ПРОГРАММА
по обеспечению химической безопасности
Мурманской области на 2000-2005 годы
ПАСПОРТ
Программы по обeспечению химической безопасности
Мурманской области на 2000-2005 годы
┌══════════════════┬══════════════════════════════════════════════════════‰
│ Наименование │ - Программа по обеспечению химической │
│ Программы │ безопасности Мурманской области на 2000-2005 │
│ │ годы. │
├══════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│ Дата принятия │ - распоряжение Губернатора Мурманской │
│ решения о │ области от 12 ноября 1999 г. N 509-РГ. │
│ разработке │ │
│ Программы │ │
├══════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│ Заказчик- │ - Главное управление по делам гражданской │
│ координатор │ обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской │
│ Программы │ области. │
├══════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│ Основные │ - комитет по экономической политике │
│ разработчики- │ администрации Мурманской области: │
│ и исполнители │ │
│ Программы │ │
│ │ - Мурманское управление Госгортехнадзора │
│ │ России; │
│ │ │
│ │ - Госкомитет по охране окружающей среды │
│ │ Мурманской области; │
│ │ │
│ │ - Центр госсанэпиднадзора в Мурманской │
│ │ области; │
│ │ │
│ │ - Мурманское территориальное управление по │
│ │ гидрометеорологии и мониторингу окружающей │
│ │ среды; │
│ │ │
│ │ - Главное управление по делам гражданской │
│ │ обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской │
│ │ области; │
│ │ │
│ │ - департамент финансов Мурманской области; │
│ │ │
│ │ - служба радиационной, химической и │
│ │ биологической защиты (РХБЗ), медицинская │
│ │ служба и экологическая служба Северного │
│ │ Флота; │
│ │ │
│ │ - управление Федеральной службы │
│ │ безопасности РФ по Мурманской области; │
│ │ │
│ │ - управление внутренних дел администрации │
│ │ Мурманской области; │
│ │ │
│ │ - управление государственной │
│ │ противопожарной службы УВД администрации │
│ │ Мурманской области; │
│ │ │
│ │ - комитет по земельным ресурсам и │
│ │ землеустройству Мурманской области; │
│ │ │
│ │ - Кольский научный центр Российской │
│ │ академии наук; │
│ │ │
│ │ - Мурманское отделение Октябрьской │
│ │ железной дороги; │
│ │ │
│ │ - Мурманское областное отделение │
│ │ Российской транспортной инспекции; │
│ │ │
│ │ - Мурманское бассейновое аварийно- │
│ │ спасательное управление (МБАСУ). │
├══════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│ Цели и задачи │ - обеспечение комплекса мероприятий │
│ Программы │ организационного, технического, санитарно- │
│ │ гигиенического, правового и просветительного │
│ │ характера, направленного на исключение или │
│ │ снижение до допустимого уровня воздействия │
│ │ химически опасных факторов на человека и │
│ │ окружающую природную среду; │
│ │ │
│ │ - защита населения области от поражения │
│ │ токсичными химическими веществами; │
│ │ │
│ │ - предотвращение загрязнений территорий и │
│ │ окружающей природной среды вредными │
│ │ химическими веществами; │
│ │ │
│ │ - разработка предложений по │
│ │ совершенствованию законодательной, │
│ │ нормативной и методической базы в области │
│ │ химической безопасности; │
│ │ │
│ │ - выявление и регистрация источников │
│ │ выделения опасных химических веществ; │
│ │ │
│ │ - исключение вероятности использования │
│ │ опасных химических веществ не по назначению; │
│ │ │
│ │ -предотвращение совершения диверсионно- │
│ │ террористических актов на химически опасных │
│ │ объектах; │
│ │ │
│ │ - утилизация токсичных химических веществ; │
│ │ │
│ │ - обеспечение населения области средствами │
│ │ индивидуальной и медицинской защиты; │
│ │ │
│ │ - декларирование безопасности промышленных │
│ │ объектов, деятельность которых связана с │
│ │ повышенной опасностью для населения области; │
│ │ │
│ │ - подготовка руководящего состава, │
│ │ комиссий по ЧС городов и районов области, │
│ │ служб к оценке химической обстановки на │
│ │ объектах и руководству в проведении │
│ │ мероприятий по ликвидации последствий │
│ │ химических аварий. │
├══════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│ Срок реализации │ 2000 - 2005 гг. │
│ Программы │ │
├══════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│ Прогнозируемые │ -областной и местные бюджеты - за счет │
│ источники │ источников и средств, предусмотренных на │
│ финансирования │ текущее финансирование исполнителей; │
│ Программы │ │
│ │ - собственные средства предприятия; │
│ │ - средства областного экологического фонда. │
├══════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые конечные│ снижение риска возникновения химических │
│ результаты │ аварий, загрязнения окружающей среды вредными │
│ │ химическими веществами, воздействия химически │
│ │ опасных факторов на население и персонал │
│ │ предприятий и организаций, деятельность │
│ │ которых связана с использованием химически │
│ │ опасных веществ. │
├══════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│ Система │ - исполнители Программы несут ответствен- │
│ организации │ ность за качественное и своевременное │
│ контроля за │ выполнение мероприятий, рациональное │
│ исполнением │ использование выделяемых на их реализацию │
│ Программы │ средств; │
│ │ │
│ │ - контроль за исполнением Программы │
│ │ осуществляет Главное управление по делам │
│ │ гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям │
│ │ Мурманской области; │
│ │ │
│ │ - исполнители Программы, ответственные за │
│ │ организацию и исполнение соответствующих │
│ │ мероприятий, представляют в Главное │
│ │ управление по делам гражданской обороны и │
│ │ чрезвычайным ситуациям Мурманской области │
│ │ отчеты о ходе работы по реализации программы │
│ │ к 10 января и 10 июля ежегодно; │
│ │ │
│ │ - Главное управление по делам гражданской │
│ │ обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской │
│ │ области ежегодно к 20 января представляет │
│ │ Председателю Правительства Мурманской области │
│ │ обобщенную информацию о ходе и итогах │
│ │ реализации Программы; │
├══════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│ │ - ход и результаты выполнения мероприятий │
│ │ Программы по решению Председателя │
│ │ Правительства области могут быть рассмотрены │
│ │ на заседаниях Правительства. │
└══════════════════┴══════════════════════════════════════════════════════…
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Программа по обеспечению химической безопасности Мурманской области на 2000-2005 годы разработана во исполнение распоряжения Губернатора Мурманской области от 12 ноября 1999 года N 509-РГ "О разработке проекта территориальной программы по обеспечению химической безопасности Мурманской области на 2000-2005 годы" и в целях реализации Федеральной целевой подпрограммы (ФЦП) "Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе (химическая безопасность)".Необходимость ее подготовки вызвана тем, что на территории области находится большое количество химически опасных объектов, использующих в своей деятельности аварийные химически опасные вещества (АХОВ).
В результате проверок, проводимых надзорными и контрольными органами области, выявлены многочисленные нарушения в эксплуатации, остановке химически опасных объектов, хранении, перевозке химически опасных грузов. Большую проблему представляют собой вопросы организации приема, хранения ртути, переработки ртутьсодержащих отходов, отсутствия на ряде предприятий подразделений по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с возможными авариями на химически опасных объектах и транспорте, проведению демиркуризационных работ в зонах заражения, а также отсутствия в области площадки для захоронения токсичных химических отходов. Требует совершенствования система своевременного обнаружения токсичных химических веществ. Действующая процедура регистрации новых предприятий (организаций), осуществляющих на территории области деятельность по использованию, реализации, складированию, хранению, транспортированию АХОВ, не обеспечивает безопасность населения и территории области от возможных аварий. Имеют место случаи, когда организации, занимающиеся реализацией технических газов (хлор, аммиак) потребителям мелкими партиями, наполняют баллоны непосредственно в жилых домах, где арендуют помещения, а не на специально оборудованных площадках.
Вышеперечисленные факты явились основанием для принятия Координационным советом по промышленной и экологической безопасности Мурманской области, в октябре месяце 1998 г., решения о разработке программы по обеспечению комплекса мероприятий, направленных на охрану здоровья человека от вредного воздействия химических факторов техногенного происхождения. Кроме того, поскольку, вопросами обеспечения химической безопасности области занимается большое количество структур надзорных, контрольных органов, органов военного командования и исполнительной власти необходима координация и объединение их усилий, определение и выполнение первоочередных мероприятий для решения данной проблемы, что наиболее приемлемо сделать программными методами.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Основной целью Программы является исключение или снижение до допустимого уровня воздействия химически опасных факторов на человека и окружающую природную среду путем обеспечения комплекса мероприятий организационного, технического, санитарно- гигиенического, правового и просветительного характера.
Программа предусматривает решение следующих задач:
-защита населения области от поражения токсичными химическими веществами;
-предотвращение загрязнений территории и окружающей природной среды вредными химическими веществами;
-выявление и регистрация источников выделения опасных химических веществ;
-исключение вероятности использования химических веществ не по назначению;
-утилизация токсичных химических веществ;
-совершенствование законодательной, нормативной и методической базы в области химической безопасности;
-обеспечение населения области средствами индивидуальной и медицинской защиты;
-декларирование безопасности промышленных объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью для населения области;
-подготовка руководящего состава, комиссий по ЧС городов и районов области, служб к оценке химической обстановки на объектах и руководству в проведении мероприятий по ликвидации последствий химических аварий;
-обучение населения в области защиты от ЧС с химической опасностью.
Программа предусматривает проведение первоочередных мероприятий в сроки до 2005 года.
3.Система программных мероприятий