__________________________________________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Правительства Мурманской области от 18.04.01 г. № 65-ПП
_________________________________________________________________________________


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 29.11.2000 г.    N 87-ПП/6


О Концепции программы социально-экономического развития
 Мурманской области на период до 2005 года

    

          Рассмотрев Концепцию программы социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 года, разработанную институтом экономических проблем КНЦ РАН в соответствии с постановлением Губернатора области от 20.12.99 N 512-ПГ "О разработке проекта региональной программы "Экономическое и социальное развитие Мурманской области", Правительство области постановляет:

        1. Принять прилагаемую Концепцию программы социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 года за основу государственной социально-экономической политики Мурманской области на среднесрочную перспективу (далее- Концепция программы).

        2. Институту экономических проблем КНЦ РАН (Селин) с учетом замечаний и предложений, высказанных членами Правительства области, главами администраций городов, районов, муниципальных образований, доработать Концепцию программы и представить Губернатору Мурманской области на утверждение к 20 января 2001 года.

3. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.

Первый заместитель
Губернатора Мурманской области
А.Селин

   

                                    

Приложение
                                       к постановлению Правительства
                                       Мурманской области
                                       от 29 ноября 2000 года N 87-ПП/6


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005


гг. Апатиты-Мурманск 2000


        Концепция разработана коллективом Института экономических проблем Кольского научного центра Российской академии наук с участием специалистов Мурманской областной администрации, областной Думы, региональных подразделений Федеральных органов исполнительной власти и ряда хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основные предпосылки социально-экономического развития Мурманской области

 1.1. Природно-географические и минерально-сырьевые ресурсы

 1.2. Экономическое положение

 1.3. Положение в социальной сфере

 1.4. Институциональные предпосылки

2. Цели и механизм развития основных производственных комплексов

 2.1. Топливно-энергетический комплекс

 2.2. Горнопромышленный комплекс

 2.3. Рыбопромышленный комплекс

 2.4. Агропромышленный комплекс

 2.5. Лесопромышленный комплекс

 2.6. Освоение ресурсов шельфа

3. Формирование производственной инфраструктуры

 3.1. Инвестиционно-строительный комплекс

 3.2. Транспорт и связь

 3.3. Северный морской путь, порты

4. Регулирование некоторых сфер деятельности

 4.1. Судоремонтные предприятия и проблемы конверсии

 4.2. Внешнеэкономическая деятельность

 4.3. Малый бизнес и предпринимательство      

5. Цели и основные направления социального развития и охрана  окружающей среды

 5.1. Доходы и уровень жизни

 5.2. Демографическая ситуация

 5.3. Рынок труда, занятость населения, охрана труда

 5.4. Образование и подготовка кадров

 5.5. Здравоохранение

 5.6. Социальная защита населения

 5.7. Потребительский рынок

 5.8. Продовольственное обеспечение

 5.9. Платные услуги

 5.10. Жилищно-коммунальная реформа

 5.11. Развитие туризма

 5.12. Экологическая политика

6. Формирование финансовой системы

 6.1. Бюджетная политика

 6.2. Банковская система

 6.3. Рынок ценных бумаг

 6.4. Денежное обращение

 6.5. Внебюджетные источники финансирования      

7. Приватизация, управление собственностью

8. Антикризисное управление производства     

9. Антимонопольная политика      

10. Региональное управление и местное самоуправление      

11. Взаимодействие с федеральными органами      

12. Взаимодействие оборонного и хозяйственного комплексов

ВЕДЕНИЕ

Концепция - документ долгосрочного действия, на основе которого разрабатывают конкретные отраслевые и региональные (городские, районные и т.д.) программы социально-экономического развития с учетом специфики их административно-территориального расположения, оборонной, промышленной или иной целевой задачи этого селитебного образования.

Концепция представляет собой систему принципов, механизмов и мер, направленных на обеспечение устойчивого развития социально- экономического климата области.

Она определяет главные цели, основные стратегические направления, задачи, основной инструментарий и способы решения поставленных задач.    


В период, на который разработана настоящая Концепция, предстоит создать условия для развития всех отраслей промышленности и АПК, представленных в Мурманской области. При этом подразумевается, в первую очередь, повышение качества жизнедеятельности населения на основе роста эффективности общественного производства, повышения инвестиционной привлекательности области.

        Одновременно должны укрепляться Конституционные основы российской государственности, развиваться местное самоуправление, обеспечиваться права и свободы всех граждан, проживающих в области, всесторонне развиваться коренное население Кольского полуострова (саами) с учетом сохранения их самобытной культуры.

       Мурманская область - субъект Российской Федерации, активный участник межрегиональной, внешнеэкономической и международной деятельности. Она действует в правовых рамках, определенных российским федеральным и областным законодательством, международными договорами.

         Занимая особое геополитическое положение, область обладает не только уникальными природными ресурсами, но и выполняет особую задачу по обеспечению защиты рубежей России, ее суверенитета и независимости.

       Следовательно степень развитости территории, состояние промышленного производства и уровень жизни населения региона в значительной степени влияют на общее положение дел в Российской Федерации.

        По мере изменения социально-экономической ситуации отдельные разделы Концепции подлежат корректировке.

Основным организационно-распорядительным документом по реализации Концепции является утверждаемый губернатором План действий правительства Мурманской области.

                        

1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1. Природно-географические и минерально-сырьевые ресурсы

  

        Проблемная ситуация.

Минерально-сырьевая база (МСБ) области представлена крупными и уникальными месторождениями технологически освоенных комплексных руд федерального значения, пользующихся устойчивым спросом на внутреннем и мировом рынках. Имеются реальные предпосылки для вовлечения в освоение невостребованных до настоящего времени рудных объектов с нетрадиционными источниками сырья для создания на действующих мощностях новых производств: широкого спектра дефицитных форстеритовых, магнезиально-хромитовых, циркониевых, высокоглинозёмистых огнеупоров для чёрной, цветной металлургии и цементной промышленности, ферросплавов на основе хрома, титана, молибдена, никеля и ниобия.

          При этом на базе разведанных запасов мощный горнопромышленный комплекс (ГПК) обеспечивает преобладающую часть потребности страны в апатите, редких, цветных и чёрных металлах, в нерудном сырье. По отдельным видам продукции (апатит, цветные и редкие металлы, слюды - мусковит, флогопит, вермикулит) предприятия Кольского ГПК являются субъектами естественных монополий, их продукция в структуре промышленного производства области - преобладающей (55-60 %), а сами предприятия - градообразующими.

С другой стороны, ГПК был ориентирован на обеспечение расширенного воспроизводства запасов только освоенных видов сырья. Другие виды минерального сырья использовались по остаточному принципу. В этот период резервная сырьевая база нередко наращивалась за счёт рудных объектов, эффективность эксплуатации которых в условиях рынка требует дополнительного обоснования.

        Горнодобывающая отрасль области в основном специализируется на добыче и первичной переработке сырья до полупродуктов (минеральных концентратов) и эта инерционная тенденция продолжает сохраняться.

К настоящему времени ресурсы многих наиболее богатых месторождений близки к исчерпанию. Несмотря на долгосрочную в целом сырьевую обеспеченность, сохраняется тенденция к понижению качества добываемых руд, усложняются условия их разработки, что вызывает рост издержек производства и удорожание продукции. Многие предприятия ГПК, обеспеченные запасами на длительную перспективу, не проявляют заинтересованности в финансировании геологоразведочных работ, направленных на дальнейшее расширение МСБ.

Не менее сложное положение наблюдается с использованием биологических ресурсов. Ухудшается материально-техническая база промысловых и рыбоперерабатывающих предприятий, существуют серьезные проблемы в доставке рыбной продукции.

       Лесные ресурсы. Леса Кольского полуострова расположены на крайнем пределе произрастания древесной растительности и от того, насколько рационально будут они использоваться, зависит не только стабильность экономики края сегодня, но и во многом определяться успешность ее работы в будущем. Несмотря на то, что леса области невелики по своим запасам и низки по продуктивности, но от состояния лесного фонда будет зависеть сохранность природы Заполярья в целом, чистота воздуха и, в конечном итоге, здоровье людей.

Водные ресурсы. Мурманская область обладает высокой водообеспеченностью и имеет благоприятный водохозяйственный баланс. По внутренним водоемам отсутствует судоходство, развит лишь маломерный флот.

Однако наблюдается сильное антропогенное загрязнение поверхностных вод, особенно малых водных объектов в районах размещения предприятий цветной металлургии и озера Имандра, дефицит качественной питьевой воды, незначительны запасы разведанных ресурсов природных вод повышенной минерализации, неудовлетворительная охрана водоохранных зон и лесов.

Цель. Определение направлений по стабилизации, рациональному использованию природно-ресурсного потенциала (минерально-сырьевых, водных, лесных ресурсов), повышению эффективности и устойчивого развития экономики Мурманской области.

Основные задачи:

Минеральные ресурсы:

- устранение возникшей в период рыночных преобразований диспропорции между объёмами добычи и прироста запасов основных видов сырья;

- повышение уровня комплексного использования минерального сырья, внедрение и освоение технологии переработки многокомпонентных руд, вовлечение в сферу промышленного производства новых полезных ископаемых (хрома, титана, молибдена, редких и редкоземельных элементов, огнеупорного сырья и др.) с целью расширения номенклатуры выпускаемой продукции, пользующейся повышенным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Лесные ресурсы. Увеличение площади покрытых лесом земель, улучшение состояния лесов и их рациональное использование.

Водные ресурсы. Бесперебойное снабжение водой необходимого качества и количества населения и производств.

План действий.

Для достижения сформулированных целей и задач следует направить усилия на:

- реализацию мероприятий, предусмотренных "Концепцией стабилизации и развития (2001-2005 годы) горнопромышленного комплекса Мурманской области";

- диверсификацию существующих производств с целью организации более глубокой переработки апатитового, нефелинового и лопаритового концентратов для получения конечных товарных продуктов, использования во вторичном обороте отходов горно-обогатительного производства;

- интеграцию и кооперацию отраслевых горнопромышленных комплексов (апатит, медь, никель, кобальт, некоторые редкие металлы) для выпуска новой продукции;

- взаимовыгодное сотрудничество со скандинавскими странами по производству дефицитных или полностью отсутствующих у них металлов и изделий из них, минеральных удобрений;

- укрепление нормативно-правовой базы деятельности промысловых и рыбоперерабатывающих предприятий с обеспечением при квотировании областных приоритетов;

- модернизацию береговых рыбозаводов, создание комплексных предприятий по добыче и переработке пелагических рыб;

- разработку и осуществление на практике лизинговой схемы обеспечения флота эффективными судами, в том числе универсальными траулерами-фабриками, комбинированными сейнер-траулерами, ярусоловами;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»