Недействующий

ГУБЕРНАТОР МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 1998 года N 31

О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ТУБЕРКУЛЕЗА В 1998 - 2002 г. г

Социально - эпидемиологическая ситуация в области по туберкулезу в последние годы резко ухудшилась; заболеваемость туберкулезом в области в 1996 году в сравнении с 1990 годом выросла в 2 раза; показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил 33,1 против 15,7 в 1990 году, выявляются заразные формы туберкулеза у детей и подростков. Смертность от туберкулеза возросла в 4 раза. Показатель первичного выхода на инвалидность увеличился в 2,5 раза, а временной нетрудоспособности - в 2,8 раза.

Снижение контроля Глав администраций городов и районов области, органов местного самоуправления, центров санэпиднадзора за работой по предупреждению распространения туберкулеза привело к снижению охвата флюорографическими осмотрами с 80% до 50%.

Материальная база областного противотуберкулезного диспансера неудовлетворительная и не может обеспечить длительное пребывание и качественное лечение больных в стационаре.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.97 года N 260 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации" и в целях улучшения эпидемической ситуации и повышения эффективности мероприятий по борьбе с туберкулезом постановляю:

1. Утвердить Программу "Защита населения Мурманской области от туберкулеза в 1998 - 2002 г. г." (приложение N 1).

2. Утвердить состав межведомственной комиссии по борьбе с туберкулезом (приложение N 2).

3. Управлению финансов администрации области при формировании бюджета на 1988 год учесть финансирование мероприятий по выполнению Программы по защите населения Мурманской области от туберкулеза.

4. Управлению внутренних дел администрации области разработать и утвердить план мероприятий по оказанию противотуберкулезной помощи лицам, находящимся в местах содержания под стражей и отбывающим уголовное наказание.

5. Областному центру Госсанэпиднадзора в полной мере использовать предоставленные санитарной службе права в соответствии с законом РСФСР от 19.04.91 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

6. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого заместителя Главы администрации области А.А. Малинина.

Губернатор

Мурманской области

Ю.ЕВДОКИМОВ

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ


Эпидемиологическое благополучие по туберкулезу в области закончилось в 1990 году. Последние пять лет отмечается рост заболеваемости, в 1996 году заболеваемость всеми формами туберкулеза составила 33,1 на 100 тысяч населения, что в 2 раза превысило заболеваемость 1990 года. Увеличилась заболеваемость детей в 2.5 раза. Смертность от туберкулеза увеличилась в 4 раза. Темпы роста заболеваемости и смертности от туберкулеза в области превышают среднероссийские. Регистрируются все более тяжелые и запущенные формы туберкулеза, протекающие по типу скоротечной чахотки. Больные не выявляются в доклинической фазе заболевания. Это приводит к диагностике уже заразных форм туберкулеза, что является источником инфекции для окружающих.

Крайне тяжелая эпидемиологическая ситуация создалась в областной психиатрической больнице, где в неприспособленном отделении лечится более 100 больных туберкулезом, включая и заразные формы. Зарегистрирован очаг туберкулезной инфекции в Апатитском психоневрологическом интернате (30 человек).

Материально - техническая база областного противотуберкулезного диспансера не соответствует сложившейся ситуации ни по числу коек, ни по санитарно - гигиеническим нормативам, не проводится своевременная замена флюорографов.

Лечебно - диагностический процесс в облтубдиспансере происходит в условиях не соответствующих санитарно - гигиеническим нормам.

На 1 койку приходится 2.7 кв. м. при норме 7.5 кв. м. Не происходит разделения потоков больных с различным социальным статусом. Нет места для лечения пациентов у которых одновременно имеется туберкулезная патология и психические нарушения. Лечебное питание неполноценно по натуральным нормам и набору продуктов. Отсутствуют противотуберкулезные препараты, по этой причине в области не проводится амбулаторное лечение больных. Стационар в три раза превышает расчетную мощность. Отсутствует более 40 помещений необходимых для нормальной работы.

Увеличились выход на первичную инвалидность и временная потеря трудоспособности в связи с заболеванием туберкулезом соответственно в 2,5 и в 2,8 раза.

Не выполняется решение Президиума областного совета Мурманской области от 22.12.1986 г. N 475 об улучшении жилищных условий больных, страдающих активными формами туберкулеза. Это приводит к возникновению очагов инфекции, число которых увеличилось за последнее время.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Путем улучшения материальной базы, достаточного финансирования фтизиатрической службы сдержать распространение туберкулеза среди населения и повысить эффективность лечения больных.

ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


Администрация Мурманской области.

Администрации городов и районов Мурманской области.

Комитет по здравоохранению администрации Мурманской области.

Областной центр санэпиднадзора.

Областной противотуберкулезный диспансер.

ПРИЛОЖЕНИЯ

N 1. Материально - техническая база областного противотуберкулезного диспансера.

N 2. Табличные данные по заболеваемости, потере временной трудоспособности.

N 3. План основных мероприятий программы.

Председатель комитета

по здравоохранению

И.КОВАЛЕВ

Гл. врач областного

противотуберкулезного

диспансера

Ю.КОКОТОВ

Гл. терапевт комитета

по здравоохранению

А.ГОЛОВАНОВ

Приложение N 1
утверждена
постановлением
Губернатора
Мурманской области
от 23.01.98 N 31

ПРОГРАММА "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ТУБЕРКУЛЕЗА В 1998 - 2002 г. г." г. Мурманск 1998 г.


Приложение N 1
к программе
"Защита населения
Мурманской области
от туберкулеза
в 1998 - 2002 г. г."

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБЛАСТНОГО ПРОТИВОТУБЕРКУЗЕЗНОГО ДИСПАНСЕРА


Диспансерное отделение вместе с рентгеновским кабинетом расположено в арендуемом помещении первого этажа жилого дома, что категорически запрещается санитарными правилами. Площадь этого помещения (317, 6 кв. м) не позволяет иметь необходимый набор кабинетов для обеспечения лечебно - диагностического процесса. В одном и том же процедурном кабинете без тамбура проводится и забор мокроты и промывных вод бронхов, различные виды инъекций, выдача таблеток, постановка туберкулиновых проб; из-за невозможности разместить кушетки в рабочих кабинетах, осмотры больных ведутся также в процедурном кабинете, где проводится также и обработка инструментария. Отсутствуют бытовые помещения персонала: гардероб для верхней одежды общий с больными туберкулезом, туалет - тоже общий, нет помещения для приема пищи, а главное - нет возможности предоставить рабочие места физио - педиатрам и они вынуждены работать вне диспансера, что также не соответствует санитарным правилам и осложняет обследование больных детей.

Нет возможности развернуть полноценные кабинеты для обследования больных с внелегочным туберкулезом.

Прием подростков ведется в том же кабинете, где проводится прием взрослых больных, что также недопустимо.

СТАЦИОНАР


Здание постройки 1957 года, рассчитано на 75 коек общего (неинфекционного) профиля, в котором на сегодня размещено 240 коек для больных туберкулезом. Палатная площадь на одну койку - 2,7 кв. м, при норме 7,5 кв. м (СНиП 2.08.02-89).

В заключении от 30.12.1994 года, подписанного главным государственным врачом города Мурманска Г.Г. Малышевым "О соответствии санитарно - технического состояния и возможности обеспечения противоэпидемического режима областного противотуберкулезного диспансера, заявленного на лицензирование номенклатуре и объему медицинской помощи и услуг" сделан вывод:

- санитарно - техническое состояние и противоэпидемический режим противотуберкулезного диспансера не соответствует действующим санитарно - гигиеническим нормам и правилам. Учреждение не рекомендуется лицензионно - аккредитационной комиссией для положительного решения вопроса о лицензировании.

Из-за отсутствия помещений нельзя организовать кабинет лазерной терапии, ультразвуковой диагностики (вынуждены бациллярных больных направлять в Диагностический центр).

Постоянный контакт с больными в чрезвычайно стесненных условиях, приводят практически к ежегодной заболеваемости туберкулезом сотрудников.

Лечение туберкулеза предполагает длительное пребывание (до года) в больнице. Однако больные через одну - две недели начинают тяготиться этим из-за отсутствия элементарных условий. Положение усугубляется тяжелым социальным составом больных: 30% прибывших из мест лишения свободы, 21% - алкоголиков, 12% - с психическими заболеваниями. До 50% досрочных выписок обусловлены злостными нарушениями лечебного режима: пьянки, драки, самовольные уходы. Постоянные угрозы и оскорбления медперсонала, вплоть до физического насилия создают тяжелое психологическое напряжение персоналу и для социально адаптированных больных. Большие трудности связаны с выпиской хулиганствующих БОМЖей, т. к. им негде жить и они не желают добровольно уходить из больницы, проникают через окна обратно, воруют инвентарь и т. п.

Плохая материально - техническая база не позволяет рассредоточить асоциальных и социально адаптированных больных, создать нормальные условия для длительного пребывания больных в стационаре и повышения эффективности лечения их, а также работа в диспансере не может быть достаточно привлекательной для притока новых кадров медработников.

Приложение N 2
к программе
"Защита населения
Мурманской области
от туберкулеза
в 1998 - 2002 г. г."

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ТУБЕРКУЛЕЗОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ВРЕМЕННАЯ И СТОЙКАЯ ПОТЕРЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В СВЯЗИ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ:

--------T-------------T--------------------T------------------¬

¦       ¦  все формы  ¦ туберкулез орга-   ¦внелегочные формы ¦

¦       ¦ туберкулеза ¦ нов дыхания в т. ч.¦   туберкулеза    ¦

¦       +-----T-------+--------T-----------+------T-----------+

¦       ¦абс. ¦показа-¦  абс.  ¦показатель ¦ абс. ¦показатель ¦

¦       ¦числа¦тель   ¦  числа ¦           ¦ числа¦           ¦

+-------+-----+-------+--------+-----------+------+-----------+

¦1990 г.¦ 185 ¦15,7   ¦  167   ¦  14,2     ¦  18  ¦    1,5    ¦

¦       ¦     ¦       ¦        ¦           ¦      ¦           ¦

¦1991 г.¦ 194 ¦16,7   ¦  178   ¦  14,4     ¦  16  ¦    1,3    ¦

¦       ¦     ¦       ¦        ¦           ¦      ¦           ¦

¦1992 г.¦ 194 ¦17,1   ¦  173   ¦  15,2     ¦  21  ¦    1,9    ¦

¦       ¦     ¦       ¦        ¦           ¦      ¦           ¦

¦1993 г.¦ 263 ¦23,9   ¦  245   ¦  22,3     ¦  18  ¦    1,6    ¦

¦       ¦     ¦       ¦        ¦           ¦      ¦           ¦

¦1994 г.¦ 262 ¦24,5   ¦  241   ¦  22,5     ¦  21  ¦    2,0    ¦

¦       ¦     ¦       ¦        ¦           ¦      ¦           ¦

¦1995 г.¦ 319 ¦30,0   ¦  297   ¦  28,0     ¦  22  ¦    2,0    ¦

¦       ¦     ¦       ¦        ¦           ¦      ¦           ¦

¦1996 г.¦ 344 ¦33,1   ¦  329   ¦  31,7     ¦  15  ¦    1,4    ¦

L-------+-----+-------+--------+-----------+------+------------

 --------T-----------------------T-------------------------¬

 ¦ годы  ¦   временная потеря    ¦    выход на первичную   ¦

 ¦       ¦   трудоспособности    ¦  инвалидность в связи с ¦

 ¦       ¦   (количество дней)   ¦       заболеванием      ¦

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»