Недействующий

ЗАКОН
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 июня 2009 года на основании
Закона Мурманской области от 15.06.2009 № 1113-01-ЗМО
____________________________________________________________________

     Принят Мурманской областной Думой
30 октября 1997 года


Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами "О радиационной безопасности населения" и "Об использовании атомной энергии" призван обеспечивать конституционное право населения Мурманской области на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

ГЛАВА  I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;

радиационный источник - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

источники излучения природные - источники излучения природного происхождения, включая космическое излучение, а также земные источники излучения, присутствующие в жилищах, на шахтах, в источниках минеральных вод и т.д.;

источник излучения техногенный - источник ионизирующего излучения, специально созданный для полезного применения этого излучения или являющийся побочным продуктом технической деятельности;

источник ионизирующего излучения - устройство или радиоактивное вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение;

загрязнение радиоактивное - присутствие радиоактивных веществ техногенного происхождения на поверхности или внутри материала, или тела человека, в воздухе или в другом месте, которое может привести к облучению в индивидуальной дозе более 10 микрозиверт/год или коллективной дозе 1 чел-зиверт/год;

доза эффективная - величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности. Единица измерения эффективной дозы - зиверт;

нормы радиационной безопасности - гигиенические нормативы, применяемые для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения;

радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями персонала, стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к незапланированному облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды, превышающему величины, регламентированные для контролируемых условий;

персонал - лица, работающие с техногенными источниками или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия;

радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

эксплуатирующая организация - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации, выводу из эксплуатации и утилизации ядерной установки, источника ионизируемого излучения или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.

пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (далее - пункты хранения) - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения; в санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;

зона наблюдения - территория за пределами санитарнозащитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;

мониторинг - система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды, позволяющая выделить изменения состояния биосферы на естественном фоне под влиянием человеческой деятельности;

ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.

Статья 2. Предмет регулирования и задачи настоящего Закона

1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, связанные с деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления в Мурманской области, государственного надзора и контроля, эксплуатирующих организаций, медицинских учреждений по обеспечению радиационной безопасности населения Мурманской области.

2. Основной задачей настоящего Закона является определение правовых основ обеспечения радиационной безопасности населения Мурманской области, комплекса мер организационного, инженерно-технического, санитарно гигиенического, медико-профилактического характера, обеспечивающего конституционное право гражданина на охрану его здоровья.

3. Участниками отношений являются:

- Российская Федерация, органы государственной власти и местного самоуправления в Мурманской области;

- население Мурманской области;

- эксплуатирующие организации;

- органы государственного надзора и контроля;

- медицинские учреждения.

Статья 3. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности


Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется на основании Законов Российской Федерации "О радиационной безопасности населения", "Об использовании атомной энергии", "О безопасности", Законов РСФСР "Об охране окружающей природной среды", "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Мурманской области.

Статья 4. Принципы обеспечения радиационной безопасности

 Принципы обеспечения радиационной безопасности:

а) принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

б) принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риска возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

в) принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и допустимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения;

г) принцип предупреждения - подготовка и поддержание на высоком уровне готовности специализированных подразделений к локализации аварийных ситуаций с любыми источниками ионизирующих излучений.

Статья 5. Виды деятельности, регулируемые настоящим Законом

 Настоящий Закон распространяется на следующие виды деятельности:

а) размещение, проектирование, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации и утилизация ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

б) транспортирование, хранение, использование ядерных зарядов в мирных целях, утилизация и обращение с ними;

в) обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества;

г) использование, транспортирование, утилизация и хранение ядерных материалов, радиоактивных веществ, в том числе при хранении или захоронении радиоактивных отходов;

д) контроль за обеспечением радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

е) проведение научных исследований с ядерными материалами и радиоактивными веществами;

ж) учет и контроль ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, радиоактивных веществ и отходов;

з) контроль за радиационной обстановкой;

и) ликвидацию последствий радиационной аварии;

к) подготовку специалистов в области использования ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Статья 6. Радиационная безопасность населения

Радиационная безопасность населения обеспечивается:

а) проведением комплекса мер следующего характера:

- правового (принятие законов и иных нормативных правовых актов);

- организационного (лицензирование деятельности, сертификация технологий и оборудования, экологическая экспертиза, разработка планов по предупреждению и ликвидации последствий при возникновении радиационной аварии, учет и контроль за перемещением ядерных материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов);

- инженерно-технического (системы физической защиты, радиационного мониторинга, системы очистки, выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду, приведение радиоактивных отходов в экологически безопасное состояние, поддержание в надлежащем состоянии оборудования и транспортных путей);

- санитарно-гигиенического и медико-профилактического (радиационный и дозиметрический контроль, установление размеров санитарно-защитной зоны, санитарно-пропускного режима, контроль за состоянием здоровья персонала);

- образовательного и воспитательного (профессиональный тренинг и повышение квалификации, обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности);

б) путем осуществления органами государственной власти Мурманской области, органами местного самоуправления, юридическими лицами, общественными объединениями и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

в) путем информирования населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности.

Статья 7. Финансирование деятельности по обеспечению радиационной безопасности


Финансирование деятельности по обеспечению радиационной безопасности на территории Мурманской области осуществляется за счет:

а) целевого финансирования из федерального бюджета;

б) областного и местных бюджетов;

в) эксплуатирующей организации;

г) областного и муниципальных экологических фондов;

д) средств, выделяемых на реализацию международных программ;

е) добровольных поступлений от физических и юридических лиц.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ  И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 8. Полномочия Мурманской областной Думы

К полномочиям Мурманской областной Думы в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

а) принятие областных законов и иных нормативных правовых актов, контроль за их исполнением;

б) участие в принятии решения о месте размещения имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) принятие решений о размещении и сооружении на территории области ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в собственности Мурманской области, как субъекта Российской Федерации, о выводе указанных объектов из эксплуатации, а также о последующем хранении радиоактивных отходов;

г) утверждение областных программ радиационной безопасности;

д) организация с участием эксплуатирующих организаций, общественных объединений и граждан обсуждения вопросов использования ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

Статья 9. Полномочия Администрации Мурманской области

К полномочиям Администрации Мурманской области в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

а) участие в разработке и реализации в Мурманской области федеральных программ;

б) участие в принятии решения о месте размещения имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»