Действующий

Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 годы «Леса Прикамья»




1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задач программно-целевым методом     

Леса - один из возобновляемых природных ресурсов, который удовлетворяет многие социально-экономические потребности общества и выполняет важнейшие средообразующие и средозащитные функции.

Лесное хозяйство - система мероприятий, направленных на воспроизводство и выращивание лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней, регулирование лесопользования, контроль за использованием лесных ресурсов, обследование и учет лесов.

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем не удалось достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов и существенно снизить уровень их повреждения под воздействием неблагоприятных факторов и лесных пожаров.

Лесное хозяйство Пермского края продолжает оставаться отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.

В результате недостаточной комплексности решения задач лесной отрасли в регулировании вопросов лесных отношений и в развитии лесного хозяйства накопились системные проблемы, которые при сохранении текущей ситуации могут усилиться.

В Пермском крае наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потере лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Ежегодные темпы современного выбытия лесов в Пермском крае составляют:

гибель от вредителей и болезней - 1,4 тыс. гектаров;

гибель от лесных пожаров - 1,3 тыс. гектаров.

В 2009 году на землях лесного фонда в Пермском крае было зарегистрировано 130 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 180 гектаров. В 2010 году зарегистрировано 411 лесных пожаров, которыми пройдено 25,4 тыс. гектаров на землях лесного фонда. В 2011 году зарегистрировано 188 лесных пожаров, которыми пройдено 886,9 гектара леса.

Улучшение ситуации сдерживает низкий уровень проведения лесозащитных мероприятий. Объемы мероприятий по наземной локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах за последние четыре года существенно сократились. Такое состояние лесозащиты из-за несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей способно привести к повреждениям лесов на значительных площадях.

Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов в Пермском крае превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Интенсивное использование лесов Пермского края в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда.

Соответственно, в местах повышенного антропогенного воздействия на леса наблюдается изменение их экологического потенциала и сокращение экосистемного разнообразия. Эта проблема требует особого внимания в связи с необходимостью выполнения Российской Федерацией ряда международных обязательств по сохранению биологических ресурсов, смягчению глобальных изменений климата, требований лесной сертификации.

Снижение объемов лесовосстановления (прежде всего искусственного) и особенно его качества несет реальную угрозу повышению продукционного потенциала лесов, восстановлению экологической обстановки в районах с интенсивными лесозаготовками прошлых лет, снижает возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесного хозяйства к неблагоприятным факторам. За последние два десятилетия площади лесовосстановления в Пермском крае сократились в 2 раза, при этом активными мерами путем создания лесных культур - почти в 3 раза. Устойчиво снижаются объемы выращивания посадочного материала для лесокультурного производства (по сравнению с уровнем 1990 года - в 45 раз). В случае непринятия адекватных организационно-технических мер наметившиеся тенденции могут только усилиться и привести к необратимым последствиям.

Низкой (около 0,4%) остается доля заготавливаемых семян лесных пород с ценными наследственными свойствами. В странах Европы данный показатель по основным лесообразующим породам составляет в среднем 20%, а в странах Скандинавии - до 90%. Доля лесных культур, создаваемых в Пермском крае посадочным материалом, выращенным из сортовых и улучшенных семян лесных растений, не превышает 5% от общей площади их создания.

К системным проблемам лесного хозяйства Пермского края также относится недостаточная точность количественной и качественной оценки состояния лесов Пермского края из-за нарушения периодичности проведения лесоустройства.

Эффективное ведение лесного хозяйства невозможно без современных качественных лесоустроительных работ. Материалы лесоустройства являются основной информационной базой при государственном управлении лесами, планировании и техническом проектировании в лесном хозяйстве, для оценки экологических, рекреационных, экономических и других полезных свойств лесов.

В соответствии с требованиями лесного законодательства срок повторяемости всего комплекса лесоустройства должен составлять 1 раз в 10 лет. В Пермском крае в настоящее время 80% лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет. В связи с этим необходима интенсификация лесоустроительных работ.

Статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации и Законом Пермского края от 30 июля 2007 г. N 80-ПК «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края» установлено право граждан на заготовку древесины для целей отопления, возведения строений, их ремонта и иных собственных нужд.

В соответствии с Порядком заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 23 апреля 2012 г. N 229-п, уполномоченный орган в порядке, установленном действующим законодательством, организовывает отвод и таксацию лесосеки (делянки), производит ее материально-денежную оценку, а также составляет технологическую карту разработки лесосеки.

В Пермском крае ежегодная потребность в древесине для обеспечения собственных нужд граждан составляет в среднем 1 млн.куб.метров, но реализация прав граждан на заготовку древесины затруднена из-за отсутствия финансового обеспечения оказания данной услуги. В настоящее время отводы лесосек гражданам осуществляются силами государственных казенных учреждений Пермского края (лесничеств). Содержание учреждений осуществляется за счет средств из федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций. При расчете объема расходов на их содержание не учитываются расходы на выполнение работ по отводу лесосек населению.

Таким образом, к основным факторам возникновения системных проблем в развитии лесного хозяйства Пермского края относятся:

потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней;

истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах интенсивного использования лесов;

нарушение биологического разнообразия лесов;

невысокое качество и недостаточные объемы лесовосстановления;

недостаточная точность учета лесных ресурсов;

организационно-финансовая неопределенность в обеспечении прав граждан на заготовку ими древесины для собственных нужд.