Характеристика и объем отходов по классам опасности
Наименование отходов | Количество отходов, тонн | ||
На 1 тыс. м3 | Фактически в 2007 г. | Планируется в 2017 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Отходы II класса опасности | |||
Аккумуляторная кислота | 0,00022 | 1,7 | 2,8 |
Отходы III класса опасности | |||
Отходы синтетических и минеральных масел (отработанное моторное и трансмиссионное масло) | 0,0158 | 124,9 | 199,1 |
Индустриальное масло | 0,000322 | 2,5 | 4,1 |
Нефтешлам при зачистке резервуаров | 0,0015 | 11,9 | 18,9 |
Нефтешлам (проливы ГСМ) | 0,0004 | 3,2 | 5,0 |
Промасленные фильтры | 0,001 | 7,9 | 12,6 |
Ветошь промасленная | 0,0011 | 8,7 | 13,9 |
Уловленные нефтепродукты очистных сооружений ливневых стоков и мойки автомобилей | 0,003 | 23,7 | 37,8 |
Итого | 0,023342 | 184,5 | 294,1 |
Отходы IV класса опасности | |||
Лесосечные отходы (сучья, ветви, вершинки) | 130,0 | 1027299 | 1080261 |
Отходы древесные (козырьки, отходы раскряжевки) | 16,0 | 126437 | 132955 |
Лом черных металлов, пыль абразивно-металлическая, огарки сварочных электродов | 0,00003 | 0,2 | 0,4 |
Лом абразивных изделий | 0,00038 | 3,0 | 4,8 |
Отработанные аккумуляторы без электролита | 0,0025 | 19,8 | 31,5 |
Осадок (шлам) нейтрализации электролита | 0,00023 | 1,8 | 2,9 |
Отработанные шины | 0,006 | 47,4 | 75,6 |
Лом цветных металлов | 0,00037 | 2,9 | 4,7 |
Зола древесная | 0,0036 | 28,4 | 45,4 |
Пыль твердых частиц из бункеров циклонов котельной | 0,000302 | 2,4 | 3,8 |
Осадок из очистных сооружений бытовых и ливневых сточных вод | 0,004 | 31,6 | 50,4 |
Твердые бытовые отходы (ТБО) | 0,0384 | 303,4 | 483,8 |
Отходы потребления, подобные ТБО | 0,0012 | 9,5 | 15,1 |
Отходы медпункта | 0,000096 | 0,8 | 1,2 |
Пищевые отходы пунктов общественного питания | 0,0074 | 58,5 | 93,2 |
Итого | 146,0645 | 1154245 | 1840413 |
Всего | 146,08784 | 1154430 | 1840707 |
________________
<*> Примечание. Лесосечные древесные отходы по критерию опасности относятся к отходам V класса опасности, но вследствие отсутствия подтверждения данного класса опасности экспериментальным методом классифицируются как отходы IV класса опасности.
Загрязнение атмосферного воздуха на территории земель лесного фонда происходит от следующих источников:
Антропогенные:
двигатели лесозаготовительной техники (трелевочные тракторы, комплексы, бензопилы и т.д.);
очистка мест рубок методом сжигания (в неопасный в пожарном отношении период), а также сжигание топлива (дров) в котельных и обогревательных домиках на лесосеках;
двигатели автотранспорта (лесовозов, автотранспорта для перевозки людей, ГСМ и т.д.);
пыление грунтов на лесовозных дорогах при движении автотранспорта.
Природные:
лесные пожары.
Выхлопные газы от двигателей внутреннего сгорания представляют собой смесь примерно 200 веществ. В них содержатся углеводороды, оксид углерода, оксиды азота, альдегиды, обладающие резким запахом и раздражающим действием, и другие. Вследствие неполного сгорания топлива в двигателях часть углеводородов превращается в сажу и смолистые вещества.
По данным НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства, ОАО "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт механизации и энергетики лесной промышленности", средний расход горюче-смазочных материалов на 1 м3 заготовленной ликвидной древесины (валка деревьев, обрезка сучьев, трелевка, погрузка) составляет: бензина - 0,18 кг, дизельного топлива - 2,06 кг.
При освоении запроектированных объемов заготовки древесины (7236 тыс. куб. м) к 2017 году ежегодно будет сжигаться: бензина - 1859,31 т, дизельного топлива - 21278 т. Выброс загрязняющих веществ от двигателей, работающих на бензине, составляет 2,8%, на дизельном топливе - 3,8% от сожженного топлива. Соответственно, в атмосферу ежегодно будет выбрасываться 860,1 т загрязняющих веществ.
При лесозаготовках техника всегда рассредоточена по всей территории, а их местонахождение постоянно меняется, поэтому возможные негативные воздействия на атмосферный воздух незначительны и не выходят за установленные нормативы.
При очистке мест рубок методом сжигания в неопасный в пожарном отношении период выбросы загрязняющих веществ в атмосферу могут повышаться в несколько раз по сравнению с выбросами от двигателей лесозаготовительной техники. Поэтому такой метод очистки вырубок лесозаготовителям следует назначать в крайних случаях, в основном на тех площадях, где планируется создание лесных культур с механизированной подготовкой почвы и посадкой. Загрязнение атмосферы при сжигании дров в котельных и обогревательных домиках незначительное, поэтому не учитывается.
Среднее расстояние вывозки древесины от делянок на нижние склады составляет 40 км. При вывозке каждой тысячи кубометров на такое расстояние годовые выбросы вредных веществ выхлопных газов составляют 0,24 т, соответственно, прогнозируемое количество выбросов вредных веществ к 2017 году составит 600 т в год.
Расчеты, оценивающие воздействие лесовозной дороги на состояние атмосферного воздуха с максимальной нагрузкой до 100 автомобилей в сутки, показывают невысокое загрязнение. Расчетные данные максимальной концентрации вредных веществ выхлопных газов на расстоянии 50 м от края дороги ни по одному веществу не превышают 0,15 ПДК.
Лесным кодексом Российской Федерации предусматривается проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов. Именно в них приводилась оценка воздействия проектируемых мероприятий на окружающую среду.
Исследования по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности включают следующее:
определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказ от деятельности);
анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;