Законодательное Собрание Пермского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание жителей Пермского края на 2013-2017 годы».
2. Рекомендовать Правительству Пермского края в срок до 01.04.2013 разработать и принять долгосрочную целевую программу «Патриотическое воспитание жителей Пермского края на 2013-2017 годы».
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания
В.А.Сухих
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермского края
от 21 февраля 2013 года N 696
КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой Программы «Патриотическое воспитание жителей Пермского края на 2013-2017 годы»
Концепция долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание жителей Пермского края на 2013-2017 годы» (далее - Программа) представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов деятельности общественных институтов, органов государственной власти, учреждений системы образования и культуры на территории Пермского края в сфере патриотического воспитания.
Правовую основу концепции составляют Конституция Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Концепция Программы разработана с учетом положений государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 795.
Патриотизм - это добровольно принимаемая система устоявшихся нравственных взглядов, основанных на духовно-нравственных началах личности, таких как любовь к Отечеству, уважение истории и культурных традиций страны и края, содействие всестороннему развитию Родины, гражданская позиция.
Патриотическое воспитание - это систематическая, целенаправленная образовательная и массовая просветительская деятельность органов государственной власти, общественных организаций, учреждений системы образования и культуры, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у жителей Пермского края гражданской позиции, нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей своей родины, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
1. Описание проблемы, анализ причин сложившейся проблемной ситуации, возможные сценарии развития проблемной ситуации
В Пермском крае проводится работа по патриотическому воспитанию органами власти, некоммерческими организациями, учреждениями образования и культуры, что позволило добиться повышения интереса общественности к проблемам патриотического воспитания. Особое внимание уделяется организации патриотического воспитания среди обучающихся в образовательных учреждениях и членов патриотических клубов и центров.
Пермский край является многонациональным регионом. В нем проживают представители более 140 национальностей. Работа в сфере патриотического воспитания направлена в том числе на объединение этносов, возрождение национального единства, поддержку малых и коренных народов, воспитание любви к малой родине. А это подразумевает под собой любовь к соотечественникам, к семье как базовой ячейке общества, любовь к красотам своего края, сохранение культурно-исторического наследия, одним из проявлений которого является рост краеведческой активности в муниципальных образованиях Пермского края.
В настоящий момент в Пермском крае действует ведомственная программа Министерства физической культуры и спорта «Патриотическое воспитание жителей Пермского края на 2011-2013 годы», в рамках которой ежегодно проводятся различные мероприятия, оказывающие положительное воздействие на нравственное и патриотическое воспитание. Это выставки, конкурсы, фестивали, конференции, сборы, игры, слеты и прочее.
Всего мероприятиями патриотического воспитания в 2012 году было охвачено около 250 тысяч детей, обучающихся в 792 образовательных учреждениях Пермского края.
По состоянию на конец 2012 года в Пермском крае насчитывается более 200 действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных, в которых состоят более 5000 человек. Согласно исследованию, проведенному органами государственной власти Пермского края, доля жителей Пермского края, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, по отношению к общему числу жителей Пермского края на 1 января 2012 года составляла 21%. В 2012 году мероприятиями патриотической направленности было охвачено 19,5% жителей от общей численности населения региона. То есть наблюдается снижение количества жителей, охваченных мероприятиями патриотического воспитания. Количество выставок также в последние годы неуклонно снижается (с 656 на 1 января 2009 года до 618 на 1 января 2012 года).
Вызывает тревогу то, что мероприятия патриотической направленности в основном реализуются без соответствующей административной и финансовой поддержки. Объединения, клубы, центры, ведущие работу по патриотическому воспитанию населения, не поддерживаются государством систематически и на постоянной основе. Без изменения сложившейся ситуации невозможно добиться роста количества общественных организаций и клубов патриотической направленности, что требует системного подхода в обеспечении их взаимодействия и целенаправленной помощи.
Анализ описанных процессов, происходящих в Пермском крае, позволяет выделить следующие проблемы:
1) отсутствие системы патриотического воспитания, основанной на единой государственной политике, включающей действенные механизмы координации деятельности органов государственной власти, учреждений образования и культуры, общественных объединений, средств массовой информации по решению проблем патриотического и духовно-нравственного воспитания;
2) снижение уровня участия жителей Пермского края в патриотической, этнокультурной, духовно-нравственной и военно-спортивной деятельности, осуществляемой общественными объединениями;
3) недостаточный уровень ресурсного обеспечения мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и формирование межнационального согласия;
4) неудовлетворительная материально-техническая база учреждений и организаций, занимающихся патриотическим воспитанием, развитием нравственности;
5) необходимость обучения и повышения квалификации специалистов в области патриотического и нравственного воспитания.
Эти проблемы свидетельствуют о необходимости работы по формированию и развитию патриотического воспитания в Пермском крае. С этой целью должна проводиться четкая региональная политика в этой области и соответствующая этой политике региональная плановая система патриотического воспитания жителей на всей территории Пермского края.
Развитию системы патриотического воспитания способствуют:
модернизация материально-технической базы патриотического воспитания;
повышение уровня его организационно-методического обеспечения;
повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания;
активное и широкое привлечение к работе общественности, средств массовой информации, учреждений образования и культуры.
2. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи Программно-целевым методом
Воспитание в духе патриотизма - сложный и системный процесс, который может быть осознан и осуществлен лишь при наличии:
единой для всех участников воспитательного процесса концепции патриотизма;
объединения усилий органов государственной власти, общественных организаций, учреждений системы образования и культуры, иных субъектов патриотического воспитания при организации и реализации целевых мероприятий.
Решение имеющихся проблем в сфере патриотического воспитания жителей Пермского края наиболее эффективно с использованием программно-целевого метода. Использование данного метода обеспечивает единство содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.
Применение программно-целевого метода позволит:
вести систематическую работу в сфере патриотического воспитания;
обеспечить комплексный подход в повышении качества системы патриотического воспитания на основе межведомственной координации органов государственной власти Пермского края;
осуществлять системную работу по реализации мероприятий Программы;
осуществлять систематический анализ реализации разрабатываемой Программы с целью оценки, контроля и прогнозирования результатов реализации мероприятий, а также значений целевых показателей;
обеспечить соответствующий современным научным разработкам уровень подготовки специалистов в области патриотического воспитания.
Преимуществом программно-целевого подхода является возможность использования принципа управления по результатам, эффективного воздействия на ход происходящих процессов с целью достижения запланированного результата, стабилизации и улучшения оперативной обстановки, что окажет положительное влияние на общее социально-экономическое развитие Пермского края.
3. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края
Потенциал для динамичного развития Пермского края достаточно велик. Но успешное решение задач социально-экономического развития региона в том числе зависит от вовлечения жителей в практическую деятельность в интересах общества, их патриотизма.
Недооценка этого фактора как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, нравственных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания жителей Пермского края.
Концепция полностью соответствует направлениям социально-экономического развития Пермского края, доказательством этого является одна из задач пункта 1.2.1.3.5.8 Программы социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы, утвержденной Законом Пермского края от 20.12.2012 N 140-ПК, которая включает в себя:
объединение усилий исполнительных органов государственной власти Пермского края и некоммерческого сектора в сфере патриотического воспитания;
организацию разработки и проведения мероприятий, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма среди жителей Пермского края;
увеличение количества квалифицированных специалистов в сфере патриотического воспитания;
вовлечение населения Пермского края в процесс патриотического воспитания, в том числе через средства массовой информации.
4. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации реализуются различные программы, направленные на развитие системы патриотического воспитания. Согласно проведенному анализу, программы патриотического воспитания, действующие в различных субъектах Российской Федерации, ориентированы на узкую целевую аудиторию:
молодежь допризывного и призывного возраста;
учащихся;
детей и молодежь с 14 до 30 лет.
Ряд принятых программ реализуется исключительно в направлении военно-патриотического воспитания или историко-краеведческого образования.
Подобное сужение объекта патриотического воспитания и направления деятельности программ не позволяет выстроить систематическую, целенаправленную образовательную и массовую просветительскую деятельность органов государственной власти, общественных организаций, учреждений системы образования и культуры, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у жителей Пермского края гражданской позиции, нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей своей родины, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Возможны следующие варианты деятельности субъектов патриотического воспитания в указанной сфере:
вариант 1: реализация отдельных мероприятий по патриотическому воспитанию без единой системы взаимодействия;
вариант 2: реализация программных мероприятий по патриотическому воспитанию, нацеленных на узкую целевую аудиторию;
вариант 3: реализация ведомственных программ, направленных только на одно из направлений патриотического воспитания (например, военно-патриотическое воспитание);
вариант 4: скоординированная деятельность органов государственной власти Пермского края, общественных организаций, учреждений системы образования и культуры, иных субъектов патриотического воспитания по осуществлению мероприятий, направленных на различные категории жителей Пермского края.
В рамках реализации первого варианта решение проблемы предусматривается силами исполнителей Программы за счет текущего бюджетного финансирования, что обернется для исполнителей дополнительными финансовыми затратами, не предусмотренными в бюджете Пермского края и являющимися значительной материальной нагрузкой для общественных организаций, учреждений системы образования и культуры, иных субъектов патриотического воспитания.
В рамках реализации второго варианта существует риск сужения целевой аудитории, что не позволяет решить проблему в комплексе.
В рамках реализации третьего варианта предполагается реализация мероприятий в рамках ведомственных программ, отсутствие единого координирующего центра реализации Программы.
В рамках реализации четвертого варианта предлагается комплексный подход с привлечением всех заинтересованных сторон, концентрацией усилий и финансовых затрат, что, в свою очередь, обеспечит синергетический эффект.
Проведенный анализ возможных вариантов показывает, что наиболее эффективным является четвертый вариант, который позволяет при приемлемых затратах обеспечить решение поставленных задач.
5. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Ответственным разработчиком проекта Программы, отвечающим за контроль, организацию учета и отчетности по Программе, является Администрация губернатора Пермского края.
Исполнителями Программы являются государственные органы и органы государственной власти Пермского края (Администрация губернатора Пермского края, Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство образования Пермского края, Министерство общественной безопасности Пермского края, Министерство физической культуры и спорта Пермского края, Агентство по делам архивов Пермского края) с привлечением общественных институтов, учреждений системы образования и культуры.
Для эффективного межведомственного взаимодействия создается Пермский межведомственный координационный совет по контролю за реализацией Программы патриотического воспитания жителей Пермского края, в состав которого входят представители органов государственной власти и общественных организаций Пермского края. В ходе реализации Программы Пермский межведомственный координационный совет обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, разрабатывает рекомендации и предложения по корректировке Программы и повышению эффективности ее реализации. Положение и состав Пермского межведомственного координационного совета утверждаются указом губернатора Пермского края.