II. Обоснование необходимости решения задачи программно-целевым методом
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности в Российской Федерации, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни. Тем не менее аварийность на дорогах России продолжает неуклонно расти с каждым годом. Пермский край не является исключением.
За 2012 год в крае зарегистрировано 3 898 ДТП, в которых погибли 596 человек и 4 830 были ранены. Количество погибших возросло по сравнению с 2011 годом на 26 человек (+4,6 %).
Более 85 % всех автоаварий, или 3 312 ДТП (+5,3 %), в которых погибли 515 человек (+11,5 %), произошли по причине нарушений ПДД водителями автомобильного транспорта. Самыми распространенными причинами автоаварий по вине водителей, приводящих к смертельному исходу, стали:
превышение установленной скорости движения - 1 342 ДТП, или 41 % от общего числа автоаварий по вине водителей;
нарушение правил проезда перекрестков - 522 случая, или 16 %;
управление транспортным средством в нетрезвом состоянии - 317 автоаварий, или 10 %;
нарушение правил обгона и выезд на встречную полосу движения - 305 ДТП, или 9 %.
По вине пешеходов произошло 779 ДТП (-9 %), в которых 121 человек погиб (-7 %) и 685 получили ранения (-8 %).
Увеличилось количество автоаварий на пешеходных переходах. В прошедшем году произошло 386 (+16 %) таких ДТП, в которых 31 (+7 %) человек погиб и 372 (+16 %) получили ранения.
Дети в возрасте до 16 лет за отчетный период пострадали в 419 автоавариях (-0,2 %), при которых 21 несовершеннолетний погиб (-4,5 %) и 431 ребенок получил травмы (уровень).
В 2012 году увеличилось количество ДТП с участием общественного транспорта. Так, только на территории города Перми отмечен рост ДТП по вине водителей автобусов. Если в 2011 году таких ДТП в городе Перми было зарегистрировано 25, то в 2012 году их количество увеличилось до 38 (рост в 1,5 раза), при этом погибли 2 человека, травмы получили 42 человека. В условиях увеличения количества автомобильного транспорта увеличилась интенсивность движения на дорогах Пермского края, что привело к росту травматизма. Недостаточная пропаганда безопасного дорожного движения и культурного поведения участников дорожного движения влияет на увеличение количества ДТП.
Одновременно с этим необходимо отметить рост количества ДТП, связанных с сопутствующими неудовлетворительными дорожными условиями. В 2012 году произошло 880 таких ДТП (+47 %), в которых 175 человек погибли (+72 %) и 1 085 человек ранены (+46 %). Наибольший рост отмечен на дорогах регионального и муниципального значения (+91 % и +40 % соответственно).
Рост аварийности на дорогах связан, в первую очередь, с увеличением количества автомобильного транспорта. Количество автомобилей на душу населения в Пермском крае за последние 10 лет увеличилось более чем в 1,5 раза. На 1 января 2013 года количество транспорта в крае составило 873 899 единиц, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение составило 6 %. В ближайшие 10 лет прогнозируется увеличение количества автомобилей еще на 5 % ежегодно.
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждена практикой реализации долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 16 марта 2009 г. N150-п. В рамках ее реализации выполнен целый комплекс мероприятий.
В городе Перми на базе государственного краевого учреждения «Специализированное монтажно-эксплуатационное управление Пермского края» начал работу Центр управления движением, который объединил в себе автоматическую систему управления дорожным движением и систему фото- и видеофиксации нарушений ПДД Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - ПДД). Очевидным результатом стало уменьшение нарушений ПДД и снижение аварийности в местах установки комплексов фото- и видеофиксации на 25-70 %.
С целью снижения дорожно-транспортного травматизма, в том числе детского, на территории Пермского края были проведены различные профилактические мероприятия: «Внимание - дети!», «Новогодние каникулы», «Каток», «Каникулы - дороги - дети», «Безопасное колесо», «За безопасность дорожного движения - всей семьей» и другие.
Реализован комплекс профилактических мероприятий на автотранспортных предприятиях, приняты контрольно-надзорные меры в отношении дорожных и коммунальных организаций.
Обеспечивалось методическое и информационно-пропагандистское сопровождение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения пешеходов. По результатам надзорной деятельности более 200 пешеходных переходов приведено в надлежащее состояние.
Завершено внедрение программного комплекса автоматизированной диспетчеризации на территории Пермского края. Создана система оказания первичной травматологической помощи пострадавшим в ДТП за счет привлечения ресурсов врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачей амбулаторий.
Долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2009-2012 годы» обеспечила проведение комплексных мероприятий в рамках компетенции Министерства общественной безопасности Пермского края и Министерства здравоохранения Пермского края. Настоящая Программа позволит расширить круг участников, а именно обеспечит привлечение Министерства транспорта и связи Пермского края и Министерства образования и науки Пермского края.
Применение программно-целевого метода позволило и позволит в дальнейшем обеспечить комплексный и системный подход к решению проблемы.
Основными преимуществами данного подхода являются:
постановка единых целей и задач деятельности по повышению безопасности дорожного движения до 2020 года;
формирование системы приоритетных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, обоснованно и системно воздействующих на причины аварийности;
повышение эффективности управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на региональном и местном уровнях, а также в области межведомственного и межуровневого взаимодействия и координации органов исполнительной власти Пермского края и органов местного самоуправления;
концентрация ресурсов государства для реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
применение принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат;