Действующий

О Концепции программы социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 года

                                                    

  Таблица 3.4.1

             

Прогноз грузооборота морских портов, тыс.т

┌════════════════════════════┬═════┬══════┬══════┬══════┬═══════════‰
│      Морские порты         │1990 │ 1998 │ 1999 │ 2000 │2005       │
│                            │ г.  │  г.  │  г.  │  г.  │ г.        │ 

├════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═══════════┤
│1.     Мурманский    морской│ 7817│  6835│  8428│  9500│ 11000     │
│торговый порт               │     │      │      │      │           │
│2.   Кандалакшский  торговый│ 1805│   227│  377 │  2005│ 2705      │
│порт                        │     │      │      │      │           │
│3. Морской порт Витино      │   - │   373│  548 │  650 │ 4000      │
│                            │     │      │      │      │           │
│4. Мурманский морской рыбный│ 3332│   459│  836 │  764 │ 1000      │
│порт                        │     │      │      │      │           │
└════════════════════════════┴═════┴══════┴══════┴══════┴═══════════…

       Растущие объемы грузооборота МТП (отчетные и прогнозные) стимулируют развитие мощностей, модернизацию перегрузочного оборудования и реконструкцию перегрузочных комплексов (причалы N 1 и N 17). Завершаются дноуглубительные работы, которые позволят обрабатывать суда грузоподъемностью 100-120 тыс. т.. Ведется проработка строительства нового терминала (причал N 21) для навалочных грузов и реконструкция железнодорожной грузовой станции Мурманск.

       Кандалакшский торговый порт, ранее специализировавшийся на перевалке железорудного концентрата, в последние годы развивается на той же группе грузов, что и ММТП. С 1999 г. ведется проектирование новых терминалов по перегрузке апатитового концентрата (1.5 млн. т в год) и угля (1.0 млн. т в год). Для обработки судов водоизмещением до 50 тыс. т., осуществляются проектные работы по углублению подходного фарватера и увеличению глубин у причалов.

       Первая очередь порта Витино (проект "Белое море") введена в 1996 году. Новый терминал по обслуживанию танкеров водоизмещением до 50 тыс. т имеет технические мощности по отгрузке нефти и нефтепродуктов до 2 млн. т в год. Вторая очередь развития порта включает в себя строительство глубоководного причала, расширение резервуарного парка и увеличение грузооборота до 4 млн. т в год.

       Динамика грузооборота Мурманского морского рыбного порта находится в функциональной зависимости от условий и факторов хозяйственной деятельности предприятий Северного бассейна: объемов и видового состава вылова, динамики экспорта рыбопродукции, изменений таможенной политики в отношении судов приобретенных или отремонтированных за границей, соотношения внутренних и внешних цен на топливо и др. Значительное положительное влияние может оказать изменение процедуры (вплоть до запрета) реализации рыбопродукции за рубеж непосредственно с промысла и введение обязательных разгрузочных операций экспортных биоресурсов в портах России.

       Цель. Формирование арктического флота и развитие береговой инфраструктуры для обеспечения федеральных (геополитических) и региональных (социально-экономических) интересов в освоении ресурсной базы арктического региона и переориентация внешнеторговых грузов на отечественные порты.

Основные задачи:

      обеспечение   технических  и  организационных  мероприятий   по
 поддержанию   и  увеличению  мощностей  ледокольного  флота   и   его
 безубыточной эксплуатации;
      развитие   транспортного  морского  узла  (морских  портов)   с
 повышенными  конкурентными  возможностями  для  обеспечения  растущих
 экспортных и импортных грузопотоков.
     План  действий.  Для достижения сформулированных  целей  и  задач
необходимо осуществление следующих мероприятий:
     активное  участие  в  реализации  федеральных  целевых  программ
 "Мировой  океан",  "Возрождение торгового флота России",  "Российские
 верфи";
     осуществление комплекса мероприятий по продлению ресурса атомных
 ледоколов и лихтеровоза-контейнеровоза "Севморпуть";
    способствование формированию и реализации государственных решений
 и постановлений по достройке атомного ледокола "50 лет Победы";

     активизация  проработки  возможностей  финансирования  Программы
 пополнения  состава  ледокольного флота  из  федерального  бюджета  с
 привлечением крупных российских и иностранных инвесторов;
     выполнение  в  ММТП  первого  этапа инвестиционного  проекта  по
 строительству   новых   и  реконструкции  действующих   перегрузочных
 комплексов с увеличением мощностей порта по годовому грузообороту  до
 11-12 млн. т, в последующем - до 15-16 млн. т;
     продолжение  работы по развитию мощностей портов в Кандалакше  и
 Витино, поиск и обеспечение новых грузопотоков;
     создание  на  южных  причалах  Мурманского  рыбного  порта  зоны
 экономического развития (роста) с режимом свободного склада;
     выполнение  проработки  и  обеспечение  строительства  нефтяного
 терминала   (перегрузочного  комплекса)   в   Печенгской   губе   для
 обслуживания  месторождений  Тимано-печорской  провинции,  доступного
 танкерам грузоподъемностью свыше 100 тыс. т.;
      согласование  с  заинтересованными  ведомствами   вопросов   по
 переориентации  внешнеторговых грузов  и  тарифной  политике  МПС  на
 грузоперевозки.

4. РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Судоремонтные предприятия оборонно-промышленного комплекса и проблемы конверсии

        Проблемная ситуация. Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся на судоремонтных предприятиях оборонно- промышленного комплекса Мурманской области, остается сложной. Позитивные тенденции, наметившиеся в 1999 году, явились следствием улучшения финансирования государственного оборонного заказа и частичного погашения государственной задолженности перед предприятиями, выполнением ряда международных программ.

       В то же время все еще высокой остается задолженность предприятий по заработной плате, перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, что приводит к росту штрафов и пени по ним; сокращается число занятых в производстве, что усугубляет ситуацию на региональном рынке труда и приводит к негативным социальным последствиям.

        Нынешнее пребывание судостроительного производства в состоянии стагнации и недозагруженности отражается и на уровне боевой готовности флота. Основываясь на анализе качественных характеристик кораблей, вооружения и военной техники ВМФ, можно сделать вывод о резком возрастании доли морально и физически устаревших кораблей и другой боевой техники Флота. Особое беспокойство вызывает состояние морской составляющей стратегических ядерных сил государства (МСЯС), являющихся ключевым элементом стратегии обеспечения национальной безопасности.

        С 1995 года на судоремонтных заводах оборонного комплекса Мурманской области осуществляется утилизация вооружения и военной техники, но из-за отсутствия финансовых средств этот вид деятельности должного развития пока не получил. Проблема утилизации находящихся длительное время в отстое атомных подводных лодок, представляющих серьезную ядерную и радиационную опасность, требует безотлагательного решения.

        Цель. Сохранение и развитие судоремонтной отрасли Мурманской области в условиях конверсии оборонной промышленности.

Основные задачи:

    осуществление комплекса организационно-технических мероприятий по
 модернизации  действующих и созданию новых производств для  повышения
 эффективности производства, экологической и радиационной безопасности
 в регионе;
      обеспечение  социальной  реабилитации  работников  предприятий,
 высвобождаемых  из  оборонного производства  в  связи  с  проведением
 конверсии оборонной промышленности.
    План действий.
    Для   достижения   сформулированных  цели   и   задач   необходимо
осуществление следующих организационно-технических мероприятий:
     переподчинение  предприятий, находящихся в ведении  Министерства
 обороны  Российскому агентству по судостроению, что позволит включить

 (e в государственные программы по конверсии оборонной промышленности;
     завершение передачи социально-бытовой инфраструктуры предприятий
 в ведение местных органов власти;
      поиск   территориальных   альтернатив  использования   трудовых
 ресурсов, высвобождаемых из оборонного производства;
     разработка региональной программы конверсии, ориентированной  на
 цель и приоритет регионального характера;
    создание фонда конверсии, реконструкции и утилизации вооружений и
 военной   техники;  создание  условий  для  привлечения  внебюджетных
 инвестиций, льготного налогообложения на инвестиции, направленные  на
 техническое    перевооружение   предприятий   и    перепрофилирование
 производственной  базы  предприятий,  ведущих  работы  по  утилизации
 вооружений и военной техники;
     формирование  условий  для ремонта судов гражданских  флотов  на
 судоремонтных заводах Минобороны Мурманской области.

4.2. Внешнеэкономическая деятельность

    

       Проблемная ситуация. Внешнеэкономическая деятельность Кольского региона является одной из самых динамичных отраслей в хозяйственном комплексе области. Общий внешнеторговый оборот области вырос за период с 1992 до 1999 г. более чем в три раза. Внешнеторговое сальдо является положительным все эти годы, при значительном преобладании экспорта над импортом.

       Экспорт Мурманской области в денежном и натуральном выражении имел устойчивую тенденцию к росту, что было связано с достаточно благоприятной конъюнктурой на мировых рынках сырья и падением спроса на внутреннем рынке.

         Экспортная структура области практически не изменилась за прошедшие несколько лет и осталась всецело сырьевой. Основные позиции в экспорте занимают цветные металлы - 35-60%; рыба и продукты морского промысла - 42-15%; апатитовый концентрат - 15-24%. Довольно значительное место в экспорте области стали занимать экспортные услуги - 4.5-13%.

Обращает на себя внимание изменение географии экспорта. В числе основных торговых партнеров области преобладают развитые европейские страны, (44-50% от общего экспорта), в то время как, экспорт в страны СНГ составляет 1-5% от общего объема.

       Импорт области в отличии от экспорта на протяжении 1992-1999 гг. оставался практически на одном уровне. Структура импорта, существенно изменилась в сторону сокращения импорта машин и оборудования и увеличения продовольственной продукции и товаров широкого потребления.