1. Для регистрации кандидата, выдвинутого непосредственно избирателем, избирателями, путем самовыдвижения, а равно избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 35 дней до дня голосования представляет подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в территориальную избирательную комиссию либо вносит избирательный залог.
Для регистрации кандидата в территориальную избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной в приложении 3 к настоящему Закону.
По усмотрению кандидата его регистрация производится территориальной избирательной комиссией либо на основании представленных подписей, либо на основании избирательного залога, перечисляемого на соответствующие счета, открываемые в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. Внесение избирательного залога кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком должно сопровождаться представлением ими в территориальную избирательную комиссию копии платежного поручения о перечислении средств избирательного залога с отметкой Сберегательного банка Российской Федерации о принятии к исполнению и других документов, необходимых для регистрации кандидата в соответствии с настоящим Законом. Размер избирательного залога и порядок его внесения устанавливаются статьей 50 настоящего Закона.
2. Избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 29 настоящего Закона.
3. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать
количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 15 процентов.
4. Избирательная комиссия, в которую представлены подписные листы, до регистрации кандидатов вправе провести проверку достоверности подписей избирателей в поддержку кандидатов.
5. По решению избирательной комиссии, в которую представлены подписные листы, к проверке достоверности подписей избирателей могут привлекаться члены участковых избирательных комиссий.
6. Проверке достоверности подписей избирателей в поддержку кандидатов подлежат подписи избирателей, собранные в поддержку всех кандидатов.
7. Проверке достоверности подписей избирателей в поддержку кандидатов могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки. В случае проведения проверки посредством случайной выборки проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки на заседании избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
8. О каждом проведении проверки достоверности подписей избирателей в поддержку кандидатов и о времени ее проведения избирательная комиссия должна своевременно извещать всех инициаторов выдвижения кандидатов, представивших установленное количество подписей для регистрации кандидатов.
9. При проведении проверки достоверности подписей избирателей в поддержку кандидатов, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей инициаторы выдвижения кандидатов, в том числе представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидатов.
10. Проверке достоверности подписей избирателей в поддержку кандидатов и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидатов до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
11. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
12. Для проверки достоверности подписей избирателей в поддержку кандидатов члены избирательной комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах. Опрос проводится не менее чем тремя членами избирательной комиссии и непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется. При этом вызов в избирательную комиссию избирателей для проверки достоверности их подписей не допускается.
13.Недостоверными подписями считаются: недействительные подписи, то есть подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на день голосования, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; подписи избирателей без указания всех требующихся сведений;
подписи, собранные до уведомления территориальной избирательной комиссии о выдвижении кандидата и представления ей необходимых документов;
подложные подписи, то есть подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе. Подпись признается подложной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной. Указанный протокол заверяется подписями не менее чем трех членов избирательной комиссии;
все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока либо если эта подпись недостоверна.
14. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи избирателя недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии, что не установлены подложность подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом.
15. При проведении выборочной проверки, в случае обнаружения среди проверяемых подписей избирателей в поддержку кандидатов недостоверных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей, производится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей в указанном выше порядке. В случае обнаружения при дополнительной проверке более 5 процентов недостоверных подписей от числа проверенных регистрация кандидата не производится.
16. Регистрация кандидата не производится в том случае, если количества представленных подписей избирателей, за вычетом подписей, признанных в результате проверки недостоверными, недостаточно для регистрации.
17. Территориальная избирательная комиссия в течение пяти дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям федерального закона, настоящего Закона, принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
18. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствующем решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном федеральными законами и законами Мурманской области порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении.
19. В случае отказа зарегистрировать кандидата территориальная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группе избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:
существенное нарушение установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, настоящим Законом порядка сбора подписей;
недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата или превышение установленной настоящим Законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, если кандидатом не был внесен избирательный залог;
недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 29