Учитывая отрицательное влияние на здоровье и развитие детей климатических факторов Севера, важнейшей задачей в организации летнего отдыха детей и семей с детьми является оздоровление детей за пределами области, в территориях с более благоприятным климатом.
Однако решается эта задача неполностью. Лишь 50% детей, охваченных организованным летним отдыхом (около 20 тыс. человек), вывозится на юг или в среднюю полосу России. Значительно снизилось общее число детей, чей отдых организован в оздоровительных лагерях, санаториях, базах отдыха. Такую возможность имеет лишь каждый четвертый школьник, проживающий на Кольском Севере. Основная масса детей вынуждена проводить летние каникулы в условиях холодного дождливого северного лета.
Наиболее серьезными проблемами в организации летнего оздоровления детей являются:
- резкое сокращение за счет закрытия или перепрофилирования числа стационарных оздоровительных лагерей, принадлежавших предприятиям Мурманской области;
- отсутствие льготного налогообложения для предприятий , имеющих стационарные оздоровительные лагеря, базы отдыха, санатории-профилактории, и дотаций на их содержание;
- непомерный рост расходов на пассажирские перевозки всеми видами транспорта, аренду помещений, питания детей.
В целях координации деятельности ведомств, занимающихся летним отдыхом детей, при Администрации области создан координационный совет по проведению летней оздоровительной компании. Совет также изучает, регулирует и контролирует расходование денежных средств на летний отдых детей, способствует привлечению средств на эти цели из федеральных и других источников.
Меры, предусмотренные целевой региональной программой "Дети и отдых",рассчитаны на поиск новых форм и видов оздоровления детей, развитие на договорной основе летнего отдыха детей в лагерях, санаториях, санаториях-профилакториях за пределами области. На реализацию программы в ценах сентября 1994 года с учетом неудовлетворяемой потребности населения в организованном отдыхе детей, роста числа семей с низкими доходами и неспособными организовать отдых детей без финансовой помощи государства, составляет около 42 млрд. рублей.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------+
N ¦ М е р о п р и я т и я ¦ Сроки ¦ Исполнители ¦ Затраты ¦ Источники ¦
п/п ¦ ¦исполнения ¦ ¦(в млн. руб.) ¦ финансирования ¦
----+----------------------------+-----------+--------------------+--------------+------------------------¦
1. ¦ Организация летнего отдыха ¦ постоянно ¦Координационный со- ¦ 41300,0 ¦ Ведомственные бюджеты, ¦
¦детей Мурманской области ¦ ¦вет по организации ¦ (ежегодно) ¦Федеральный и областной ¦
¦ В этих целях: ¦ ¦летнего отдыха детей¦ ¦фонды социальной поддерж-
¦ ¦ ¦при Администрации об- ¦ки населения,региональ- ¦
¦ ¦ ¦ласти, заинетресо- ¦ ¦фонд социального страхо-¦
¦ ¦ ¦ванные комитеты и уп- ¦вания,средства предприя-¦
¦ ¦ ¦равления Администра-¦ ¦тий ¦
¦ ¦ ¦ции области ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1.1.¦ Развивать практику заключе-¦ ¦Комитет по социаль- ¦ 600,0 ¦Министерство социальной ¦
¦ния договоров со здравницами, ¦ной защите населения¦(ежегодно) ¦защиты населения РФ,ре- ¦
¦санаториями и клиниками Се- ¦ постоянно ¦Администрации области ¦гиональный фонд социаль-¦
¦веро-Кавказских минеральных ¦ ¦ ¦ ¦ного страхования ¦
¦вод для лечения и реабилита-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ции больных детей и детей- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инвалидов,оздоровление детей¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦из малообеспеченных,неполных, ¦ ¦ ¦ ¦
¦многодетных,опекунских семей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦детей-сирот и детей, остав- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦шихся без попечения родителей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1.2.¦Изучить возможность создания¦ ¦Комитет по социаль- ¦ ¦ ¦
¦базы для оздоровления, лече-¦ 1995 г. ¦ной защите населения, ¦ ¦
¦ния и обучения больных детей, ¦Комитет по здравоох-¦ ¦ ¦
¦имеющих ослабленное здоровье, ¦ранению, управление ¦ ¦ ¦
¦в первую очередь, детей из ¦ ¦образования Админист- ¦ ¦
¦семей, особо нуждающихся в ¦ ¦рации области, обл- ¦ ¦ ¦
¦социальной защите,в том чис-¦ ¦совпроф ¦ ¦ ¦
¦ле коренных народов Севера, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в других территориях Российс- ¦ ¦ ¦ ¦
¦кой Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1.3.¦ Изучить возможность разития¦1996 г. в ¦Комитет по социаль- ¦ ¦ Местный бюджет,средства¦
¦баз отдыха на юге Мурманской¦дальнейшем ¦ной защите населения, ¦предприятий,регион.фонд ¦
¦области.Выработать предложе-¦постоянно ¦управление образова-¦ ¦социального страхования ¦
¦ния об использовании местных¦ ¦ния Администрации ¦ ¦ ¦
¦санаториев для оздоровления ¦ ¦области, обловпроф ¦ ¦ ¦
¦детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1.4.¦ Развивать практику оздоров-¦ ¦ Комитет по социаль-¦ 100,0 ¦ Областной фонд социаль-¦
¦ления и отдыха детей из ма- ¦ постоянно ¦ной защите населения, ежегодно ¦ной поддержки населения ¦
¦лообеспеченных семей и детей¦ ¦комитет по делам ко-¦ ¦ ¦
¦коренных народов Севера в ¦ ¦ренных народов Севе-¦ ¦ ¦
¦странах Скандинавии ¦ ¦ра, отдел по связям ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦с религиозными объе-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦динениями и гумани- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦тарной помощи Адми- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦нистрации области ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1.5.¦ Обеспечить отбор и направ- ¦ ¦ Комитет по социаль-¦ ¦ Министерство социальной¦
¦ление в ВДЦ "Орленок" и МДЦ ¦ постоянно ¦ной защите населения¦ ¦защиты населения РФ, об-¦
¦"Артек" детей из малообеспе-¦ ¦Администрации облас-¦ ¦ластной фонд соцподдерж-¦
¦ченных семей, имеющих успех ¦ ¦ти ¦ ¦ки населения ¦
¦в учебе и дополнительном об-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦разовании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1.6.¦ В целях сохранения и разви-¦ ¦ Комитет по социаль-¦ ¦ Министерство социальной¦
¦тия сети стационарных лаге- ¦ постоянно ¦ной защите населения, ¦защиты населения РФ, Ми-¦
¦рей и баз отдыха Мурманской ¦ ¦управление финансов ¦ ¦нистерстов финансов РФ ¦
¦области предусматривать пре-¦ ¦Администрации облас-¦ ¦ ¦
¦приятиям и организациям сис-¦ ¦ти, облсовпроф ¦ ¦ ¦
¦тему льгот на их содержание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦при условии целевого исполь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1.7.¦ Добиваться введения льгот- ¦ 1995 г. и ¦Комитет по социаль- ¦ ¦ Министерство транспорта¦
¦ного тарифа на оплату груп- ¦последующ. ¦ной защите населения, ¦РФ, Министерство РФ по ¦
¦пового проезда детей Севера ¦годы ¦управление финансов ¦ ¦делам национальностей и ¦
¦на оздоровление и отдых в ¦ ¦Администрации облас-¦ ¦региональной политике ¦
¦летний период времени ¦ ¦ти,облсовпроф ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1.8.¦ Оказывать финансовую помощь¦по мере об-¦ Областной центр за-¦ ¦ ¦
¦безработным гражданам, имею-¦ращения ¦нятости населения, ¦ ¦ ¦
¦щим детей в возрасте до 15 ¦ ¦районные (городские)¦ ¦ ¦
¦лет включительно, на оплату ¦ ¦службы занятости ¦ ¦ ¦
¦путевок в оздоровительные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждения и лагеря отдыха, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦транспортных расходов,связан- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных с проездом детей к месту¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отдыха и лечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1.9.¦ Осуществлять возмещение рас- ¦ Органы социальной ¦ ¦ Фонды социальной под- ¦
¦ходов на оплату путевок и ¦ ¦защиты населения ¦ ¦держки населения ¦
¦транспортных расходов мало- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обеспеченным семьям на оздо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ровление и летний отдых де- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2. ¦ Провести ревизию детских и ¦1995 г.и по-¦Комитет по делам мо-¦ ¦Местный бюджет, регио- ¦
¦подростковых клубов по мес- ¦следующие ¦лодежи Администрации¦ ¦нальный фонд социального¦
¦ту жительства с целью воз- ¦годы ¦области, многоотрас-¦ ¦страхования ¦
¦рождения их работы с детьми,¦ ¦левое предприятие ¦ ¦ ¦
¦не охваченными оздоровитель-¦ ¦"Мурманскжилкомхоз" ¦ ¦ ¦
¦ным отдыхом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итого: 41910
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------