Комплексная программа по усилению борьбы с преступностью на
1999-2000 годы разработана в соответствии с распоряжением
Губернатора Мурманской области от 2 апреля 1999 года ь 125-РГ.
Необходимость ее подготовки вызвана тем, что преступность в
области, несмотря на принимаемые усилия, приобретает все более
опасный характер. Правоохранительным органам не удалось в
полной мере стабилизировать криминогенную обстановку,
остановить рост преступности, которая продолжает оказывать
отрицательное влияние на социально-экономическое положение
области. Преступная среда консолидируется, усиливается ее
организованность, возрастает профессионализм и масштабность
совершаемых преступлений.
Наиболее сложное положение сложилось в сфере экономики.
Продолжается разворовывание природных богатств области. Растет
число выявляемых преступлений экономической направленности в
кредитно-банковской сфере, на предприятиях горно-
металлургического и рыбодобывающего комплексов. Совершение
экономических преступлений, в большинстве случаев, связано с
проявлением коррупции, в том числе в органах власти и
управления. В связи с этим борьба с преступлениями в сфере
экономики и коррупцией являются приоритетными направлениями
деятельности всех правоохранительных органов.
В 1998 году и в истекшем периоде 1999 года отмечен рост
общего массива зарегистрированных преступлений, в том числе
тяжких видов. Увеличилось количество совершенных грабежей,
разбойных нападений, краж, в том числе из квартир,
мошенничеств, хулиганств. Корыстная направленность в
значительной мере определяет общую мотивацию указанных
преступлений.
Тревогу вызывает состояние преступности несовершеннолетних,
ранее судимых, неработающих. Ослаблена система профилактики
правонарушений и преступлений. Медленно улучшается обстановка
на улицах и в других общественных местах области.
Криминальную напряженность усиливают нарастающие темпы
распространения алкоголизма и наркомании, особенно в молодежной
среде.
Сложившееся положение явилось следствием:
- упущений и просчетов в ходе осуществляемых реформ,
способствовавших накоплению теневых капиталов и становлению
организованной преступности, резкому расслоению общества по
имущественному признаку, снижению уровня и качества жизни
большинства населения области;
- отставания правовой базы правоохранительной
деятельности от потребностей правоохранительной практики;
- недостатков в деятельности правоохранительных и
надзорных органов, обусловленных, прежде всего, их
разобщенностью, утратой связей с населением, оттоком
профессиональных кадров, нерешенностью проблем материально-
технического и финансового обеспечения;
- возрастающей коррумпированности органов власти,
распространенности различного рода должностных злоупотреблений
и нарушений законности;
- разрушения системы профилактики правонарушений и
преступлений;
- углубляющегося правового нигилизма населения,
внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного
поведения, неверия в способность правоохранительных органов
защитить интересы личности, общества и государства.
Наличие этих факторов дает основание прогнозировать
дальнейшее углубление негативных тенденций развития
криминальной ситуации.
В ближайшей перспективе возможны:
- дальнейшая консолидация преступных сообществ с
одновременным переделом сфер влияния, в результате чего может
быть установлен криминальный контроль за целыми отраслями
экономики, включая финансовую сферу, малое, среднее и крупное
предпринимательство; активизация преступных сообществ для
расширения наркобизнеса и отмывания преступных доходов.
Продолжится вывоз капиталов за рубеж;
- расширение масштабов, повышение степени опасности,
изощренности и дерзости преступлений, усиление вооруженности и
технической оснащенности преступников, рост немотивированных
преступлений и нарушений общественного порядка;
- возрастание тяжести и масштабов социальных и
экономических последствий противоправного поведения, включая
рост общего числа жертв преступных посягательств, рост
совокупного ущерба от них, массовые недовольства населения
состоянием борьбы с преступностью;
- рост неверия людей в способность государства эффективно
обеспечить их защиту от противоправных посягательств и, как
следствие этого, социальная пассивность населения, увеличение
его вооруженности, социальные конфликты.
Тем не менее, возможности реализации системы мер целевого
воздействия на преступность и установление контроля над
криминальной ситуацией в области имеются. Предыдущие программы
борьбы с преступностью, в целом, выполнили свое предназначение.
Правоохранительная система накапливает опыт работы в новых
социально-экономических условиях. Развиваются межведомственное
взаимодействие и международное сотрудничество.
Вместе с тем, требуется комплексный подход и координация
действий в борьбе с преступностью, в том числе с коррупцией,
особенно в экономической и социальной сферах. Решение этой и
других задач невозможно без серьезной поддержки со стороны
органов власти и управления области, широкого привлечения
негосударственных структур, общественных объединений и граждан.
Это обуславливает необходимость применения программно-целевого
подхода.
Настоящая Программа подготовлена с учетом имеющегося опыта
программно-целевого планирования борьбы с преступностью на
основе предложений, поступивших из правоохранительных органов,
а также из иных заинтересованных учреждений и ведомств
Мурманской области. В Программу включены положения
принципиального характера, требующие принятия межведомственных
решений, в том числе на уровне Правительства и Губернатора
области. Предполагается, что мероприятия узковедомственного и
регионального характера будут включены в соответствующие
целевые программы и планы городов и районов области.