______________________________________________________________________________
ЗАКОН
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН И ТАРИФОВ
НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изменениями на 24.06.2003 г.)
Принят Мурманской областной Думой
16 сентября 1997 года
_____________________________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными
Законом Мурманской области от 30.12.1997 г. № 93-01-ЗМО ("Мурманский вестник" от 13.01.1998 г. № 6 (1649))
Законом Мурманской области от 24.06.2003 г. № 411-01-ЗМО ("Мурманский вестник" от 04.07.2003 г. № 125 (3018))
_____________________________________________________________________________________
Настоящий Закон определяет правовые основы ценовой политики на территории Мурманской области, порядок регулирования цен и тарифов, права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц, полномочия областных органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах ценообразования.
В состав законодательства о ценовой политики входят: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, законы Мурманской области, нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
1. Дисциплина цен - соблюдение субъектами ценообразования действующего законодательства о ценовой политике;
2. Регулирование цен (тарифов) - предусмотренное нормативными актами воздействие органов государственной власти на условия ценообразования;
3. Регулируемая цена (тариф) - стоимость продукции, товара, услуги, складывающаяся по нормативам и ограничениям, установленным органом государственной власти и местного самоуправления;
4. Свободная (рыночная) цена (тариф) - стоимость продукции, товара, услуги, определяемая субъектами ценообразования по договоренности сторон с учетом рыночной конъюнктуры;
5. Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект юридическое или физическое лицо, занятый производством или реализацией товаров, или оказанием услуг в условиях естественной монополии;
6. Субъекты ценообразования - юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, применяющие цены (тарифы), установленные самостоятельно, органами государственной власти или местного самоуправления;
7. Основы ценовой политики - комплекс гражданско-правовых, административных, экономических и иных мер в области ценообразования и контроля за ценами, осуществляемые органами государственной власти или местного самоуправления;
8. Ценообразование - порядок формирования и применения цен (тарифов).
1. Продукция, товары, услуги реализуются по свободным (рыночным) ценам (тарифам), складывающимся под влиянием спроса и предложения.
2. На отдельные виды продукции, товары, услуги органы государственной власти и местного самоуправления, в пределах предоставленных им полномочий, могут осуществлять регулирование цен (тарифов).
3. Регулирование цен (тарифов) увязывается с уровнем экономического развития, социальной, финансовой, налогово кредитной политикой.
Регулирование цен осуществляется в целях:
1. Создания организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов формирования цен (тарифов);
2. Обеспечения единой законодательной базы по проблемам ценообразования;
3. Развития добросовестной конкуренции;
4. Увеличения объемов производства и улучшения качества продукции выпускаемой и реализуемой на территории области;
5. Регулирования процесса формирования и развития рынка товаров и услуг;
6. Пресечения злоупотреблений со стороны субъектов естественных монополий;
7. Предотвращения социальной напряженности на территории области;
8. Защиты государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности;
9. Рационального использования финансовых ресурсов области.
При регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы:
1. Учет рыночной конъюнктуры и влияние цен на объемы и эффективность производства;
2. Учет качества потребительских свойств и социальной значимости продукции, товаров, услуг;
3. Учет результатов деятельности субъектов ценообразования в соответствии с решениями по вопросам регулирования цен (тарифов).
1. Оптовая (отпускная) цена (тариф) применяется для расчетов между субъектами ценообразования.
Оптовая (отпускная) цена (тариф) применяется для расчетов юридических и физических лиц, изготавливающих продукцию, товары и оказывающих услуги, со всеми потребителями, кроме населения, включает в себя себестоимость производства и реализации , прибыль и налоги, предусмотренные законодательством, а по подакцизным товарам - акциз.
Оптовая (отпускная) цена, применяемая для расчетов юридических и физических лиц, импортирующих продукцию (товары), со всеми потребителями кроме населения, включает в себя все затраты по импорту и реализации продукции (товаров), прибыль, налоги, предусмотренные законодательством, а по подакцизным товарам - акциз:
2. Закупочная цена применяется при расчетах посредников с потребителями продукции, товаров, услуг (кроме населения).
Закупочная цена включает в себя оптовую (отпускную) цену и снабженческо-сбытовую надбавку.
3. Снабженческо-сбытовая надбавка учитывает все издержки обращения (включающие затраты посредников и транспортные расходы по доставке товара до склада) и прибыль торговозакупочной или снабженческо-сбытовой организации, юридического и физического лица, связанные с реализацией продукции (кроме стоимости приобретенного товара), а также налоги, предусмотренные действующим законодательством;
4. Розничная цена - стоимость товара, применяемая предпринимателями для расчетов с населением.
Розничная цена на отечественную и импортную продукцию, товары, услуги при реализации населению, формируются исходя из оптовой (отпускной) цены изготовителя (импортера) или цены закупа, а также торговой надбавки;
5. Торговая надбавка - дополнительная стоимость товара, учитывающая издержки обращения (включая затраты посредников и транспортные расходы) торговых предприятий, юридических или физических лиц, осуществляющих реализацию продукции, товаров, услуг населению, прибыль и налоги, предусмотренные действующим законодательством;
6. Розничная цена на предприятиях общественного питания стоимость готовых блюд и товара, применяемая при реализации их населению, включает в себя оптовые (отпускные) цены, закупочные цены и единые наценки предприятия общественного питания;
7. Залоговая цена - денежное выражение стоимости имущества, подлежащего возврату.
Регулирование осуществляется методом:
1. Заключения ценовых соглашений, не противоречащих антимонопольному законодательству, в случаях предоставления органами государственной власти области льготного налогообложения, кредитования, субсидий, дотаций, компенсаций из бюджета;
2. Декларирования повышения цен (тарифов);
3. Установления фиксированных, предельных цен (тарифов) или предельных коэффициентов повышения цен (тарифов);
4. Ограничением уровня рентабельности;
5. Регулированием предельных размеров снабженческосбытовых и торговых надбавок на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза грузов;
6. Установлением коэффициента к действующим ценам (тарифам).
1. Сфера деятельности субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на продукцию, товары и услуги, которых регулируются органами государственной власти, определяется законодательными и нормативными актами Российской Федерации и области;
2. Регулирование цен (тарифов) на продукцию и услуги субъектов естественных монополий осуществляется путем применения методов государственного регулирования, предусмотренных в статье 7 настоящего Закона.
Правительство Российской Федерации определяет органы, осуществляющие государственное регулирование цен (тарифов), полномочия органов по перечням продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, подлежащие регулированию, в том числе:
1. На федеральном уровне регулирование цен и тарифов осуществляют - Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства) и Федеральная энергетическая служба;
2. На региональном уровне (области) - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональная энергетическая комиссия;
3. На местном уровне (город, район) - органы местного самоуправления;
4. В структуру исполнительной власти субъекта Российской Федерации входит самостоятельный орган, реализующий государственную ценовую политику и действующий на основании Положения - Комитет по вопросам государственного регулирования ценообразования Мурманской области. (с изменением на основании Закона Мурманской области от 24.06.03 г. № 411-01-ЗМО. См. предыдущую редакцию)
5. Перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые осуществляется государственное регулирование цен и тарифов, по уровням регулирования, прилагаются (приложения 1,2,3).
Областная Дума принимает законы по вопросам ценовой политики и осуществляет контроль за их исполнением.
Администрация Мурманской области:
1. Проводит ценовую политику с учетом уровня экономического развития, финансовой, социальной, налогово-кредитной политики;
2. Определяет методы регулирования цен и тарифов;
3. Регулирует деятельность субъектов естественных монополий в пределах предоставленных полномочий;
4. Утверждает положение об органе государственного регулирования цен - комитета по вопросам государственного регулирования ценообразования Мурманской области и назначает его руководителя. (с изменением на основании Закона Мурманской области от 24.06.03 г. № 411-01-ЗМО. См. предыдущую редакцию)
Органы местного самоуправления области:
1. Регулируют цены и тарифы на продукцию, товары, услуги, в пределах полномочий предоставленных и переданных Правительством и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2. Организуют и осуществляют контроль за соблюдением дисциплины цен субъектами ценообразования на своей территории;
3. Принимают меры по обеспечению защиты интересов муниципального образования по вопросам регулирования цен (тарифов) не противоречащие действующему законодательству.
(название с изменением на основании Закона Мурманской области от 24.06.03 г. № 411-01-ЗМО.
См. предыдущую редакцию)
Комитет по вопросам государственного регулирования ценообразования Мурманской области имеет право: (с изменением на основании Закона Мурманской области от 24.06.03 г. № 411-01-ЗМО. См. предыдущую редакцию)