Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

_____________________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 г. на основании
постановления Правительства Мурманской области от 01.03.05 г. № 66-ПП
______________________________________________________________________________


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30.11.2001 г.   N 232-ПП/8


О региональной целевой программе
"Социальная поддержка инвалидов на 2002-2005 годы"

(с изменениями на 31 марта 2004 года)

       

____________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.04 г. № 87-ПП

_____________________________________________________________________________________________     

       Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 года N 36 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" Правительство Мурманской области постановляет:

1.Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2002-2005 годы" (далее именуется Программа).

2.Утвердить комитет по социальной защите населения администрации Мурманской области государственным заказчиком Программы.

3.Органам исполнительной власти области, другим исполнителям соответствующих мероприятий Программы обеспечить их реализацию в пределах выделенных на эти цели средств.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области в пределах средств, предусмотренных бюджетами, принять участие в реализации мероприятий Программы.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А..

6. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


 Первый заместитель
 Губернатора Мурманской
 области
А.Селин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Мурманской области
от "30" 11.2001 г. N 232-ПП/8



Комитет по социальной защите населения администрации
Мурманской области


Р Е Г И О Н А Л Ь Н А Я   Ц Е Л Е В А Я   П Р О Г Р А М М А
"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА
2002-2005 ГОДЫ"

г. Мурманск, 2001 год



П А С П О Р Т
региональной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов
на 2002-2005 годы"


 Наименование   Программы            -   региональная    целевая  программа
"Социальная поддержка инвалидов
                                         на  2002-2005 годы"

 Наименование,  номер и дата         -   постановление  Правительства Pоссийской
 принятия решения  о                     Федерации от 14.01.2000  N  36 "О федеральной
 разработке Программы                    целевой программе  "Социальная поддержка инвалидов
на 2000-2005 годы"

 Государственный  заказчик           -  комитет  по   социальной  защите
 и  основной  разработчик               населения администрации  Мурманской
 Программы                              области

 Цели     Программы                  -  обеспечение эффективной и
скоординированной деятельности
                                        всех заинтересованных ведомств и
общественных объединений инвалидов
                                        в создании условий для адаптации
                                        и интеграции инвалидов в общество
                                        в  соответствии с их потенциальными
физическими и интеллектуальными
возможностями;
осуществление мер по усилению
социальной поддержки и улучшению
качества жизни инвалидов;
повышение эффективности
деятельности государственной службы
                                        медико-социальной экспертизы и
реабилитации инвалидов

 Сроки реализации                    - 2002- 2005 годы
 Программы

 Основные  мероприятия               - мероприятия  по  усилению социальной
 Программы                             защищенности инвалидов, совершенствованию охраны
      здоровья, поддержанию жизнеспособности
                                       и активности инвалидов, оптимизации

                                       среды жизнедеятельности,
      предоставлению помощи и услуг с учетом
      состояния здоровья

 Основные   исполнители               -  комитет  по  социальной  защите
 Программы                             населения администрации Мурманской
      области;
                                       комитет по здравоохранению
      администрации Мурманской области;
                                       комитет по строительству и архитектуре
      администрации Мурманской области;
      департамент Федеральной государственной
                                       службы занятости населения по
      Мурманской области;
      комитет по культуре и искусству
      администрации Мурманской области;
      комитет по физической культуре, спорту и
      туризму администрации Мурманской
      области;
                                       органы местного самоуправления;
      Мурманская областная общественная
      организация Всероссийского общества
      инвалидов;
      Мурманское региональное отделение
      Всероссийского общества слепых;
      Мурманская областная общественная
      организация Всероссийского общества
                                       глухих

 Объемы  и  источники                  -  средства  федерального  бюджета:
 финансирования                            2002 г.-  2550,4 тыс. рублей
 Программы                                 2003 г.-  1522,0 тыс. рублей
                                           2004 г.-  1422,0 тыс. рублей
                                           2005 г.-  1022,0 тыс. рублей;
                                       -    средства областного бюджета
                                       в счет текущего финансирования;
      средства местных бюджетов:
                                           2002 г. - 5840,0 тыс. рублей
                                           2003 г. - 3090,0 тыс. рублей
                                           2004 г. - 90,0 тыс. рублей
                                           2005 г. - 50,0 тыс. рублей
       средства Пенсионного фонда
                                           2002 г.  - 3250,0 тыс. рублей
                                           2003 г.  - 3250,0 тыс. рублей
                                           2004 г.  - 3250,0 тыс. рублей
                                           2005 г.  - 3250,0 тыс. рублей
средства из внебюджетных источников
                                           2002 г.   - 225,0  тыс. рублей
                                           2003 г.   - 225,0,0 тыс. рублей
                                           2004 г.   - 225,0,0 тыс. рублей
                                           2005 г.   - 210,0 тыс. рублей

 Ожидаемые конечные               -  повышение уровня и качества жизни
 результаты реализации               инвалидов;
 Программы                           улучшение  медико-социальной экспертизы
                                     и  усиление ее реабилитационной
    направленности;
    совершенствование оказываемой протезно-
    ортопедической и медицинской помощи;
    расширение возможности участия
    инвалидов в посильной трудовой
    деятельности;
                                     создание условий для реализации
    инвалидами своих прав на общее и
    профессиональное образование
                                     в соответствии с интеллектуальными и
    физическими возможностями;
    оптимизация среды жизнедеятельности
    инвалидов

 Система  организации              - контроль за  реализацией
 контроля  за  исполнением           Программы осуществляет  комитет  по
 Программы                           социальной защите  населения
                                     администрации  Мурманской области
                                     совместно с другими

                                     областными органами
    исполнительной власти  и органами
    местного самоуправления

Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения

Кардинальные политические и социально-экономические преобразования, произошедшие в последнее десятилетие в России, обусловили принципиальные изменения социальной политики государства по отношению к инвалидам, способствовали формированию новых подходов к решению проблем инвалидности и социальной защиты инвалидов. На современном этапе развития общества одним из приоритетных направлений социальной политики государства является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.

     

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения. В силу различного рода причин объективного и субъективного характера (экономической нестабильности, ухудшения финансового положения, недостаточности для значительного числа населения квалифицированной медицинской помощи, роста производственного травматизма и др.) в мире отмечается рост показателей инвалидности. Такая же тенденция характерна и для России. Так, за последние семь лет общая численность инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты населения, увеличилась примерно на 60%. В 1999 году по России впервые признано инвалидами 1 049 722 человека, что составляет 90,2 на 10 000 населения в возрасте от 16 лет и старше.

     

На протяжении последних пяти лет наблюдается увеличение количества инвалидов трудоспособного возраста и детей- инвалидов. Наиболее высокий уровень инвалидности отмечается в связи с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, последствиями различных травм. Лица, имеющие указанные болезни, составляют более половины в структуре больных, впервые признанных инвалидами. В последние годы отмечаются неблагоприятные тенденции в повышении уровня первичной инвалидности в связи с психическими расстройствами и туберкулезом. Основными причинами роста первичной инвалидности являются изменения в социально-экономических условиях жизни, нарушение санитарно-гигиенических норм на производстве и в быту, снижение доступности медицинских учреждений, высокая стоимость лекарственных средств, злоупотребление алкоголем.

      

По прогнозным оценкам в связи с неблагоприятной социально- экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение численности инвалидов.

     

Основные положения государственной политики по отношению к инвалидам получили отражение в Федеральном Законе от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", содержащем новые трактовки понятий "инвалидность" и "инвалид", а также новые критерии определения инвалидности. Реализация данного Закона потребовала разработки современной концепции инвалидности, создание новой методической базы по ее определению и оценке, трансформации службы врачебно- трудовой экспертизы в медико-социальную экспертизу.

      

На учете в органах социальной защиты населения Мурманской области состоят свыше 36 тысяч инвалидов различных категорий, из них около 4 тысяч - детей-инвалидов. В 2000 году первичное освидетельствование на установление группы инвалидности прошли 5334 человека, из них 679 - дети в возрасте до 18 лет.

      

Сложившееся в общественном сознании восприятие инвалидов не как людей с ограниченными возможностями, а как людей "неполноценных", способствовало возникновению таких проблем, как недоступность или ограниченность информации, образования, профессиональной подготовки, сложность в передвижении, пользовании транспортными средствами и различными видами услуг.

      

В целях определения оптимального для конкретного инвалида комплекса мероприятий, включающего в себя различные виды медицинских, профессиональных, социальных мер, направленных на восстановление или компенсацию способностей к выполнению различных видов деятельности, учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы составляются индивидуальные программы реабилитации инвалида.

    

Медицинская реабилитация осуществляется в амбулаторно- поликлинических и стационарных условиях. В настоящее время в Мурманской области при восьми амбулаторных лечебно- профилактических учреждениях функционируют отделения реабилитации для больных с различной патологией. В семи отделениях сестринского ухода, созданных на базе стационарных муниципальных медицинских учреждений, проводится курсовое лечение для лиц пожилого возраста, в том числе инвалидов, страдающих хроническими заболеваниями. Для более эффективного проведения медицинской реабилитации инвалидов необходимо дальнейшее расширение сети отделений реабилитации, профилированных по наиболее социально значимым видам патологии, как при поликлиниках, так и при стационарных медицинских учреждениях, а также укрепление их материально- технической базы. Весьма перспективным является осуществление медицинской реабилитации инвалидов в санаторно-курортных условиях. В 2001 году предусмотрены финансовые средства на приобретение санаторно-курортных путевок для обеспечения, при наличии индивидуальной программы реабилитации, инвалидов от общего заболевания и с детства.

    

Оказание протезно-ортопедической помощи инвалидам производится Федеральным государственным унитарным предприятием "Мурманское протезно-ортопедическое предприятие". Численность нуждающихся в протезно-ортопедической помощи составляет свыше 5000 человек. На предприятии производится сборка изделий из готовых полуфабрикатов и узлов, изготовленных из высококачественных отечественных и импортных материалов. В то же время для внедрения новых технологий выпуска современных образцов изделий требуется значительное обновление материально- технической базы, замена технологического оборудования. В случае необходимости по рекомендации медико-технической комиссии предприятия инвалидам предоставляется возможность протезирования в Санкт-Петербургском и Московском научно- исследовательских институтах протезирования и протезостроения.

    

Анализ положения инвалидов на рынке труда Мурманской области показывает, что численность обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве граждан, имеющих инвалидность, за последние 3 года возросла с 812 человек в 1998 году до 921 человека в 2000 году. В то же время удельный вес трудоустроенных в числе обратившихся инвалидов увеличился с 19,3% в 1998 году до 36,4% в 2000 году, что позволило сократить численность безработных инвалидов, состоящих на учете в службе занятости, с 638 человек на 31.12.98 г. до 538 человек на 31.12.2000 г. Вместе с тем, эта категория граждан является наименее конкурентоспособной на рынке труда, требующей к себе особого внимания и создания условий, при которых она будет иметь равную с другими гражданами возможность осуществлять свои права человека в области занятости.

      

Мероприятия по социальной реабилитации проживающих в них инвалидов проводятся в четырех государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения Мурманском (из 220 проживающих 122 инвалида) и Кандалакшском (из 353 проживающих 210 инвалидов) домах-интернатах для престарелых и инвалидов, Апатитском (из 608 проживающих 605 инвалидов) и Кировском (из 85 проживающих 81 инвалид) психоневрологических интернатах. В связи со значительной численностью нуждающихся в специализированном уходе граждан имеется необходимость расширения базы существующих учреждений и открытие новых. Продолжается развитие в области сети муниципальных учреждений социального обслуживания населения. В настоящее время муниципальные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в структуру которых входят отделения дневного пребывания, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и др., функционируют в г.г. Мончегорске, Кандалакше, Полярные Зори, Кировске, Апатиты, Оленегорске, ЗАТО г.Североморск. Специалисты этих учреждений проводят работу по выявлению нуждающихся в помощи граждан, в том числе инвалидов, оказанию им социально-бытовой, социально- медицинской, консультативной, психологической помощи. Однако в целом по области работа по оказанию различных видов социальных услуг нуждающимся гражданам из числа нетрудоспособных пенсионеров и инвалидов на муниципальном уровне требует дальнейшего продолжения. Наиболее острая необходимость создания учреждений подобного типа в связи со значительной численностью нуждающихся в социальных услугах возникла в г.Мурманске.

   

Одной из составных частей государственной социальной политики, призванной обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни, является создание доступной среды жизнедеятельности. Практика отечественного градостроительства не учитывала специфических потребностей этой категории населения. Постановлением Главы администрации (Губернатора) Мурманской области от 07.07.97 N 325 утверждена Программа обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры Мурманской области на 1997-2001 г.г. Однако в связи с ограниченными финансовыми возможностями областного и местных бюджетов намеченные мероприятия остались в основном не выполненными.

     

Приведенные факты свидетельствуют о необходимости принятия и осуществления на региональном и местном уровнях комплекса дополнительных мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

Основные цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются усиление социальной защищенности, улучшение качества жизни, максимально возможная социальная интеграция инвалидов в общество.

     

Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:

       

-формирование организационных, правовых, социально- экономических условий для реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов в общество;