Таблица 3.4.1
Прогноз грузооборота морских портов, тыс.т
┌════════════════════════════┬═════┬══════┬══════┬══════┬═══════════‰
│ Морские порты │1990 │ 1998 │ 1999 │ 2000 │2005 │
│ │ г. │ г. │ г. │ г. │ г. │
├════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═══════════┤
│1. Мурманский морской│ 7817│ 6835│ 8428│ 9500│ 11000 │
│торговый порт │ │ │ │ │ │
│2. Кандалакшский торговый│ 1805│ 227│ 377 │ 2005│ 2705 │
│порт │ │ │ │ │ │
│3. Морской порт Витино │ - │ 373│ 548 │ 650 │ 4000 │
│ │ │ │ │ │ │
│4. Мурманский морской рыбный│ 3332│ 459│ 836 │ 764 │ 1000 │
│порт │ │ │ │ │ │
└════════════════════════════┴═════┴══════┴══════┴══════┴═══════════…
Растущие объемы грузооборота МТП (отчетные и прогнозные) стимулируют развитие мощностей, модернизацию перегрузочного оборудования и реконструкцию перегрузочных комплексов (причалы N 1 и N 17). Завершаются дноуглубительные работы, которые позволят обрабатывать суда грузоподъемностью 100-120 тыс. т.. Ведется проработка строительства нового терминала (причал N 21) для навалочных грузов и реконструкция железнодорожной грузовой станции Мурманск.
Кандалакшский торговый порт, ранее специализировавшийся на перевалке железорудного концентрата, в последние годы развивается на той же группе грузов, что и ММТП. С 1999 г. ведется проектирование новых терминалов по перегрузке апатитового концентрата (1.5 млн. т в год) и угля (1.0 млн. т в год). Для обработки судов водоизмещением до 50 тыс. т., осуществляются проектные работы по углублению подходного фарватера и увеличению глубин у причалов.
Первая очередь порта Витино (проект "Белое море") введена в 1996 году. Новый терминал по обслуживанию танкеров водоизмещением до 50 тыс. т имеет технические мощности по отгрузке нефти и нефтепродуктов до 2 млн. т в год. Вторая очередь развития порта включает в себя строительство глубоководного причала, расширение резервуарного парка и увеличение грузооборота до 4 млн. т в год.
Динамика грузооборота Мурманского морского рыбного порта находится в функциональной зависимости от условий и факторов хозяйственной деятельности предприятий Северного бассейна: объемов и видового состава вылова, динамики экспорта рыбопродукции, изменений таможенной политики в отношении судов приобретенных или отремонтированных за границей, соотношения внутренних и внешних цен на топливо и др. Значительное положительное влияние может оказать изменение процедуры (вплоть до запрета) реализации рыбопродукции за рубеж непосредственно с промысла и введение обязательных разгрузочных операций экспортных биоресурсов в портах России.
Цель. Формирование арктического флота и развитие береговой инфраструктуры для обеспечения федеральных (геополитических) и региональных (социально-экономических) интересов в освоении ресурсной базы арктического региона и переориентация внешнеторговых грузов на отечественные порты.
Основные задачи:
обеспечение технических и организационных мероприятий по
поддержанию и увеличению мощностей ледокольного флота и его
безубыточной эксплуатации;
развитие транспортного морского узла (морских портов) с
повышенными конкурентными возможностями для обеспечения растущих
экспортных и импортных грузопотоков.
План действий. Для достижения сформулированных целей и задач
необходимо осуществление следующих мероприятий:
активное участие в реализации федеральных целевых программ
"Мировой океан", "Возрождение торгового флота России", "Российские
верфи";
осуществление комплекса мероприятий по продлению ресурса атомных
ледоколов и лихтеровоза-контейнеровоза "Севморпуть";
способствование формированию и реализации государственных решений
и постановлений по достройке атомного ледокола "50 лет Победы";
активизация проработки возможностей финансирования Программы
пополнения состава ледокольного флота из федерального бюджета с
привлечением крупных российских и иностранных инвесторов;
выполнение в ММТП первого этапа инвестиционного проекта по
строительству новых и реконструкции действующих перегрузочных
комплексов с увеличением мощностей порта по годовому грузообороту до
11-12 млн. т, в последующем - до 15-16 млн. т;
продолжение работы по развитию мощностей портов в Кандалакше и
Витино, поиск и обеспечение новых грузопотоков;
создание на южных причалах Мурманского рыбного порта зоны
экономического развития (роста) с режимом свободного склада;
выполнение проработки и обеспечение строительства нефтяного
терминала (перегрузочного комплекса) в Печенгской губе для
обслуживания месторождений Тимано-печорской провинции, доступного
танкерам грузоподъемностью свыше 100 тыс. т.;
согласование с заинтересованными ведомствами вопросов по
переориентации внешнеторговых грузов и тарифной политике МПС на
грузоперевозки.
4. РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Судоремонтные предприятия оборонно-промышленного комплекса и проблемы конверсии
Проблемная ситуация. Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся на судоремонтных предприятиях оборонно- промышленного комплекса Мурманской области, остается сложной. Позитивные тенденции, наметившиеся в 1999 году, явились следствием улучшения финансирования государственного оборонного заказа и частичного погашения государственной задолженности перед предприятиями, выполнением ряда международных программ.
В то же время все еще высокой остается задолженность предприятий по заработной плате, перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, что приводит к росту штрафов и пени по ним; сокращается число занятых в производстве, что усугубляет ситуацию на региональном рынке труда и приводит к негативным социальным последствиям.
Нынешнее пребывание судостроительного производства в состоянии стагнации и недозагруженности отражается и на уровне боевой готовности флота. Основываясь на анализе качественных характеристик кораблей, вооружения и военной техники ВМФ, можно сделать вывод о резком возрастании доли морально и физически устаревших кораблей и другой боевой техники Флота. Особое беспокойство вызывает состояние морской составляющей стратегических ядерных сил государства (МСЯС), являющихся ключевым элементом стратегии обеспечения национальной безопасности.
С 1995 года на судоремонтных заводах оборонного комплекса Мурманской области осуществляется утилизация вооружения и военной техники, но из-за отсутствия финансовых средств этот вид деятельности должного развития пока не получил. Проблема утилизации находящихся длительное время в отстое атомных подводных лодок, представляющих серьезную ядерную и радиационную опасность, требует безотлагательного решения.
Цель. Сохранение и развитие судоремонтной отрасли Мурманской области в условиях конверсии оборонной промышленности.
Основные задачи:
осуществление комплекса организационно-технических мероприятий по
модернизации действующих и созданию новых производств для повышения
эффективности производства, экологической и радиационной безопасности
в регионе;
обеспечение социальной реабилитации работников предприятий,
высвобождаемых из оборонного производства в связи с проведением
конверсии оборонной промышленности.
План действий.
Для достижения сформулированных цели и задач необходимо
осуществление следующих организационно-технических мероприятий:
переподчинение предприятий, находящихся в ведении Министерства
обороны Российскому агентству по судостроению, что позволит включить
(e в государственные программы по конверсии оборонной промышленности;
завершение передачи социально-бытовой инфраструктуры предприятий
в ведение местных органов власти;
поиск территориальных альтернатив использования трудовых
ресурсов, высвобождаемых из оборонного производства;
разработка региональной программы конверсии, ориентированной на
цель и приоритет регионального характера;
создание фонда конверсии, реконструкции и утилизации вооружений и
военной техники; создание условий для привлечения внебюджетных
инвестиций, льготного налогообложения на инвестиции, направленные на
техническое перевооружение предприятий и перепрофилирование
производственной базы предприятий, ведущих работы по утилизации
вооружений и военной техники;
формирование условий для ремонта судов гражданских флотов на
судоремонтных заводах Минобороны Мурманской области.
4.2. Внешнеэкономическая деятельность
Проблемная ситуация. Внешнеэкономическая деятельность Кольского региона является одной из самых динамичных отраслей в хозяйственном комплексе области. Общий внешнеторговый оборот области вырос за период с 1992 до 1999 г. более чем в три раза. Внешнеторговое сальдо является положительным все эти годы, при значительном преобладании экспорта над импортом.
Экспорт Мурманской области в денежном и натуральном выражении имел устойчивую тенденцию к росту, что было связано с достаточно благоприятной конъюнктурой на мировых рынках сырья и падением спроса на внутреннем рынке.
Экспортная структура области практически не изменилась за прошедшие несколько лет и осталась всецело сырьевой. Основные позиции в экспорте занимают цветные металлы - 35-60%; рыба и продукты морского промысла - 42-15%; апатитовый концентрат - 15-24%. Довольно значительное место в экспорте области стали занимать экспортные услуги - 4.5-13%.
Обращает на себя внимание изменение географии экспорта. В числе основных торговых партнеров области преобладают развитые европейские страны, (44-50% от общего экспорта), в то время как, экспорт в страны СНГ составляет 1-5% от общего объема.
Импорт области в отличии от экспорта на протяжении 1992-1999 гг. оставался практически на одном уровне. Структура импорта, существенно изменилась в сторону сокращения импорта машин и оборудования и увеличения продовольственной продукции и товаров широкого потребления.