Действующий

Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами потребления на территории Пермского края на 2013-2017 годы"



3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения


При сохранении существующей ситуации развитие сферы обращения с отходами потребления будет сводиться преимущественно к совершенствованию нормативно-правовой базы, что способно дать определенные положительные результаты, в частности, создание системы контроля и учета движения отходов потребления. Однако без внедрения таких принципов экономической деятельности, как государственно-частное партнерство, государственная поддержка и стимулирование инновационной  и инвестиционной активности, невозможно изменить негативные тенденции  в сфере обращения с отходами.

Развитие системы обращения с отходами потребления должно базироваться на замещении рыночными механизмами административных мер в сфере оказания услуг всего комплекса услуг по удалению, переработке  и захоронению отходов потребления, а также на создании рынка вторичного сырья.

При выборе организационной схемы обращения с отходами потребления на территории Пермского края с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации возможно рассматривать два варианта решения задачи. Каждый из этих вариантов направлен на развитие системы обращения  с отходами потребления, но механизмы их реализации различны.

3.1. В рамках первого варианта предусматривается развитие муниципальных систем управления отходами потребления, основанное  на создании объектов по переработке отходов потребления и ОРО в каждом муниципальном образовании Пермского края.

Преимуществом данного варианта является обеспечение каждого муниципального района Пермского края собственными объектами  сортировки, переработки отходов потребления, а также ОРО, отвечающих нормативно-техническим требованиям.

Однако для большинства потенциальных инвесторов создание такой системы обернется большими финансовыми затратами и невозможностью  их возмещения за счет тарифа на утилизацию (захоронение) отходов.  Это означает отсутствие возможности привлечения достаточного объема внебюджетных средств на развитие данной сферы и необходимость значительного бюджетного финансирования.

Основным риском при реализации данного варианта является ограниченный объем средств бюджетов муниципальных образований Пермского края, которые не позволяют внедрить нормативную санитарную очистку территорий, современные технологии обращения с отходами потребления (новейшие методы сортировки, переработки, утилизации отходов), соответствующие санитарно-техническим и нормативно-техническим требованиям.

Другим риском является то, что разрозненные мероприятия могут  не принести должного эффекта. Кроме того, велик риск несогласованности действий органов местного самоуправления Пермского края и потенциальных инвесторов при развитии отдельных многочисленных объектов переработки  и утилизации отходов потребления. Все это может привести к необоснованно высоким затратам бюджетов всех уровней.

3.2. При втором варианте решение проблем развития сферы обращения  с отходами потребления осуществляется на основе комплексного регионального подхода. Основой этого подхода являются разработка  и реализация региональной схемы размещения объектов переработки отходов потребления и ОРО.

Преимущества данного варианта заключаются в следующем. Строительство и эксплуатация необходимого и достаточного числа объектов переработки отходов потребления и ОРО с достаточно высокой производительностью позволят значительно снизить себестоимость утилизации отходов с соблюдением всех нормативно-технических требований (значительно сокращаются капитальные затраты на строительство ОРО, затраты  на транспортирование отходов потребления из населенных пунктов и т.п.). Данные мероприятия окажут значительное стимулирующее влияние  на привлечение частных инвестиций (повышение инвестиционной привлекательности отрасли обращения с отходами), создадут условия  для внедрения комплексной системы переработки отходов потребления  на территории края.

Основной риск при реализации второго варианта заключается в том, что осуществление всех мероприятий для решения проблем в данной сфере - это исключительная компетенция органов местного самоуправления. Поэтому создание сети объектов по переработке и захоронению отходов потребления предлагается организовать по принципам межмуниципального сотрудничества между органами местного самоуправления края, что позволит также сформировать и прогарантировать потоки отходов потребления в объемах, позволяющих привлечь потенциальных инвесторов.

Кроме того, разработка комплексной региональной схемы размещения объектов переработки отходов и ОРО приведет к консолидации средств бюджетов различных уровней, что позволит создать эффективную систему обращения с отходами с минимальными затратами.

3.3. Анализ рассмотренных вариантов развития сферы обращения  с отходами потребления показывает, что наиболее эффективным является второй вариант, который позволяет при обоснованных затратах обеспечить комплексное развитие сферы обращения с отходами.

Для реализации второго варианта Программа в данной сфере должна быть направлена на:

повышение эффективности реализуемых технических мероприятий;

формирование типового комплексного подхода к обращению с отходами потребления на территории края;

внедрение принципов межмуниципального сотрудничества;

обеспечение оптимального исполнения полномочий органов местного самоуправления;

внедрение рыночных методов работы в отрасли;

создание условий для привлечения инвестиций.