Планируемое развитие лесозаготовительных предприятий и перерабатывающих производств в первую очередь связано с доступностью лесного фонда, то есть с развитием сети лесовозных дорог.
Строительство дорог в последние годы на территории лесничеств Пермского края практически ограничивалось строительством дорог противопожарного назначения. В среднем в последние три года в каждом лесничестве строилось в год 2,7 км дорог противопожарного назначения при средней стоимости строительства 1 км 20,4 тыс. руб. Такие затраты на строительство свидетельствуют и о качестве таких дорог, по которым движение возможно только в сухое время года и только легковесных автомобилей. Осуществлять вывозку древесины по этим дорогам возможно в зимний период. Строительство ведется хозяйственным способом. Специальных подразделений по строительству автодорог в лесничествах не имеется.
Строительство лесовозных дорог ранее осуществлялось леспромхозами с 2008 года в рамках исполнения государственного заказа и договоров аренды лесных участков.
Дополнительно в крае осуществляется ремонт противопожарных дорог и лесовозных дорог. В среднем за последние три года каждое лесничество ремонтировало по 11,5 км дорог при стоимости 1 км в 5,4 тыс. руб. Ремонт старых лесовозных дорог проводится периодически только крупными лесозаготовителями по мере необходимости для осуществления вывозки заготовленной древесины.
Таким образом, для увеличения объемов заготовки древесины необходимо существенно увеличить объемы строительства и ремонта лесовозных дорог.
За последние 50 лет максимальный отпуск древесины был зафиксирован в 1958-1959 годах. В дальнейшем объемы заготовок стали снижаться и к 2004 году их объем снизился по сравнению с максимальным в 6,8 раза (с 26 млн. м3 в 1958 до 3,84 млн. в 2004 г.), а на текущий момент объем заготовок составляет 8,1 млн. м3. Использование расчетной лесосеки в 2013 г. в целом по краю составило 34,5%.
Одним из главных сдерживающих факторов в наращивании объемов лесозаготовок является отсутствие достаточного количества дорог для вывозки древесины, особенно в лесничествах северных районов края.
Территории этих лесничеств значительно отличаются друг от друга по рельефу. Территории лесничеств в северо-западной части края имеют равнинный и частично заболоченный характер, а для остальных лесничеств характерным является горный и холмистый, сильно пересеченный рельеф. Это обстоятельство является решающим фактором при определении стоимости строительства проектируемых дорог. На равнинной территории стоимость строительства будет в 1,5-2 раза ниже.
При этом рассматривается строительство только магистральных дорог, которые могут обеспечить вывозку древесины к основным местам ее потребления - г. Соликамск, г. Горнозаводск, г. Пермь. Проектирование веток и усов предполагается осуществлять при разработке конкретных рабочих проектов на каждую отдельную магистраль. Общая протяженность проектируемых магистралей составляет 1832 км.
Основные показатели по проектируемым дорогам приводятся в таблице 2.6.1.
На рисунке 2.6.1 показано размещение данных автодорог.