Значительный ущерб лесным ресурсам наносится незаконной заготовкой древесины. В 2013 году на территории Пермского края выявлено 786 случаев незаконной рубки леса с объемом 49,2 тыс. кубометров с причиненным ущербом на сумму 333,7 млн. рублей.
Районы в отношении незаконной заготовки древесины можно распределить по преимущественным видам ее потребления.
Незаконные рубки, осуществляемые гражданами для собственных нужд.
Ущерб, наносимый единичной самовольной рубкой невелик, но данные рубки имеют наиболее массовый характер. Обусловлены отсутствием постоянного контроля за состоянием лесных насаждений (малочисленность лесных инспекторов), примыкающих к населенным пунктам: Куединский, Бардымский, Октябрьский, Кудымкарский районы (в 2013 году в среднем по 10-30 случаев незаконной заготовки древесины, с объемом древесины в среднем на 1 случай 25-30 м3).
Незаконные рубки с целью получения дохода более масштабные и заготовители технически оснащены. Наиболее распространены в районах, где насаждения представлены ценными хвойными породами, развитой дорожной сетью (большое значение играет наличие железной дороги), доступностью лесных насаждений, возможностью быстро сбыть или вывезти древесину (возможно и частично переработанную). Промышленная незаконная заготовка древесины сосредоточена в следующих районах (в 2013 году): Кишертском - 99 случаев, Кудымкарском - 79 случаев, Куединском - 74 случая, Сивинском - 73 случая, Соликамском - 69 случаев, Октябрьском - 56 случаев, Закамском (Нытвенский, Краснокамский, Ильинский районы) - 50 случаев. В указанных районах развита переработка древесины на лесопильных установках малой мощности (по 40 и более единиц лесопильных установок в районе).
Рубки на основании разрешительных документов, но с грубыми нарушениями действующих правил. Обусловлены некачественным отводом и таксацией лесосек, заготовкой древесины в большем объеме или лучшего качества при выборочных рубках, превышением интенсивности рубки. Выявляются при промежуточном контроле за проводимыми рубками, а также методом дистанционного аэрокосмического мониторинга, который в 2012 году проводился в 8 лесничествах края: Веслянском, Горнозаводском, Добрянском, Кочевском, Кудымкарском, Лысьвенском, Чайковском, Юрлинском.
По результатам натурных обследований проверены все 231 лесосека, нарушения подтвердились на 79 лесосеках. Все 79 материалов о фактах незаконных рубок переданы в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, из них: отказано правоохранительными органами в возбуждении уголовного дела - 47, возбуждено уголовных дел - 5, находятся на стадии рассмотрения в правоохранительных органах - 27.
Значительный объем выявленных дистанционным мониторингом недорубов и рубок за пределами лесосеки связан с некачественной привязкой в натуре отводимых лесосек.
Районы масштабной незаконной заготовки древесины тянутся к следующим территориям и направлениям вывозки (рис. 2.5.4.1):
1. Пункты отгрузки на железнодорожный транспорт:
ст. Менделеево, ст. Верещагино на западном направлении, лесообеспеченные районы Верещагинский, Сивинский, Карагайский с хорошо развитой дорожной сетью;
Кудымкарский район, лесообеспеченный хвойными породами район, имеющий автомобильное сообщение с железнодорожной станцией Менделеево;
ст. Соликамск - северный железнодорожный тупик, с прилегающей сетью автомобильных дорог.
В районах пунктов отгрузки формируется значительное количество мобильных пунктов переработки древесины - малых лесопильных установок. Сырье на них поступает с прилегающих территорий в радиусе до 60 км, имеющих доступные лесные участки и развитую дорожную сеть.
2. Вывозка автомобильным транспортом в лесодефицитные районы:
направление на территорию Республики Башкортостан (Кунгурский, Березовский, Кишертский, Ординский, Суксунский, Уинский, Куединский районы);
направление на территорию Республики Удмуртия (Частинский, Большесосновский, Чайковский, Еловский, Бардымский районы). В круглом виде древесина вывозится на г. Воткинск для отгрузки на водный транспорт.
3. Сбыт на крупные лесоперерабатывающие предприятия в виде пиломатериалов.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" с 1 февраля 2014 года вступила в силу часть 4.1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации, которая прямо устанавливает запрет на отчуждение или переход от одного лица к другому иными способами древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, т.е. купля-продажа, мена, дарение и иные сделки с древесиной, заготовленной для собственных нужд, с 1 февраля 2014 года являются недействительными в соответствии с нормами федерального законодательства.
С 1 января 2015 года Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по учету древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Мероприятия по охране лесов от незаконных рубок можно классифицировать по направлениям.
Первое из направлений - это внедрение единой регистрационной автоматической системы учета и контроля за оборотом древесины, которая будет регистрироваться строго по заявленным объемам, указанным в лесных декларациях, договорах купли-продажи лесных насаждению.
Наряду с указанными мероприятиями обеспечение контроля (надзора) за соответствием использования древесины и заявленных целей ее использования.
Следующее из направлений - ужесточение контроля (надзора) со стороны государства. Формирование штата государственных лесных инспекторов из числа сотрудников управлений Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и работников ГКУ (лесничеств) позволит обеспечить полноценную деятельность государственных лесных инспекторов на территории края.
Кроме мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охраны) необходимы систематические мероприятия по ведомственному контролю со стороны лесничеств за выполнением условий договоров купли-продажи лесных насаждений, договоров аренды лесных участков, государственных контрактов на выполнение лесохозяйственных работ.
Указанные направления мероприятий позволят увеличить плотность контроля по отношению к подконтрольным объектам.