3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
При сохранении существующей ситуации развитие сферы обращения с отходами потребления будет сводиться преимущественно к совершенствованию нормативно-правовой базы, что способно дать определенные положительные результаты, в частности, создание системы контроля и учета движения отходов потребления. Однако без внедрения таких принципов экономической деятельности, как государственно-частное партнерство, государственная поддержка и стимулирование инновационной и инвестиционной активности, невозможно изменить негативные тенденции в сфере обращения с отходами.
Развитие системы обращения с отходами потребления должно базироваться на замещении рыночными механизмами административных мер в сфере оказания услуг всего комплекса услуг по удалению, переработке и захоронению отходов потребления, а также на создании рынка вторичного сырья.
При выборе организационной схемы обращения с отходами потребления на территории Пермского края с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации возможно рассматривать два варианта решения задачи. Каждый из этих вариантов направлен на развитие системы обращения с отходами потребления, но механизмы их реализации различны.
3.1. В рамках первого варианта предусматривается развитие муниципальных систем управления отходами потребления, основанное на создании объектов по переработке отходов потребления и ОРО в каждом муниципальном образовании Пермского края.
Преимуществом данного варианта является обеспечение каждого муниципального района Пермского края собственными объектами сортировки, переработки отходов потребления, а также ОРО, отвечающих нормативно-техническим требованиям.
Однако для большинства потенциальных инвесторов создание такой системы обернется большими финансовыми затратами и невозможностью их возмещения за счет тарифа на утилизацию (захоронение) отходов. Это означает отсутствие возможности привлечения достаточного объема внебюджетных средств на развитие данной сферы и необходимость значительного бюджетного финансирования.
Основным риском при реализации данного варианта является ограниченный объем средств бюджетов муниципальных образований Пермского края, которые не позволяют внедрить нормативную санитарную очистку территорий, современные технологии обращения с отходами потребления (новейшие методы сортировки, переработки, утилизации отходов), соответствующие санитарно-техническим и нормативно-техническим требованиям.
Другим риском является то, что разрозненные мероприятия могут не принести должного эффекта. Кроме того, велик риск несогласованности действий органов местного самоуправления Пермского края и потенциальных инвесторов при развитии отдельных многочисленных объектов переработки и утилизации отходов потребления. Все это может привести к необоснованно высоким затратам бюджетов всех уровней.
3.2. При втором варианте решение проблем развития сферы обращения с отходами потребления осуществляется на основе комплексного регионального подхода. Основой этого подхода являются разработка и реализация региональной схемы размещения объектов переработки отходов потребления и ОРО.
Преимущества данного варианта заключаются в следующем. Строительство и эксплуатация необходимого и достаточного числа объектов переработки отходов потребления и ОРО с достаточно высокой производительностью позволят значительно снизить себестоимость утилизации отходов с соблюдением всех нормативно-технических требований (значительно сокращаются капитальные затраты на строительство ОРО, затраты на транспортирование отходов потребления из населенных пунктов и т.п.). Данные мероприятия окажут значительное стимулирующее влияние на привлечение частных инвестиций (повышение инвестиционной привлекательности отрасли обращения с отходами), создадут условия для внедрения комплексной системы переработки отходов потребления на территории края.
Основной риск при реализации второго варианта заключается в том, что осуществление всех мероприятий для решения проблем в данной сфере - это исключительная компетенция органов местного самоуправления. Поэтому создание сети объектов по переработке и захоронению отходов потребления предлагается организовать по принципам межмуниципального сотрудничества между органами местного самоуправления края, что позволит также сформировать и прогарантировать потоки отходов потребления в объемах, позволяющих привлечь потенциальных инвесторов.
Кроме того, разработка комплексной региональной схемы размещения объектов переработки отходов и ОРО приведет к консолидации средств бюджетов различных уровней, что позволит создать эффективную систему обращения с отходами с минимальными затратами.
3.3. Анализ рассмотренных вариантов развития сферы обращения с отходами потребления показывает, что наиболее эффективным является второй вариант, который позволяет при обоснованных затратах обеспечить комплексное развитие сферы обращения с отходами.
Для реализации второго варианта Программа в данной сфере должна быть направлена на:
повышение эффективности реализуемых технических мероприятий;
формирование типового комплексного подхода к обращению с отходами потребления на территории края;
внедрение принципов межмуниципального сотрудничества;
обеспечение оптимального исполнения полномочий органов местного самоуправления;
внедрение рыночных методов работы в отрасли;
создание условий для привлечения инвестиций.