичной инвалидности являются изменения в социально-экономических условиях жизни, нарушение санитарно-гигиенических норм на производстве и в быту, снижение доступности медицинских учреждений, высокая стоимость лекарственных средств, злоупотребление алкоголем.

      

По прогнозным оценкам в связи с неблагоприятной социально- экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение численности инвалидов.

     

Основные положения государственной политики по отношению к инвалидам получили отражение в Федеральном Законе от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", содержащем новые трактовки понятий "инвалидность" и "инвалид", а также новые критерии определения инвалидности. Реализация данного Закона потребовала разработки современной концепции инвалидности, создание новой методической базы по ее определению и оценке, трансформации службы врачебно- трудовой экспертизы в медико-социальную экспертизу.

      

На учете в органах социальной защиты населения Мурманской области состоят свыше 36 тысяч инвалидов различных категорий, из них около 4 тысяч - детей-инвалидов. В 2000 году первичное освидетельствование на установление группы инвалидности прошли 5334 человека, из них 679 - дети в возрасте до 18 лет.

      

Сложившееся в общественном сознании восприятие инвалидов не как людей с ограниченными возможностями, а как людей "неполноценных", способствовало возникновению таких проблем, как недоступность или ограниченность информации, образования, профессиональной подготовки, сложность в передвижении, пользовании транспортными средствами и различными видами услуг.

      

В целях определения оптимального для конкретного инвалида комплекса мероприятий, включающего в себя различные виды медицинских, профессиональных, социальных мер, направленных на восстановление или компенсацию способностей к выполнению различных видов деятельности, учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы составляются индивидуальные программы реабилитации инвалида.

    

Медицинская реабилитация осуществляется в амбулаторно- поликлинических и стационарных условиях. В настоящее время в Мурманской области при восьми амбулаторных лечебно- профилактических учреждениях функционируют отделения реабилитации для больных с различной патологией. В семи отделениях сестринского ухода, созданных на базе стационарных муниципальных медицинских учреждений, проводится курсовое лечение для лиц пожилого возраста, в том числе инвалидов, страдающих хроническими заболеваниями. Для более эффективного проведения медицинской реабилитации инвалидов необходимо дальнейшее расширение сети отделений реабилитации, профилированных по наиболее социально значимым видам патологии, как при поликлиниках, так и при стационарных медицинских учреждениях, а также укрепление их материально- технической базы. Весьма перспективным является осуществление медицинской реабилитации инвалидов в санаторно-курортных условиях. В 2001 году предусмотрены финансовые средства на приобретение санаторно-курортных путевок для обеспечения, при наличии индивидуальной программы реабилитации, инвалидов от общего заболевания и с детства.

    

Оказание протезно-ортопедической помощи инвалидам производится Федеральным государственным унитарным предприятием "Мурманское протезно-ортопедическое предприятие". Численность нуждающихся в протезно-ортопедической помощи составляет свыше 5000 человек. На предприятии производится сборка изделий из готовых полуфабрикатов и узлов, изготовленных из высококачественных отечественных и импортных материалов. В то же время для внедрения новых технологий выпуска современных образцов изделий требуется значительное обновление материально- технической базы, замена технологического оборудования. В случае необходимости по рекомендации медико-технической комиссии предприятия инвалидам предоставляется возможность протезирования в Санкт-Петербургском и Московском научно- исследовательских институтах протезирования и протезостроения.

    

Анализ положения инвалидов на рынке труда Мурманской области показывает, что численность обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве граждан, имеющих инвалидность, за последние 3 года возросла с 812 человек в 1998 году до 921 человека в 2000 году. В то же время удельный вес трудоустроенных в числе обратившихся инвалидов увеличился с 19,3% в 1998 году до 36,4% в 2000 году, что позволило сократить численность безработных инвалидов, состоящих на учете в службе занятости, с 638 человек на 31.12.98 г. до 538 человек на 31.12.2000 г. Вместе с тем, эта категория граждан является наименее конкурентоспособной на рынке труда, требующей к себе особого внимания и создания условий, при которых она будет иметь равную с другими гражданами возможность осуществлять свои права человека в области занятости.

      

Мероприятия по социальной реабилитации проживающих в них инвалидов проводятся в четырех государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения Мурманском (из 220 проживающих 122 инвалида) и Кандалакшском (из 353 проживающих 210 инвалидов) домах-интернатах для престарелых и инвалидов, Апатитском (из 608 проживающих 605 инвалидов) и Кировском (из 85 проживающих 81 инвалид) психоневрологических интернатах. В связи со значительной численностью нуждающихся в специализированном уходе граждан имеется необходимость расширения базы существующих учреждений и открытие новых. Продолжается развитие в области сети муниципальных учреждений социального обслуживания населения. В настоящее время муниципальные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в структуру которых входят отделения дневного пребывания, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и др., функционируют в г.г. Мончегорске, Кандалакше, Полярные Зори, Кировске, Апатиты, Оленегорске, ЗАТО г.Североморск. Специалисты этих учреждений проводят работу по выявлению нуждающихся в помощи граждан, в том числе инвалидов, оказанию им социально-бытовой, социально- медицинской, консультативной, психологической помощи. Однако в целом по области работа по оказанию различных видов социальных услуг нуждающимся гражданам из числа нетрудоспособных пенсионеров и инвалидов на муниципальном уровне требует дальнейшего продолжения. Наиболее острая необходимость создания учреждений подобного типа в связи со значительной численностью нуждающихся в социальных услугах возникла в г.Мурманске.

   

Одной из составных частей государственной социальной политики, призванной обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни, является создание доступной среды жизнедеятельности. Практика отечественного градостроительства не учитывала специфических потребностей этой категории населения. Постановлением Главы администрации (Губернатора) Мурманской области от 07.07.97 N 325 утверждена Программа обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры Мурманской области на 1997-2001 г.г. Однако в связи с ограниченными финансовыми возможностями областного и местных бюджетов намеченные мероприятия остались в основном не выполненными.

     

Приведенные факты свидетельствуют о необходимости принятия и осуществления на региональном и местном уровнях комплекса дополнительных мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.