Недействующий

О подпроекте "Новые образовательные центры" краевого проекта "Новая школа" (с изменениями на 22 января 2009 года)



2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения проектными методами


2.1. Анализ состояния сферы действия подпроекта.

Основная задача, которую ставит современное общество перед системой образования Пермского края, заключается в необходимости воспитания социально активной и функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию дальнейшего жизненного пути. Гражданин современной России должен уметь действовать в неопределенной ситуации, быть готовым к принятию ответственных и рационально обоснованных решений и, что особенно важно, уметь претворять их в жизнь. От системы образования Пермского края требуется воспитание личности, способной взять ответственность за себя, свое дело, свое ближайшее окружение.

Данная задача может быть эффективно решена только на этапе взросления молодого человека, в возрасте 14-18 лет, что соответствует старшей ступени общего образования. Важно подчеркнуть, что ее решение возможно только лишь в ходе специально организованной, ценностно значимой для подростка деятельности.

В то же время традиционное содержание, структура и формы организации образовательного процесса на старшей ступени массовой общеобразовательной школы принципиально не позволяют решить сформулированную выше задачу. Поскольку старшая ступень общего образования, за редким исключением, является естественным продолжением основной школы, принципы и методы образования старшеклассников воспроизводят принципы и методы основной школы, которая до настоящего времени понимает задачу социализации как задачу социальной нормировки, а не как задачу взросления и развития социально активной личности.

В этой ситуации предметное образование старшеклассников по-прежнему рассматривается как получение учащимися узкопредметных знаний, отчужденных от социальной практики. Это подтверждается тем, что многие выпускники школ Пермского края, обладающие высокими предметными знаниями, оказываются социально не готовыми к реальной самостоятельной образовательной и профессиональной деятельности.

Таким образом, возникает противоречие: с точки зрения старой системы общего образования выпускники считаются успешными, если они освоили программы общего образования на достаточно высоком уровне, обладают большой суммой предметных знаний, а с точки зрения современного общества эти же выпускники оказываются неподготовленными к решению реальных жизненных ситуаций.

Разрешение данного противоречия невозможно в рамках старых форм организации образовательного процесса. Можно решить поставленную задачу, оставляя содержание образования прежним или немного его корректируя, но принципиально перестраивая формы и структуру организации образовательного процесса. Невозможно в едином образовательном пространстве совместить решение задач основной ступени общего образования и новых задач воспитания социально активной и функционально-грамотной личности.

Первым шагом на пути решения поставленных задач является реализация концептуальных идей профильного обучения: возможность выбора учащимся образовательной программы, индивидуализация процесса обучения, подготовка к продолжению образования. Но, как показывают первые результаты федерального и регионального экспериментов по данному направлению модернизации образования, введение профильного обучения в старых организационных системах приводит лишь к росту предметного знания выпускников, что само по себе является позитивным, но недостаточным с точки зрения сформулированных выше задач.

Для того чтобы решить задачу воспитания социально активной и функционально-грамотной личности, необходимо спроектировать и реализовать принципиально новую модель организации образовательного процесса старшеклассников - новый образовательный центр.

Система обучения в НОЦ должна предполагать ответственность ученика за сделанный выбор и его реализацию, ориентировать учащегося на получение осмысленного и значимого конечного результата на каждом этапе образовательного процесса. Это с неизбежностью предполагает развитие у учеников установки на осознанное рациональное целеполагание и умения находить и реализовывать способы достижения поставленных целей.

2.2. Тенденции развития ситуации, прогноз социальных, экономических, общественно-политических и других последствий реализации мероприятий подпроекта.

Система образования в НОЦ позволит старшекласснику приобрести социальный опыт, необходимый для успешной реализации собственных замыслов и идей в современной социокультурной и политико-экономической ситуации.

Реализация мероприятий по созданию новых образовательных центров позволит сконцентрировать педагогические, материально-технические и финансовые ресурсы для обеспечения современного качества образования старшеклассников и спроектировать модель образовательного учреждения. В восьми муниципальных районах (городских округах) повысится эффективность сети образовательных учреждений.

После реализации подпроекта возможно расширение сети НОЦ как элемента социального лифта для каждой семьи, который подразумевает продвижение ребенка в реализации его жизненных планов, вне зависимости от места проживания.

2.3. Обоснование решения проблемы в приоритетном порядке с использованием проектного метода.

Основными признаками подпроекта являются: признак изменений, признак новизны, признак временной ограниченности, признак использования организационной структуры управления.

Признак изменений:

Модель НОЦ предполагает качественное изменение основных параметров образовательного процесса в старшей школе. Это реформирование классно-урочной системы организации образовательного процесса: обучение потоками, малыми группами, индивидуальное, увеличение времени и способов самостоятельной учебной деятельности учащихся. Формы и методы организации учебного процесса должны обеспечивать четкое самостоятельное структурирование учащимся своего учебного времени, гибкое варьирование темпов и уровня интенсивности собственной учебной работы, целеполагание и самооценку образовательных результатов.

В НОЦ произойдет обновление методов педагогической деятельности. Это переход от экстенсивной цикличной организации содержания и методов преподавания к интенсивным формам и методам: лекционно-семинарские формы обучения, модульное обучение, глубокое погружение, организационно-деятельностные игры, проектные и исследовательские семинары, семинары-практикумы и другие.

Сеть новых образовательных центров должна стать основной для построения краевой системы профильного обучения. Каждый НОЦ становится межмуниципальным центром предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечивающим научно-методическое сопровождение реализации профильного обучения. Система новых образовательных центров позволит отработать механизмы сетевого взаимодействия между однотипными образовательными учреждениями по решению комплексных задач, стоящих перед краевой системой образования.

Ключевая особенность предлагаемой стратегии оптимизации сети образовательных учреждений заключается в том, что на первый план выдвигаются задачи качественного улучшения образования, предоставления равных возможностей для учащихся независимо от места проживания их семей. Таким образом, региональная сеть новых образовательных центров с необходимостью становится существенным фактором социально-экономического развития как муниципальных районов (городских округов), так и Пермского края.

Важнейшей особенностью воспитательной системы НОЦ является замена классного руководства системой тьюторства для работы с индивидуальными образовательными программами учащихся, организации эффективного коммуникативно-социализирующего пространства для молодых людей, поступивших в НОЦ. Необходимо формирование четких социально-культурных норм, закрепленных в локальных нормативных актах, определяющих поведение всех субъектов образовательного процесса.

Признак новизны:

Министерство образования Пермского края впервые приступило к разработке и внедрению модели общеобразовательной школы для старшеклассников.

Признак временной ограниченности:

сроки реализации подпроекта - 3 года (2007-2009 годы). Подпроект является краткосрочным процессом.

Признак использования организационной структуры управления: