Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2008-2017 ГОДЫ (с изменениями на: 16.04.2015)

1.2.5. Характеристика транспортной доступности освоения лесов


Основными путями транспорта, по которым производится вывозка заготовленной древесины, в лесах лесничеств являются дороги общего пользования и технологические дороги, построенные лесозаготовителями. Они связывают места заготовки древесины с пунктами погрузки и переработки древесины, а также с лесными поселками. Для вывозки древесины с лесосек использовались в основном специализированные лесовозные дороги, построенные лесозаготовительными предприятиями, а также сплавные реки. Лесовозные дороги в Пермском крае представлены автомобильными дорогами с песчано-гравийным покрытием.

По состоянию на 1 января 2014 в лесничествах края имелось 61685 км всех видов дорог. Железных дорог - 1800 км (3%) и автомобильных дорог - 59885 км (97%), из них с твердым покрытием - 10668 км (17,8%), грунтовых - 49217 км (82,2%), в том числе круглогодового действия - 37201 км (62,1%) и зимников - 22684 км (37,9%). Средняя протяженность всех видов дорог (кроме железных дорог широкой колеи и зимников) на 1000 га площади лесов составляет - 0,5 км. По отдельным лесничествам протяженность дорог на 1000 га площади лесов колеблется в больших пределах. Наибольшая обеспеченность дорогами отмечается в центральных и юго-западных районах, наименьшая - в северо-западных и восточных районах края.

Для целей лесного хозяйства в той или иной степени используются все дороги, имеющиеся в лесах, а также дороги общего пользования. Однако лесное хозяйство дорожной сетью обеспечено далеко не достаточно (фактическая обеспеченность - 0,5 км, оптимальная - 10 км на 1000 га). В большинстве лесничеств не хватает улучшенных дорог с твердым покрытием круглогодового действия. В последние годы ведется интенсивное строительство сети дорог с твердым покрытием федерального и регионального значения. Так как дороги общего пользования проходят по лесам лесничеств, они тоже используются как при вывозке древесины, так и при проведении лесохозяйственных работ.

Недостаток улучшенных грунтовых дорог и неравномерность размещения их по территории создает большие затруднения в лесохозяйственной деятельности лесничеств. Задачи, поставленные перед лесным хозяйством в деле повышения продуктивности лесов, улучшения их породного состава и эффективности использования земель лесного фонда, требуют более интенсивного строительства лесных дорог. При дальнейшем развитии механизации работ в лесном хозяйстве класс дорог и их качество должны быть значительно повышены. Следует отметить, что в Пермском крае только единицы лесозаготовительных предприятий занимаются серьезно строительством дорог, остальные используют дороги, построенные в прошлом веке. Отсутствие крупных лесозаготовительных предприятий, готовых инвестировать в развитие лесных дорог, ограничивает возможность полного освоения расчетной лесосеки и развития лесного хозяйства Пермского края.