II. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения задачи программно-целевым методом
При исследовании проблемы установлено, что в улучшении жилищных условий нуждаются более 2 тысяч молодых учителей.
Как правило, работники социальной сферы не могут получить доступ к рынку жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита.
Вместе с тем молодые учителя имеют хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом для дальнейшего профессионального роста.
Анализ реализации действующих в настоящее время в Пермском крае программ, направленных на обеспечение жильем молодых семей и сельских жителей, показывает, что в этих программах участвуют не более 15 % работников учреждений социальной сферы. Так, в 2011 году в г. Перми из 1420 участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» улучшили свои жилищные условия всего 206 работников бюджетной сферы, в том числе работающих в учреждениях образования - 45 человек.
В настоящее время в Пермском крае не имеют возможности получить государственную поддержку на улучшение жилищных условий молодые одинокие специалисты, проживающие в городской местности. В сельской местности возможность участия в проектах и программах, направленных на развитие села, для специалистов социальной сферы ограничена финансовыми возможностями муниципалитетов.
Таким образом, настоящая Программа будет соответствовать приоритетным направлениям развития Пермского края, способствуя повышению качества проживания, росту уровня обеспеченности молодыми кадрами образовательных учреждений.
Использование программно-целевого метода для решения задачи улучшения жилищных условий молодых учителей государственных и муниципальных учреждений Пермского края целесообразно, поскольку данная задача:
относится к приоритетным направлениям социально-экономического развития региона, ее решение позволит обеспечить возможность улучшения жилищных условий и повышение качества жизни населения, повысить эффективность функционирования рынка жилья;
не может быть решена в пределах одного финансового года и требует значительных бюджетных расходов в течение 3 лет;
носит комплексный характер, ее решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства в строительной отрасли.
Анализ кадровой ситуации в отрасли «Образование» Пермского края показывает, что сегодня отрасль переживает ощутимую нехватку молодых кадров. Одной из причин высокого оттока из отрасли «Образование» молодых кадров является отсутствие возможности приобретения жилья. Например, из 170 выпускников средних специальных учебных заведений и высших учебных заведений, поступивших на работу в образовательные учреждения г. Перми, в 2006 году осталось только 72.
Конкурентная среда на рынке труда приводит к тому, что из образовательных учреждений уходят не только начинающие молодые специалисты, но и молодые «педагогические звезды» - победители конкурсов профессионального мастерства различных уровней. По статистике, каждый десятый учитель ежегодно увольняется из образовательного учреждения. Две трети из них переходят на работу в другие отрасли. Проблема отсутствия жилья является одной из основных причин ухода специалистов.