Таблица 18
Риски неисполнения целевых индикаторов реализации мероприятий Программы
Вид риска/группы рисков | Причины возникновения |
1 | 2 |
1. Внешние риски | |
1.1. Юридические | Непрогнозируемые изменения федерального и регионального законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства, бюджетно-налоговой и финансовой политики. Наиболее вероятные изменения связаны с дополнением, внесением или изменением возможных форм поддержки и развития субъектов МСП в рамках Программы |
1.2. Экономические (риск неблагоприятной социально-экономической ситуации) | Неблагоприятное изменение рыночной конъюнктуры (например, уровня цен на социально значимые товары), уменьшение платежеспособного спроса на продукцию, создаваемую в сфере малого и среднего предпринимательства, в большей степени за счет лиц, сокращенных с градообразующего предприятия |
1.3. Риск низкой активности субъектов МСП | Низкая активность субъектов МСП по получению поддержки |
2. Внутренние риски | |
2.1. Организационные риски | Неправильный выбор с точки зрения достижения поставленных целей, принципов, методологии и формы организации исполнения целевых индикаторов Программы |
2.2. Финансовые риски | Связаны с возникновением временных разрывов между моментами привлечения финансовых средств и необходимостью реализации конкретных мероприятий Программы, а также с возможностью неполного освоения выделяемых на реализацию Программы средств |
Внешние риски характеризуются вероятностью неисполнения программных мероприятий ввиду не зависящих от органов местного самоуправления г. Чусового внешних условий, к которым относятся социально-экономические факторы, политическая обстановка. Каждая из этих причин или их совокупность влечет изменение состояния в сфере МСП, соответственно, невыполнение или неполное выполнение целевых показателей.
Также существует вероятность возникновения законодательного риска, связанная с изменением федерального законодательства, непосредственно влияющего на значения запланированных целевых индикаторов и показателей Программы. В этом случае целевые показатели и индикаторы подлежат изменению в соответствии с требованиями законодательства.
Перечень мер, позволяющих сократить риски и минимизировать потери от возможных рисков:
Юридический риск оценивается как достаточно вероятный, поскольку новые формы поддержки МСП, а также условия этой поддержки могут быть дополнены либо изменены.
Минимизация риска возможна за счет постоянной актуализации Программы путем внесения изменений и дополнений, в том числе в части целевых индикаторов реализации мероприятий Программы. Несмотря на высокую вероятность возникновения, последствия наступления риска можно охарактеризовать как незначительные, с учетом краткосрочного и единовременного, относительно конкретного получателя, характера мер поддержки субъектов МСП.
Экономический риск оценивается как значительный и вероятный. Негативные последствия связаны с ухудшением экономического положения работников, высвобождаемых с градообразующего предприятия, и наличием у них низкого платежеспособного спроса на продукцию и услуги субъектов МСП.
Минимизация риска достигается за счет включения в Программу направления «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров», а также мер по снижению социальной напряженности на рынке труда и увеличению занятости населения в рамках иных целевых программ местного, краевого и федерального уровней.
Риск низкой активности субъектов МСП оценивается как значительный. Данный вид риска связан с возможностью проявления низкой активности среди субъектов МСП.
Минимизация риска достигается за счет включения в Программу направления «Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности», в рамках которого планируется выпуск тематических программ и статей о предпринимательстве в СМИ г. Чусового.
Организационный риск оценивается как значительный. Риск возникает в случае низкой эффективности организационных действий, неверного выбора методологии и формы организации исполнения целевых индикаторов Программы.
Минимизация риска достигается путем анализа существующего опыта организационной деятельности в рамках мероприятий по направлению поддержки и развития МСП на федеральном и региональном уровнях, использования рекомендуемой методологии и установленных форм организации исполнения мероприятий Программы.
Минимизация финансового риска достигается путем своевременного согласования планов, а также изменений, вносимых в финансирование Программы, с исполнительными органами государственной власти и органами исполнительной власти Пермского края.