Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Губернатора
Мурманской области
от 12.11.99 N 464-ПГ
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном надзоре и контроле в области защиты
населения
и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
1. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее государственный надзор и контроль в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций) проводится в соответствии с задачами, возложенными на Мурманскую территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Мурманская подсистема РСЧС), в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
2. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области (далее - Главное управление по делам ГО и ЧС Мурманской области), управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее управления по делам ГО и ЧС) городов Мурманск, Апатиты, Кандалакша, Полярные Зори составляют систему органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области защиты населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - органы государственного надзора и контроля в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций).
3. В своей деятельности органы и должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, руководствуются Конституцией Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, законами Российской Федерации и Мурманской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Мурманской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Мурманской области, настоящим Положением, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, решают возложенные на них задачи во взаимодействии с территориальными органами федеральных надзорных органов и органами государственного надзора Мурманской области в соответствии с соглашением о взаимодействии Главного управления по делам ГО и ЧС Мурманской области и органов государственного надзора по осуществлению надзорной деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и контроля за готовностью звеньев Мурманской подсистемы РСЧС к действиям в случае их возникновения.
5. Главными задачами органов государственного надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций являются:
- обеспечение исполнения действующего законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдение федеральных и территориальных требований (установленных норм, стандартов и правил) в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение выполнения программ и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций всеми органами исполнительной власти на территории области, предприятиями (организациями), независимо от их подчиненности и организационно-правовых форм (далее - организациями), их должностными лицами и работниками, а также гражданами.
6. Органы государственного надзора и контроля в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в соответствии с поставленными перед ними задачами осуществляют следующие функции:
- организуют и проводят в зоне своей деятельности проверки по оценке готовности городов, районов, других населенных пунктов, организаций Мурманской области к выполнению возложенных на них задач по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- осуществляют надзор и контроль за состоянием готовности органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществляют контроль в пределах своей компетенции за исполнением органами местного самоуправления, ведомствами, организациями, находящимися на территории области, законодательства Российской Федерации, законодательства Мурманской области, международных договоров, стандартов, норм и правил по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организуют взаимодействие надзорных и контрольных органов, функционирующих на территории Мурманской области, по осуществлению надзорной и контрольной деятельности в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- организуют разработку и внесение на утверждение в установленном порядке проектов нормативных правовых актов Мурманской области по вопросам осуществления государственного надзора и контроля в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а также обобщают практику применения нормативных правовых актов и разрабатывают предложения по повышению эффективности их применения;
- осуществляют контроль и надзор в пределах своей компетенции за выполнением органами местного самоуправления, ведомствами и организациями федеральных, региональных, территориальных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территории, на повышение устойчивости функционирования объектов экономики и социальной сферы при возникновении чрезвычайных ситуаций, за целевым использованием выделенных для их реализации материальных и финансовых ресурсов;
- участвуют в аттестовании аварийно-спасательных подразделений и их специалистов;
- участвуют в работе комиссий по рассмотрению причин и установлению ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также несчастных случаев, происшедших в ходе ведения работ по их ликвидации;
- проводят проверку выполнения мероприятий, отраженных в декларациях безопасности;
- дают заключение о соответствии требованиям инженерно технических мероприятий гражданской обороны, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций проектов планов комплексного развития территорий, генеральных планов городов, проектов строительства предприятий, зданий и сооружений на территории области, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, при необходимости организуют с участием других заинтересованных надзорных органов экспертизу таких проектов;
- дают заключение о готовности потенциально опасных объектов области к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций;
- контролируют состояние дел по накоплению и поддержанию в готовности защитных сооружений и имущества гражданской обороны, состояние работы по метрологическому обеспечению действий в чрезвычайных ситуациях;
- разрабатывают на основе обобщения результатов контрольной работы и анализа чрезвычайных ситуаций предложения и рекомендации для администрации Мурманской области и органов местного самоуправления, организаций по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения тяжести их последствий, а также по совершенствованию нормативных правовых актов Мурманской подсистемы РСЧС.
7. Органам государственного надзора и контроля в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в целях осуществления возложенных на них задач и функций предоставляется право:
- утверждать по вопросам, отнесенным к их компетенции, инструкции, правила и другие нормативно-методические документы по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обязательные для исполнения органами местного самоуправления, ведомствами, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
- проводить проверки и обследования организаций по вопросам, относящимся к их компетенции, беспрепятственно посещать в этих целях проверяемые объекты в любое время по служебному удостоверению, запрашивать и получать от руководителей объектов, соответствующих организаций и служб необходимую информацию для оценки вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и готовности к действиям при их возникновении;
- вручать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений действующего законодательства, стандартов, норм и правил по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, запрашивать от них информацию о принятых мерах;