____________________________________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Губернатора Мурманской области от 19.12.00 г. № 521-ПЗ
_________________________________________________________________________________


ГУБЕРНАТОР МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
  ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 01.12.99 г.                    г.Мурманск              N 484 -ПГ

О мерах государственной поддержки
уголовно-исполнительной системы Мурманской
области

В целях реализации постановления Государственной Думы   Федерального Собрания РФ N 3134-11 ГД от 21.10.98 "О критической ситуации в финансовом обеспечении деятельности уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования" и в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального собрания РФ N 229-СФ от 05.06.96 "О положении в уголовноисполнительной системе Российской Федерации", а также в целях оказания помощи в обеспечении жизнедеятельности подразделений уголовно-исполнительной системы и трудовой занятости осужденных  ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Одобрить целевую "Программу реструктуризации и  реформирования промышленного сектора уголовно-исполнительной системы Мурманской области на 2000-2005 годы".

2. Департаменту территорий, законодательных и общественных  инициатив администрации области (Чернышенко И.К.):

- внести на рассмотрение в областную Думу дополнение к статье 3. "Налоговые льготы" Закона Мурманской области "О налоге с продаж" об исключении из объектов налогообложения по налогу с продаж стоимости товаров (работ, услуг), производимых промышленными предприятиями уголовно-исполнительной системы, получившими лицензию в установленном порядке;

-совместно с комитетом по экономической   безопасности администрации области (Лысов Н.Н.) и ГДУ "Мурманскавтодор" (Коломиец А.Б.) разработать и представить на рассмотрение в областную Думу проект закона "Об освобождении промышленных предприятий уголовно-исполнительной системы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог".

3. Рекомендовать главам администраций г.Мурманска (Найденов   О.П.), г.Кандалакши (Голубев В.П.), Ловозерского района (Брылев Н.Н.) внести в представительные органы местного самоуправления предложения об освобождении предприятий уголовно-исполнительной системы, расположенных на подведомственных территориях, от уплаты налогов и сборов в местные бюджеты на нужды образовательных учреждений, содержание жилищного фонда и объектов социальнокультурной сферы.

4. Управлению лесами Мурманской области (Пекуш Н.И.)   рассмотреть вопрос о ежегодном выделении учреждениям уголовноисполнительной системы участков лесосечного фонда для заготовки древесины на корню в объеме 7,0 тыс. куб. метров.

5. Комитету по рыбохозяйственному комплексу администрации  области (Евенко А.А.) проработать вопрос о выделении учреждениям уголовно-исполнительной системы квоты на сетевой лов рыбы во внутренних водоемах.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить   на заместителя Губернатора Мурманской области Селина А.А..


  Губернатор Мурманской

  области                                                                                                                    Ю.Евдокимов


       "Согласовано"                                 Приложение
                                              к постановлению Губернатора
  Председатель Правительства                  Мурманской области
  Мурманской области                          от 01.12.99 N 484-ПГ


  ________________________А.Малинин
  "___"___________________1999 г.


Региональная целевая Программа
реструктуризации и реформирования промышленного
сектора уголовно-исполнительной системы
Мурманской области на 2000 - 2005 годы

  Начальник УИН Минюста России
  по Мурманской области
  22 июля 1999 г.                                   В.М. Правдин


                               Мурманск
                                1999 г.

Введение

В связи с окончанием в 2000 году срока действия Федеральной целевой программы содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 970, Минюст России внес в Правительство Российской Федерации предложение о необходимости разработки проекта Федеральной целевой программы реструктуризации и реформирования промышленного сектора уголовно- исполнительной системы на 2000-2005 годы. Концепция указанной программы поддержана большинством заинтересованных министерств и ведомств, прошла независимую экспертизу и одобрена экспертным советом при Правительстве Российской Федерации.

Целевая программа реструктуризации и реформирования промышленного сектора уголовно-исполнительной системы Мурманской области на 2000-2005 годы разработана на основании нереализованных мероприятий Программы содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года, Программы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 1999 года N 112, предусматривающей утилизацию высвобождаемой военной техники и имущества Северного флота, а также ряда федеральных и региональных программ, реализуемых на территории Мурманской области, в выполнении которых целесообразно использование производственного потенциала уголовно-исполнительной системы.

Содержание проблемы

Исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы Мурманской области на протяжении ряда последних лег испытывают постоянные трудности в вопросах производственно-хозяйственной деятельности и обеспечения трудом осужденных.

Создавшееся положение вызвано определенными социальными причинами. Прежде всего это связано с общим кризисом поразившим экономику народного хозяйства России с переходом экономики страны на рыночные отношения и переводом в этой связи промышленной деятельности исправительных учреждений на рыночные отношения, с разрывом производственных связей и потерей традиционных рынков сбыта, с кризисом взаимных неплатежей и многими другими причинами.

Кроме того, попытка распространения на северные регионы общих подходов к становлению рыночных отношений без учета их специфики привела к тому, что кризис, охвативший народное хозяйство России, в условиях Севера протекает ускоренными темпами, дает более болезненные последствия нежели в других регионах.

Особенно остро этот фактор отразился на хозяйственной деятельности предприятий исправительных учреждений. Так, в ходе проводимых экономических преобразований на предприятиях исправительных колоний, оставшихся в государственной собственности объемы промышленного производства сократились в 8-9 раз по сравнению с уровнем 1991 года. При средних показателях безработицы по России 6- 8%, в учреждениях уголовно-исполнительной системы области не работает свыше 30% осужденных по причине отсутствия объектов труда.

  

Производство в исправительных учреждениях Мурманской области в дореформенный период отмечалось высокой степенью специализации и концентрации в следующих отраслях:

- швейное производство (выпуск рабочей одежды);      

      

- щетинно-щеточные изделия:

- переработка пластмасс и производство из них мебельной фурнитуры и укупорочных изделий для парфюмерной и медицинской промышленности;

- производственная кооперация с предприятиями отраслевых министерств (до 30% от общего объема производства, в основном металлообработка).     

 

Начавшиеся в начале 90-х годов экономические реформы и развитие рыночных отношений привели к потере для предприятий исправительных колоний производственных кооперированных связей как в России, так и в странах СНГ.

Вследствие указанных выше причин, объемы промышленного производства в 1998 году составили 76,8% от уровня 1997 года. За 1 полугодие 1999 года 50. 4% от соответствующего периода прошлого года (в сопоставимых ценах).

В 1998 году производственно-хозяйственная деятельность исправительных колоний была ориентирована на выпуск продукции для нужд органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы Минюста России, потребляемой как внутри, так и за пределами области. В основном это производство отдельных видов форменного оборудования для сотрудников и спецодежда для осужденных. Такой продукции в 1998 году было выпущено на сумму 14, 8 млн. рублей или 76% от общего товарного выпуска, за 1 полугодие 6, 46 млн. рублей или 63, 1% от товарного выпуска.     

  

Производственная база предприятий исправительных колоний в техническом плане отстает от аналогичных производств других отраслей, а работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений из-за отсутствия средств приостановлены в течении ряда последних лет не модернизировалось и не обновлялось технологическое оборудование, отсутствуют возможности приобретения необходимых запасных частей и оснастки.

Недостаток бюджетного финансирования привел к тому, что исправительные учреждения вынуждены отвлекать из производственной сферы денежные средства на нужды бюджетной деятельности. В результате чего недостаток собственных оборотных средств на предприятиях исправительных колоний по состоянию на 1 июля 1999 года составил 15 млн. рублей.

Отсутствие финансовых средств на реализацию положений федеральной целевой программы содействия трудовой занятости осужденных в 1995-1999 годах, а также на реконструкцию производственной базы, трудности в материально-техническом снабжении из-за недостатка оборотных средств, отсутствия широкого рынка сбыта готовой продукции, ставшие хроническими неплатежи, все это не могло способствовать повышению эффективности труда осужденных. Как показывают итоги работы коренного перелома в вопросах трудовой занятости осужденных так и не произошло.

Так, число осужденных неработающих по причине непредоставления работы составляет почти 1700 человек или 30, 9% от общей численности осужденных. Среднее выполнение норм выработки 88, 2% от общей численности сдельщиков. Среднее выполнение норм выработки составило в 1999 году 33,9%, а число не выполняющих нормы выработки 88, 2% от общей численности сдельщиков. Средняя заработная плата работающего осужденного составляет 110 рублей в месяц и не обеспечивает погашение расходов на его содержание. Большое число осужденных, не занятых трудом, осложняет криминогенную обстановку в исправительных колониях и является одним из факторов усиления агрессивности осужденных, приводит к увеличению числа нарушений режима содержания и преступлений.

В совокупности с приведенными факторами, повышенные транспортные расходы из-за территориальной отдаленности исправительных учреждений от поставщиков и основных рынков сбыта, районное регулирование заработной платы как осужденных, так и сотрудников УИС, иные расходы, связанные с функционированием колоний в условиях Крайнего Севера, привели к удорожанию себестоимости выпускаемой продукции, росту цен на нее по сравнению с аналогичной продукцией, изготавливаемой преддриятиями народного хозяйства и предприятиями ИК, расположенными в средней полосе России.

В связи с чем, средняя рентабельность товарной продукции в 1998 году составила всего 0, 2% против рентабельности 4, 1% имевшей место в 1997 году, за 1 полугодие 1999 года средняя рентабельность по учреждениям УИС области составила 0, 1%. Снижение уровня рентабельности повлияло на объем балансовой прибыли. По результатам работы за 1998 год объем балансовой прибыли, полученный в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятий ИК составил 811 тыс. рублей против 1477 тыс. рублей в 1997 году, в 1 полугодии 1999 года балансовая прибыль практически сведена к нулю.

Только из-за высокой себестоимости и, соответственно, цен были проиграны ряд тендеров по отбору поставщиков на поставку продукции для пограничной службы и железнодорожных войск, из за чего не до конца сформирован портфель заказов на 1999 год. И, как следствие, продолжение падения объемов промышленного производства. Решение проблемы стабилизации положения дел в производственной деятельности напрямую связано с реструктуризацией и реформированием промышленного сектора уголовно-исполнительной системы.

  

Цели и задачи Программы

В условиях сложившейся критической ситуации с финансовым обеспечением деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, жизненно важным является вопрос повышения эффективности работы их промышленно комплекса и увеличения доходов от трудового использования осужденных. Полученные в результате этого средства, используемые на покрытие расходов по содержанию спецконтингента и персонала системы, существенно снижают нагрузку на федеральный бюджет.

Проведение предусмотренных программой мероприятий по оздоровлению финансового состояния, реформы промышленных предприятий УИС, реструктуризация ее производственного потенциала и его дальнейшей интеграции с экономикой страны, наряду с решением вопросов самообеспечения подразделений системы вещевым имуществом, обеспечит устойчивое финансирование УИС Мурманской области в условиях рыночных отношений в экономике.

Основные мероприятия


Настоящая программа предусматривает проведение комплекса мероприятий по повышению эффективности трудового использования осужденных, решению проблемы самообеспечения подразделений уголовно - исполнительной системы вещевым имуществом, интегрированию промышленного потенциала учреждений, исполняющих наказания, в экономику страны. Программа разработана с учетом крайне ограниченных финансовых ресурсов как федерального так и местного бюджетов. Проведение коренной модернизации производства, адаптацию его к работе в рыночных условиях ориентировано главным образом на собственные возможности предприятий И К и средства сторонних инвесторов. Программа предполагает максимальную загрузку производственных мощностей с учетом сложившегося профиля предприятий, а также основание новой пользующейся спросом продукции.

Промышленное производство в УИС представлено пятью предприятиями различного профиля. Два предприятия учреждений ОЮ- 24\16 и 17 специализируются на производстве швейных изделий. Для этих предприятий предусматривается сохранение существующего профиля производства с постепенным снятием с выпуска не пользующейся спросом продукции.

При этом, предприятие ИК-16 специализируется на пошиве обмундирования для личного состава органов внутренних дел и УИС Минюста России, а предприятие И К-17 - на изготовлении вещевого имущества для спецконтингента. Кроме того, предполагается расширение в ИК-16 деревообрабатывающего участка, а в ИК-17 создание участка по разделке вышедшего из употребления кабеля связи Северного флота. Производственные мощности этих двух предприятий позволяют довести объемы выпуска продукции на них до 23 млн. руб. в год и дополнительно трудоустроить свыше 450 осужденных.

Предприятие ИК-18 многопрофильное, имеет производственные мощности по выпуску укупорочных изделий из пластмасс, производит такелажные изделия для флотов Северного бассейна, деревянные поддоны. Предполагается создание участка по утилизации аккумуляторных батарей с подводных лодок Северного флота и расширение деревообрабатывающего участка. В настоящее время проводятся маркетинговые исследования по увеличению выпуска деревянных поддонов. Перспективным направлением для этого предприятия является создание участка по калибровке бревен по производственной кооперации с СМУ " Мурманск связьстрой", что позволит увеличить выпуск товарной продукции на 1. 0 млн. руб. и трудозанятость осужденных на 48 чел.

Предприятие ИК-20 имеет производственные мощности и деревообрабатывающее оборудование. Специализируется на выпуске деревянных европоддонов, ящичной тары и мебели.

  

Наиболее сложное положение с трудоиспользованием складывается в учреждении ОЮ-241\23, предприятие которого имеет производственные мощности по выпуску швейных изделий, лесопереработке, сетки - рабицы, кольчужных перчаток, изделий их пластмасс. Для этого учреждения перепрофилирование производства требует значительных капитальных затрат. В связи с чем в первую очередь предусматривается проведение маркетинговых исследований по увеличению выпуска продукции на существующих мощностях, а также привлечения в производство инвестиций сторонних организаций, сдача в аренду свободных площадей, организация совместных с рыночными структурами производств.

Ожидаемые результаты от реализации программы


Позволит сократить расходы федерального бюджета на содержание   спецконтингента и персонала уголовно - исправительной системы области, повысить эффективность использования и оборачиваемость бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели внутри системы, улучшить ее финансовое состояние и будет способствовать устойчивому функционированию учреждений, исполняющих наказания, в условиях рыночной экономики.

Ожидается, что за период действия Программы будет   дополнительно трудоустроено 1476 осужденных, на 29, 7 млн. руб. увеличится выпуск товарной продукции, освоено 38 наименований продукции, остатки готовой продукции на складах предприятий снизятся на 1, 5 млн. руб., будет получено 4, 0 млн. руб. прибыли.

Финансовое обеспечение Программы

  

В ходе разработки целевой программы, при определении источников финансирования учитывалась складывающаяся в Российской Федерации и Мурманской области экономическая ситуация. Прежде всего, дефицит бюджетов всех уровней и заинтересованность отдельных рыночных структур в инвестировании финансовых ресурсов в производственную деятельность УИС.

Реализация программы не предусматривает значительных затрат из федерального бюджета. Объемы бюджетных средств, испрашиваемых на ее выполнение, не превышает 3% от общего объема финансирования. Экономия же финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание уголовной-исправительной системы области за счет улучшения трудового использования осужденных составит 3, 1 млн. руб. ежегодно.

 

Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации программы оценивается ориентировочно в 22, 39 млн. руб. ( в ценах 1998 г.) и по источникам финансирования характеризуется следующим образом:

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ Источники    финансирования:¦   Финансовые    затраты    млн.   руб.       ¦
+-----------------------------+----------------------------------------------¦
¦                             ¦На период¦     в      том      числе:         ¦
¦                             ¦реализаци¦                                    ¦
¦                             ¦и        ¦                                    ¦
+-----------------------------+---------+------------------------------------¦
¦                             ¦         ¦2000 ¦2001 ¦2002  ¦2003 ¦2004¦  2005¦
+-----------------------------+---------+-----+-----+------+-----+----+------¦
¦ Всего      на      период   ¦22. 39   ¦4,87 ¦4,52 ¦ 3,57 ¦3,77 ¦2, 9¦  2,76¦
¦ реализации  программы: в    ¦         ¦     ¦     ¦      ¦     ¦    ¦      ¦
¦ том числе:                  ¦         ¦     ¦     ¦      ¦     ¦    ¦      ¦
¦                             ¦         ¦     ¦     ¦      ¦     ¦    ¦      ¦
¦ Федеральный бюджет          ¦0, 68    ¦0,36 ¦0,32 ¦ -    ¦-    ¦-   ¦  -   ¦
¦                             ¦         ¦     ¦     ¦      ¦     ¦    ¦      ¦
¦ Бюджет Мурманской области   ¦2, 65    ¦0,33 ¦0,38 ¦ 0,44 ¦0,53 ¦0,48¦  0,49¦
¦ в том числе:                ¦         ¦     ¦     ¦      ¦     ¦    ¦      ¦
¦ Прямое финансирование       ¦-        ¦-    ¦-    ¦ -    ¦-    ¦-   ¦  -   ¦
¦ Региональный госзаказ       ¦0, 55    ¦0,03 ¦0,08 ¦ 0,14 ¦0,13 ¦0,08¦  0,09¦
¦                             ¦         ¦     ¦     ¦      ¦     ¦    ¦      ¦
¦ Налоговые льготы            ¦2, 1     ¦0, 3 ¦0, 3 ¦ 0, 3 ¦0, 4 ¦0, 4¦  0, 4¦
¦ Внебюджетные источники из   ¦19, 06   ¦4,18 ¦3,82 ¦ 3,13 ¦3,24 ¦2,24¦  2,27¦
¦ них:                        ¦         ¦     ¦     ¦      ¦     ¦    ¦      ¦
¦ Централизованные средства   ¦3, 4     ¦0, 5 ¦0, 5 ¦ 0, 6 ¦0, 6 ¦0, 6¦  0, 6¦
¦ УИС                         ¦         ¦     ¦     ¦      ¦     ¦    ¦      ¦
¦ Средства      предприятий   ¦7, 26    ¦1,38 ¦1.37 ¦ 1,28 ¦1.34 ¦0,92¦  0,97¦
¦ системы                     ¦         ¦     ¦     ¦      ¦     ¦    ¦      ¦
¦ Средства           службы   ¦0, 7     ¦0, 1 ¦0, 1 ¦ 0, 1 ¦0,15 ¦0,15¦  0, 1¦
¦ социальной         защиты   ¦         ¦     ¦     ¦      ¦     ¦    ¦      ¦
¦ населения                   ¦         ¦     ¦     ¦      ¦     ¦    ¦      ¦
¦ Привлеченные инвестиции     ¦7, 7     ¦2, 2 ¦1,85 ¦ 1,15 ¦1,15 ¦0,75¦  0, 6¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»