Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2005 ГОДЫ

ЧАСТЬ I. Занятость и рынок труда


1. Макроэкономические факторы и изменения в сфере занятости в 1999-2000 годах Экономическая политика Правительства Российской Федерации, проводимая после кризиса 1998 года, позволила укрепить предпосылки нормализации экономической ситуации как в целом в стране, так и в ее субъектах.

В 1999 году в экономике Мурманской области наметились, а в 2000 году закрепились положительные тенденции улучшения ее параметров: оживился реальный сектор, нормализовалось положение в финансово-бюджетной сфере, возросла инвестиционная активность. Этому способствовали как внешние факторы, связанные с девальвацией рубля и высокими ценами на экспортируемую продукцию, так и внутренние, обусловленные отставанием темпов роста заработной платы, цен на продукцию и услуги естественных монополий и возможностями увеличения поставок на внутренний рынок.

В 1999-2000 годах наблюдалась тенденция роста объемов промышленного производства. В 1999 году предприятиями области произведено продукции на 5,2 % больше, чем в 1998, в 2000 году - на 5,7 % больше, чем в соответствующем периоде 1999.

В 1999 году увеличение объемов производства произошло практически во всех отраслях промышленности, за исключением цветной металлургии, промышленности стройматериалов и хлебопекарной (снижение от 1,5 % до 7,8 %). Начала улучшаться ситуация в лесопромышленном комплексе. Впервые за много лет отмечен рост производства, хотя и более медленными темпами, в лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также на предприятиях агропромышленного комплекса.

В 2000 году снизились объемы в электроэнергетике, химической, хлебопекарной и мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (от 1 % до 9 %), но на 14,3 % увеличилось производство промышленной продукции предприятиями машиностроения и металлообработки, на 12,2 % - пищевой, на 10 % - полиграфической.

Улучшилось финансово-экономическое состояние градообразующих предприятий области:

в целях обеспечения финансово-хозяйственной устойчивости дочерних предприятий РАО "Норильский никель", составляющих существенную долю хозяйственного комплекса области, в 1999 году администрацией области подписано соглашение о сотрудничестве с ЗАО "Холдинговая компания "Интеррос" и РАО "Норильский никель";

после длительного простоя в 1999 году возобновило работу АО "Севредмет", что позволило существенно разрядить обстановку в Ловозерском районе;

в 1999 году запущена в работу законсервированная ранее обогатительная фабрика "Аноф-3" в ОАО "Апатит", что способствовало наращиванию объемов производства апатитового концентрата;

предпринятые руководством ОАО "Ковдорслюда" меры по увеличению объемов производства и реализации продукции позволили вывести предприятие из убыточных в разряд рентабельных;

в ОАО "Олкон" введено в эксплуатацию новое месторождение железистых кварцитов;

принятые администрацией области меры создали условия для экономического оживления в рыбохозяйственном комплексе. До 1 января 2001 года продлился эксперимент по упрощенному таможенному оформлению поставок рыбы на все рыбоперерабатывающие предприятия области, что, в свою очередь также способствовало увеличению роста объемов производства в рыбной промышленности (в 2000 году на 14 %).

завершена реструктуризация ОАО "Судоверфь", на ее территории Законом Мурманской области создана зона экономического развития. За 1999-2000 годы доля убыточных предприятий в области снизилась с 43,5 % до 36,3 %. Экономический рост обусловлен, помимо прочего, увеличением объема инвестиций в основной капитал, прирост которых составил в 1999 году 89 %.

В 1999 году резко увеличилось инвестирование (в 2,5 - 3,5 раза) на ряде крупнейших предприятий области: ОАО "Ковдорский ГОК", "Кандалакшский алюминиевый завод", ОАО "Североникель", Мурманский траловый флот, Кольская АЭС. Вместе с тем, имеющиеся тенденции общего оживления экономики неустойчивы, т. к. сохраняется большая зависимость от внешних факторов.

Ограничены возможности дальнейшего развития импортозамещения без существенных дополнительных вложений. Инвестиционная активность еще недостаточна для проведения назревших структурных перемен в экономике и создания условий для долговременного устойчивого экономического роста. В дальнейшем прирост промышленного производства в значительной степени будет зависеть от экспортноориентированных отраслей экономики области. В прошедшем периоде в сфере малого бизнеса и развития частного предпринимательства наблюдался некоторый спад. Число малых предприятий сократилось за 1999 год на 790 единиц, уменьшилась и численность работающих там более чем на 4 тысячи. Однако на общую ситуацию с занятостью это не повлияло, т. к. на малых предприятиях трудятся около 9 % занятого населения области. В отраслевой структуре малых предприятий значительных изменений не произошло: по-прежнему предприятия торговли и общественного питания составляют около 50 % от их общего числа, а строительства и промышленности - соответственно 13 и 19 %. Поэтому выпуск товаров и услуг, а также выручка от реализации продукции не уменьшились, а, напротив, возросли, в основном, за счет повышения цен.

В целях поддержки и развития малого и среднего бизнеса принята региональная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Мурманской области на 2000-2004 годы, выделены финансовые ресурсы. Законом Мурманской области "О государственной поддержке развития предпринимательской деятельности в Терском и Ловозерском районах Мурманской области" на этих территориях введен режим льготного налогообложения деятельности коммерческих организаций.

На реализацию программы поддержки малого предпринимательства в бюджете области предусмотрены на 2001 год финансовые средства в размере 5 млн. руб. в качестве кредита.

Позитивные изменения в экономике области в 1999-2000 годах оказали благоприятное влияние на положение в сфере занятости:

Значительно улучшилось использование рабочей силы на предприятиях и в организациях - уменьшились объемы неполной занятости работающих: в 1999 году отпуска по инициативе администрации были предоставлены 5934 чел., в условиях неполного рабочего времени трудились 2679 чел. (в 1998 году соответственно: 12572 чел. и 5501 чел.). За 2000 год 3716 работников побывали в отпусках по инициативе администрации и 1427 трудились в условиях неполного рабочего времени.

Впервые за много лет в 1999 году число принятых предприятиями на работу превысило число убывших (принято 76,5 тыс. чел., выбыло 74,6 тыс. чел.), но в 2000 году вновь отмечено отрицательное сальдо приема и выбытия рабочей силы. За год уволено 69,4 тыс. человек, принято 66,4 тысяч работников.

Уменьшились масштабы высвобождения работников. В 1999 году более чем в 2 раза уменьшилась численность высвобожденных с предприятий работников и составила 3,9 тысяч человек. В 2000 году в службу занятости поступили сведения о высвобождении 3,9 тысяч человек, в отделы занятости обратилось лишь 2319 человек (59 %).

В 1999 году на 1 % увеличились трудовые ресурсы и составили 667,7 тыс. человек. Увеличение произошло, в основном, за счет лиц старше трудоспособного возраста учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства.

Стабилизировалась численность занятых в экономике. Более того, и в 1999 году, и в 2000 отмечено постепенное увеличение их числа. По данным областного комитета государственной статистики в декабре 2000 года в экономике области было занято 430,4 тыс. чел. Отраслевая структура занятых, равно как и распределение работающих по формам собственности, практически не изменяются на протяжении последних 3-4 лет. В материальной сфере занято более 60 % работающих. 50,4 % занятых трудятся в государственном секторе экономики, 31 % - в частном.

Сложилось устойчивое соотношение в средней заработной плате по отраслям экономики. Наиболее высок её уровень на предприятиях и организациях транспорта, кредитования, финансов и страхования, геологии и разведки недр, геодезии и гидрометеорологии, науки и научного обслуживания, промышленности, связи, строительства. Несмотря на принимаемые на федеральном и местном уровне меры, наименее оплачиваемыми остаются работники образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства., заработная плата которых в 2-2,5 раза ниже, чем в промышленности.

Поэтому вопросы улучшения соотношения в оплате труда между отраслями требуют своего решения уже в ближайшее время как через принятие нормативно-правовых актов на федеральном уровне, так и через развитие системы индивидуальных и коллективных соглашений, договоров на региональном. Предстоящий период должен стать периодом поэтапного сближения уровня минимального размера оплаты труда, I разряда ЕТС и прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Наряду с позитивными переменами в сфере занятости наблюдается ухудшение качества рабочей среды в части условий труда. В 2000 году почти на 4 % увеличился удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, и составил 45,8 % против 41,9 % в 1999 (в 1993 - 38,4%). При этом практически в равном положении находятся работники и государственного и частного сектора промышленности. В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работали 44,4 % работников государственных промышленных предприятий 46 % - занятых у "частников". На транспорте 10,3 % - работающие в госсекторе, 25,8 % - в частном. В строительстве этот разрыв наибольший - удельный вес работников негосударственных предприятий (17 %), занятых в условиях, не соответствующих СниП, в 3 раза превышает величину этого показателя по государственным.

В предстоящем периоде одним из основных направлений в улучшении качества рабочей среды должно стать создание необходимых условий для эффективной занятости, позволяющей гражданам получать доходы, обеспечивающие более высокий уровень социального потребления. Необходимо на всех уровнях обеспечить устойчивый баланс интересов работников, работодателя и государства.

2. Состояние рынка труда Мурманской области, динамика безработицы На развитие рынка труда в 1999-2000 годах еще некоторое время оказывали влияние последствия финансового кризиса 1998 года.