Действующий

О мерах государственной поддержки уголовно-исполнительной системы Мурманской области

Содержание проблемы

Исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы Мурманской области на протяжении ряда последних лег испытывают постоянные трудности в вопросах производственно-хозяйственной деятельности и обеспечения трудом осужденных.

Создавшееся положение вызвано определенными социальными причинами. Прежде всего это связано с общим кризисом поразившим экономику народного хозяйства России с переходом экономики страны на рыночные отношения и переводом в этой связи промышленной деятельности исправительных учреждений на рыночные отношения, с разрывом производственных связей и потерей традиционных рынков сбыта, с кризисом взаимных неплатежей и многими другими причинами.

Кроме того, попытка распространения на северные регионы общих подходов к становлению рыночных отношений без учета их специфики привела к тому, что кризис, охвативший народное хозяйство России, в условиях Севера протекает ускоренными темпами, дает более болезненные последствия нежели в других регионах.

Особенно остро этот фактор отразился на хозяйственной деятельности предприятий исправительных учреждений. Так, в ходе проводимых экономических преобразований на предприятиях исправительных колоний, оставшихся в государственной собственности объемы промышленного производства сократились в 8-9 раз по сравнению с уровнем 1991 года. При средних показателях безработицы по России 6- 8%, в учреждениях уголовно-исполнительной системы области не работает свыше 30% осужденных по причине отсутствия объектов труда.

  

Производство в исправительных учреждениях Мурманской области в дореформенный период отмечалось высокой степенью специализации и концентрации в следующих отраслях:

- швейное производство (выпуск рабочей одежды);      

      

- щетинно-щеточные изделия:

- переработка пластмасс и производство из них мебельной фурнитуры и укупорочных изделий для парфюмерной и медицинской промышленности;

- производственная кооперация с предприятиями отраслевых министерств (до 30% от общего объема производства, в основном металлообработка).     

 

Начавшиеся в начале 90-х годов экономические реформы и развитие рыночных отношений привели к потере для предприятий исправительных колоний производственных кооперированных связей как в России, так и в странах СНГ.

Вследствие указанных выше причин, объемы промышленного производства в 1998 году составили 76,8% от уровня 1997 года. За 1 полугодие 1999 года 50. 4% от соответствующего периода прошлого года (в сопоставимых ценах).

В 1998 году производственно-хозяйственная деятельность исправительных колоний была ориентирована на выпуск продукции для нужд органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы Минюста России, потребляемой как внутри, так и за пределами области. В основном это производство отдельных видов форменного оборудования для сотрудников и спецодежда для осужденных. Такой продукции в 1998 году было выпущено на сумму 14, 8 млн. рублей или 76% от общего товарного выпуска, за 1 полугодие 6, 46 млн. рублей или 63, 1% от товарного выпуска.     

  

Производственная база предприятий исправительных колоний в техническом плане отстает от аналогичных производств других отраслей, а работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений из-за отсутствия средств приостановлены в течении ряда последних лет не модернизировалось и не обновлялось технологическое оборудование, отсутствуют возможности приобретения необходимых запасных частей и оснастки.

Недостаток бюджетного финансирования привел к тому, что исправительные учреждения вынуждены отвлекать из производственной сферы денежные средства на нужды бюджетной деятельности. В результате чего недостаток собственных оборотных средств на предприятиях исправительных колоний по состоянию на 1 июля 1999 года составил 15 млн. рублей.

Отсутствие финансовых средств на реализацию положений федеральной целевой программы содействия трудовой занятости осужденных в 1995-1999 годах, а также на реконструкцию производственной базы, трудности в материально-техническом снабжении из-за недостатка оборотных средств, отсутствия широкого рынка сбыта готовой продукции, ставшие хроническими неплатежи, все это не могло способствовать повышению эффективности труда осужденных. Как показывают итоги работы коренного перелома в вопросах трудовой занятости осужденных так и не произошло.

Так, число осужденных неработающих по причине непредоставления работы составляет почти 1700 человек или 30, 9% от общей численности осужденных. Среднее выполнение норм выработки 88, 2% от общей численности сдельщиков. Среднее выполнение норм выработки составило в 1999 году 33,9%, а число не выполняющих нормы выработки 88, 2% от общей численности сдельщиков. Средняя заработная плата работающего осужденного составляет 110 рублей в месяц и не обеспечивает погашение расходов на его содержание. Большое число осужденных, не занятых трудом, осложняет криминогенную обстановку в исправительных колониях и является одним из факторов усиления агрессивности осужденных, приводит к увеличению числа нарушений режима содержания и преступлений.

В совокупности с приведенными факторами, повышенные транспортные расходы из-за территориальной отдаленности исправительных учреждений от поставщиков и основных рынков сбыта, районное регулирование заработной платы как осужденных, так и сотрудников УИС, иные расходы, связанные с функционированием колоний в условиях Крайнего Севера, привели к удорожанию себестоимости выпускаемой продукции, росту цен на нее по сравнению с аналогичной продукцией, изготавливаемой преддриятиями народного хозяйства и предприятиями ИК, расположенными в средней полосе России.

В связи с чем, средняя рентабельность товарной продукции в 1998 году составила всего 0, 2% против рентабельности 4, 1% имевшей место в 1997 году, за 1 полугодие 1999 года средняя рентабельность по учреждениям УИС области составила 0, 1%. Снижение уровня рентабельности повлияло на объем балансовой прибыли. По результатам работы за 1998 год объем балансовой прибыли, полученный в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятий ИК составил 811 тыс. рублей против 1477 тыс. рублей в 1997 году, в 1 полугодии 1999 года балансовая прибыль практически сведена к нулю.

Только из-за высокой себестоимости и, соответственно, цен были проиграны ряд тендеров по отбору поставщиков на поставку продукции для пограничной службы и железнодорожных войск, из за чего не до конца сформирован портфель заказов на 1999 год. И, как следствие, продолжение падения объемов промышленного производства. Решение проблемы стабилизации положения дел в производственной деятельности напрямую связано с реструктуризацией и реформированием промышленного сектора уголовно-исполнительной системы.