Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 17.01.2001 N 9-ПП
Региональная целевая программа
"Безопасное материнство на 2001-2005 годы"
П А С П О Р Т
региональной целевой программы
"Безопасное материнство на 2001-2005 годы"
Наименование - региональная целевая программа
Программы "Безопасное материнство на 2001-2005
годы"
Основание для решения - постановление Правительства
о разработке Программы Российской Федерации от 25.08.2000 N
625 "О федеральных целевых программах
по улучшению положения детей в
Российской Федерации на 2001-2002
годы"
Государственный - комитет по здравоохранению
заказчик Программы администрации Мурманской области;
- комитет по образованию
администрации Мурманской области;
- комитет по делам молодежи
администрации Мурманской области
Основные разработчики - комитет по здравоохранению
Программы администрации Мурманской области;
- Мурманское отделение Российской
ассоциации "Планирование семьи"
Цель и задачи - охрана репродуктивного здоровья
Программы населения;
- создание условий для рождения
желанных, здоровых детей и сохранения
здоровья женщин;
- предупреждение инвалидности;
- профилактика материнской и
младенческой смертности;
- снижение числа абортов;
- совершенствование организации и
поддержка служб охраны репродуктивного
здоровья;
- укрепление материально-технической
базы учреждений родовспоможения и
детства;
- создание условий для "безопасного"
аборта;
- обеспечение населения средствами
контрацепции;
- информационное обеспечение населения
по здоровому образу жизни и охране
репродуктивного здоровья
Сроки и этапы - 2001-2005 годы
реализации Программы
Перечень основных - приобретение современного лечебно-
мероприятий диагностического оборудования для
учреждений родовспоможения и детства;
- приобретение простагландинов для
учреждений родовспоможения Мурманской
области;
- закупка средств контрацепции для
службы планирования семьи;
- приобретение денситометра для
диагностики остеопороза для
Мурманского областного
диагностического центра;
- закупка экзосурфа для учреждений
родовспоможения Мурманской области;
- приобретение оборудования и тест-
систем для неонатального скрининга и
диагностики внутриутробных инфекций
для Мурманского областного
диагностического центра
Исполнители основных - комитет по здравоохранению
мероприятий администрации Мурманской области;
- территориальный фонд обязательного
медицинского страхования по
Мурманской области
Объемы и источники - общее финансирование на 2001-2005
финансирования г.г. - 13633,5 тыс.руб. (с изменением на основании
постановления Правительства Мурманской области от 25.11.02 г. № 402-ПП)
- в том числе за счет средств
территориального фонда ОМС - 88000 тыс. руб. (с изменением на основании постановления Правительства Мурманской области от 25.11.02 г. № 402-ПП)
2001 год
областной бюджет (текущее
финансирование) - 4000 тыс.руб.,
муниципальные бюджеты - 5974,7 тыс.руб.,
территориальный фонд ОМС - 10000 тыс.руб.
Всего: 19974,7 тыс.руб.
федеральный фонд ОМС
2002 год
областной бюджет - 4000 тыс.руб.,
муниципальные бюджеты - 4614,7 тыс.руб.,
территориальный фонд ОМС -48000тыс.руб.
(с изменением на основании постановления Правительства Мурманской области от 25.11.02 г. № 402-ПП)
Всего: 56614,7 тыс.руб. (с изменением на основании
постановления Правительства Мурманской области от 25.11.02 г. № 402-ПП)
федеральный фонд ОМС
2003 год
областной бюджет - 4000 тыс.руб.,
муниципальные бюджеты - 3614,7 тыс.руб.,
территориальный фонд ОМС - 10000 тыс.руб.
Всего: 17614,7 тыс.руб.
федеральный фонд ОМС
2004 год
областной бюджет - 4000 тыс.руб.,
муниципальные бюджеты - 3214,7тыс.руб.,
территориальный фонд ОМС - 10000 тыс.руб.
Всего: 17214,7 тыс.руб.
федеральный фонд ОМС
2005 год
областной бюджет - 4000 тыс.руб.,
муниципальные бюджеты - 5214,7 тыс.руб.,
территориальный фонд ОМС - 10000 тыс.руб.
Всего: 19214,7 тыс.руб.
федеральный фонд ОМС
Финансовые средства ежегодно
уточняются в установленном порядке, с
учетом имеющихся возможностей
Ожидаемые конечные - совершенствование системы охраны
результаты реализации репродуктивного здоровья населения;
Программы - улучшение организации и качества
акушерско-гинекологической помощи вне,
во время беременности, в родах, в
перинатальном периоде;
- укрепление материально-технической
базы амбулаторно-поликлинических и
стационарных учреждений
родовспоможения и детства;
- проведение информационных и
просветительных мероприятий среди
населения и специалистов;
- снижение числа абортов и материнской
смертности;
- снижение младенческой смертности
Контроль за - комитет по здравоохранению
исполнением Программы администрации Мурманской области
1. Содержание проблемы
1.1. Обоснование необходимости решения проблемы безопасного материнства путем создания программы
Региональная целевая программа "Безопасное материнство на 2001-2005 годы" разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы".
Мурманская область - единственный субъект Российской Федерации, практически целиком расположенный за Полярным кругом.
Условия Крайнего Севера являются экстремально неблагоприятными для здоровья населения, что особенно актуально на фоне трудной экономической ситуации в стране, роста социальной напряженности, экологического неблагополучия.
Все это, безусловно, создает сложную медико-демографическую ситуацию, приводит к значительному ухудшению показателей здоровья населения.
К началу 1993 года по Мурманской области сложилась критическая ситуация с оказанием медицинской помощи беременным и родильницам, значительно возросла заболеваемость детского населения.
Коллегией администрации Мурманской области и управлением здравоохранения было принято решение о создании региональной программы охраны материнства и детства и о приоритетном развитии этой службы в области. С 1993 по 1999 год реализовано 3 этапа региональной программы "Безопасное материнство", в ходе которых учреждения родовспоможения и детства были оснащены современным лечебно-диагностическим оборудованием. В результате выполнения 3-х этапов Программы значительно снизились перинатальная смертность (с 16,8 до 8,0 на 1000) и младенческая смертность (с 17 до 11,4 на 1000).
Продолжает оставаться высокой материнская смертность (56,0 на 100000 живорожденных).
Ухудшается медико-демографическая ситуация.
За последние 10 лет численность населения области сократилась более, чем на 13%, в т.ч. детского - почти на 30%. Достигнутый в настоящее время уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения: в 1998г суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей рожденных женщиной за всю жизнь) составил всего 1,1 (в целом по России- 1,24, Северному региону-1,19), против необходимых 2,15-2,17. Снизилась частота рождений вторых и третьих детей. В 1999 году повторных рождений было зарегистрировано 2,6 тыс. - это на 0,3 тыс. или на 11% меньше, чем в 1998 году.
В структуре младенческой смертности 64,2 % детей приходится на неонатальный период, 25% детей умерло в первые сутки периода новорожденности. В нозологической структуре младенческой смертности на первом месте остаются врожденные пороки развития (далее - ВПР). Основным резервом по снижению младенческой смертности от ВПР является пренатальная ультразвуковая диагностика, современное генетическое обследование семей, где уже имелись случаи гибели детей от ВПР, а также витаминизация фолиевой кислотой женщин в период до наступления беременности и беременных в первом триместре беременности. Сохраняется высокая доля гибели детей от пневмопатий и синдрома дыхательных расстройств, 58% из них приходится на неонатальный период.
В течение 1994-1999 годов в ходе реализации 3-х этапов Программы не были выполнены некоторые важные позиции в части оснащения учреждений родовспоможения и детства лечебно- диагностическим оборудованием. Кроме того, требует замены оборудование, выработавшее свой ресурс.