II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем не удалось достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов и существенно снизить уровень их повреждения под воздействием неблагоприятных факторов и лесных пожаров.
Лесное хозяйство Пермского края продолжает оставаться отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.
В результате недостаточной комплексности решения задач лесной отрасли в регулировании вопросов лесных отношений и в развитии лесного хозяйства накопились системные проблемы, которые при сохранении текущей ситуации могут усилиться.
В Пермском крае наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потере лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Темпы выбытия лесов в Пермском крае ежегодно составляют:
по причине гибели от вредителей и болезней- 1,4 тыс. гектаров,
по причине лесных пожаров - 1,3 тыс. гектаров.
В 2009 году на землях лесного фонда в Пермском крае было зарегистрировано 130 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 180 гектаров. В 2010 году зарегистрировано 411 лесных пожаров, которыми пройдено 25,4 тыс. гектаров на землях лесного фонда. В 2011 году зарегистрировано 188 лесных пожаров, которыми пройдено 886,9 гектаров леса.
Улучшение ситуации сдерживает низкий уровень проведения лесозащитных мероприятий. Объемы мероприятий по наземной локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах за последние четыре года существенно сократились. Такое состояние лесозащиты из-за несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей способно привести к повреждениям лесов на значительных площадях.
Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов в Пермском крае превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Интенсивное использование лесов Пермского края в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда.
Соответственно, в местах повышенного антропогенного воздействия на леса наблюдается изменение их экологического потенциала и сокращение экосистемного разнообразия. Эта проблема требует особого внимания в связи с необходимостью выполнения Российской Федерацией ряда международных обязательств по сохранению биологических ресурсов, смягчению глобальных изменений климата, требований лесной сертификации.
Снижение объемов и качества лесовосстановления, прежде всего искусственного, несет реальную угрозу повышению продукционного потенциала лесов, восстановлению экологической обстановки в районах с интенсивными лесозаготовками прошлых лет, снижает возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесного хозяйства к неблагоприятным факторам. За последние два десятилетия площади лесовосстановления в Пермском крае сократились в два раза, при этом активными мерами путем создания лесных культур - почти в три раза. Устойчиво снижаются объемы выращивания посадочного материала для лесокультурного производства (по сравнению с уровнем 1990 года - в 45 раз). В случае непринятия адекватных организационно-технических мер наметившиеся тенденции могут только усилиться и привести к необратимым последствиям.
Низкой (около 0,4 %) остается доля заготавливаемых семян лесных пород с ценными наследственными свойствами. В странах Европы данный показатель по основным лесообразующим породам составляет в среднем 20 %, а в странах Скандинавии - до 90 %. Доля лесных культур, создаваемых в Пермском крае посадочным материалом, выращенным из сортовых и улучшенных семян лесных растений, не превышает 5 % от общей площади их создания.
К системным проблемам лесного хозяйства Пермского края также относится недостаточная точность количественной и качественной оценки состояния лесов Пермского края из-за нарушения периодичности проведения лесоустройства.
Эффективное ведение лесного хозяйства невозможно без современных качественных лесоустроительных работ. Материалы лесоустройства являются основной информационной базой при государственном управлении лесами, планировании и техническом проектировании в лесном хозяйстве, для оценки экологических, рекреационных, экономических и других полезных свойств лесов.
В соответствии с требованиями лесного законодательства срок повторяемости всего комплекса лесоустройства должен составлять один раз в десять лет. В Пермском крае в настоящее время 80 % лесов имеют давность лесоустройства более десяти лет. В связи с этим необходима интенсификация лесоустроительных работ.
Статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации и Законом Пермского края от 30 июля 2007 г N 80-ПК «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края» установлено право граждан на заготовку древесины для целей отопления, возведения строений, их ремонта и иных собственных нужд.
В соответствии с Порядком заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, утвержденным постановлением Правительства от 23 апреля 2012 г. N 229-п, уполномоченный орган в порядке, установленном действующим законодательством, организовывает отвод и таксацию лесосеки (делянки), производит ее материально-денежную оценку, а также составляет технологическую карту разработки лесосеки.
В Пермском крае ежегодная потребность в древесине для обеспечения собственных нужд граждан составляет в среднем 1 млн. куб. м, но реализация прав граждан на заготовку древесины затруднена из-за отсутствия финансового обеспечения оказания данной услуги. В настоящее время отводы лесосек гражданам осуществляются силами государственных казенных учреждений Пермского края (лесничеств). Содержание учреждений осуществляется за счет средств из федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций. При расчете объема расходов на их содержание не учитываются расходы на выполнение работ по отводу лесосек населению.
Таким образом, к основным факторам возникновения системных проблем в развитии лесного хозяйства Пермского края относятся:
потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней;
истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах интенсивного использования лесов;
нарушение биологического разнообразия лесов;
невысокое качество и недостаточные объемы лесовосстановления;
недостаточная точность учета лесных ресурсов;
организационно-финансовая неопределенность в обеспечении прав граждан на заготовку ими древесины для собственных нужд.
Исходя из характера проблем, решить их возможно только путем проведения взаимоувязанного по задачам, ресурсам и срокам реализации комплекса мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства с использованием программно-целевого метода на основе долгосрочной целевой программы.