Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2007 года N 176-п


О подпроекте "Новые образовательные центры" краевого проекта "Новая школа"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Пермского края от 24.01.2020 N 14-п, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 28.01.2020).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 22 января 2009 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Пермского края от 22 января 2009 года N 14-п ("Бюллетень правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 3 от 26 января 2009 года).

____________________________________________________________________


В целях выполнения Закона Пермского края от 12.12.2006 N 35-КЗ "О бюджете Пермского края на 2007 год", распоряжения губернатора Пермского края от 30.08.2006 N 320-р "Об утверждении целевых показателей деятельности Правительства Пермского края на 2007-2009 годы, приоритетных региональных проектов и поручений Правительству Пермского края" и постановления Правительства Пермского края от 13.10.2006 N 47-п "Об утверждении Перечня краевых проектов, финансируемых за счет средств бюджетов Пермской области, Пермского края в 2006 году и на перспективу до 2009 года"

Правительство Пермского края постановляет:

1. Утвердить изменения, вносимые в Перечень краевых проектов, финансируемых за счет средств бюджетов Пермской области, Пермского края в 2006 году и на перспективу до 2009 года, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 13.10.2006 N 47-п, согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Утвердить прилагаемый подпроект "Новые образовательные центры" краевого проекта "Новая школа" (далее - подпроект).

3. Определить Министерство образования Пермского края исполнителем подпроекта.

4. Министерству финансов Пермского края подготовить соответствующие предложения по внесению изменения в Закон Пермского края от 12.12.2006 N 35-КЗ "О бюджете Пермского края на 2007 год".

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Зубарева А.Ю. (в редакции постановления Правительства Пермского края от 22 января 2009 года N 14-п)

И.о.председателя
Правительства края
И.В.Папков


УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства Пермского края
от 3 августа 2007 года N 176-п
(в редакции постановления
Правительства Пермского края
от 22 января 2009 года N 14-п)


ПОДПРОЕКТ
"Новые образовательные центры" краевого проекта "Новая школа"

 

1. Общие положения


1.1. Объект подпроекта "Новые образовательные центры" краевого проекта "Новая школа" (далее - подпроект) - принципиально новая модель организации образовательного процесса старшеклассников, решающая задачу воспитания социально активной и функционально грамотной личности.

1.2. Предмет регулирования подпроекта - особым образом организованный комплекс работ, направленных на создание условий для реализации программ старшей ступени общего образования, предоставляющих учащимся широкий выбор образовательных программ, включающих старшеклассников в новую систему отношений с педагогами и со сверстниками, связанных с учебной деятельностью, на территории Пермского края.

1.3. Сфера действия подпроекта - муниципальные общеобразовательные учреждения муниципальных районов (городских округов) Пермского края.

1.4. Понятия и термины, используемые в описании подпроекта:

1.4.1. Новые образовательные центры (далее - НОЦ) - муниципальные общеобразовательные учреждения, реализующие программы старшей ступени общего образования, предоставляющие учащимся широкий выбор образовательных программ, включающие старшеклассников в новую систему отношений с педагогами и со сверстниками, связанных с учебной деятельностью.

1.4.2. Сеть НОЦ - совокупность муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих программы старшей ступени общего образования, предоставляющих учащимся широкий выбор образовательных программ, включающих старшеклассников в новую систему отношений с педагогами и со сверстниками, связанных с учебной деятельностью, и расположенных в муниципальных районах (городских округах) Пермского края.

1.4.3. Проектный офис (далее - офис проекта) - орган, созданный для управления подпроектом, представляющий команду квалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления подпроекта в установленные сроки с заданным уровнем качества.

1.4.4. Тьютор - сотрудник НОЦ, отвечающий за реализацию индивидуальных образовательных программ учащегося.

1.4.5. Бюджет подпроекта - общий объем средств, выделенный на реализацию подпроекта "Новые образовательные центры" краевого проекта "Новая школа"

1.4.6. Бюджет муниципального проекта - общий объем средств, выделенный органам местного самоуправления.

1.4.7. Категория риска - потенциальный источник риска, который может оказать влияние на результаты подпроекта.

1.4.8. Триггеры - признаки рисков.



2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения проектными методами


2.1. Анализ состояния сферы действия подпроекта.

Основная задача, которую ставит современное общество перед системой образования Пермского края, заключается в необходимости воспитания социально активной и функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию дальнейшего жизненного пути. Гражданин современной России должен уметь действовать в неопределенной ситуации, быть готовым к принятию ответственных и рационально обоснованных решений и, что особенно важно, уметь претворять их в жизнь. От системы образования Пермского края требуется воспитание личности, способной взять ответственность за себя, свое дело, свое ближайшее окружение.

Данная задача может быть эффективно решена только на этапе взросления молодого человека, в возрасте 14-18 лет, что соответствует старшей ступени общего образования. Важно подчеркнуть, что ее решение возможно только лишь в ходе специально организованной, ценностно значимой для подростка деятельности.

В то же время традиционное содержание, структура и формы организации образовательного процесса на старшей ступени массовой общеобразовательной школы принципиально не позволяют решить сформулированную выше задачу. Поскольку старшая ступень общего образования, за редким исключением, является естественным продолжением основной школы, принципы и методы образования старшеклассников воспроизводят принципы и методы основной школы, которая до настоящего времени понимает задачу социализации как задачу социальной нормировки, а не как задачу взросления и развития социально активной личности.

В этой ситуации предметное образование старшеклассников по-прежнему рассматривается как получение учащимися узкопредметных знаний, отчужденных от социальной практики. Это подтверждается тем, что многие выпускники школ Пермского края, обладающие высокими предметными знаниями, оказываются социально не готовыми к реальной самостоятельной образовательной и профессиональной деятельности.

Таким образом, возникает противоречие: с точки зрения старой системы общего образования выпускники считаются успешными, если они освоили программы общего образования на достаточно высоком уровне, обладают большой суммой предметных знаний, а с точки зрения современного общества эти же выпускники оказываются неподготовленными к решению реальных жизненных ситуаций.

Разрешение данного противоречия невозможно в рамках старых форм организации образовательного процесса. Можно решить поставленную задачу, оставляя содержание образования прежним или немного его корректируя, но принципиально перестраивая формы и структуру организации образовательного процесса. Невозможно в едином образовательном пространстве совместить решение задач основной ступени общего образования и новых задач воспитания социально активной и функционально-грамотной личности.

Первым шагом на пути решения поставленных задач является реализация концептуальных идей профильного обучения: возможность выбора учащимся образовательной программы, индивидуализация процесса обучения, подготовка к продолжению образования. Но, как показывают первые результаты федерального и регионального экспериментов по данному направлению модернизации образования, введение профильного обучения в старых организационных системах приводит лишь к росту предметного знания выпускников, что само по себе является позитивным, но недостаточным с точки зрения сформулированных выше задач.

Для того чтобы решить задачу воспитания социально активной и функционально-грамотной личности, необходимо спроектировать и реализовать принципиально новую модель организации образовательного процесса старшеклассников - новый образовательный центр.

Система обучения в НОЦ должна предполагать ответственность ученика за сделанный выбор и его реализацию, ориентировать учащегося на получение осмысленного и значимого конечного результата на каждом этапе образовательного процесса. Это с неизбежностью предполагает развитие у учеников установки на осознанное рациональное целеполагание и умения находить и реализовывать способы достижения поставленных целей.

2.2. Тенденции развития ситуации, прогноз социальных, экономических, общественно-политических и других последствий реализации мероприятий подпроекта.

Система образования в НОЦ позволит старшекласснику приобрести социальный опыт, необходимый для успешной реализации собственных замыслов и идей в современной социокультурной и политико-экономической ситуации.

Реализация мероприятий по созданию новых образовательных центров позволит сконцентрировать педагогические, материально-технические и финансовые ресурсы для обеспечения современного качества образования старшеклассников и спроектировать модель образовательного учреждения. В восьми муниципальных районах (городских округах) повысится эффективность сети образовательных учреждений.

После реализации подпроекта возможно расширение сети НОЦ как элемента социального лифта для каждой семьи, который подразумевает продвижение ребенка в реализации его жизненных планов, вне зависимости от места проживания.

2.3. Обоснование решения проблемы в приоритетном порядке с использованием проектного метода.

Основными признаками подпроекта являются: признак изменений, признак новизны, признак временной ограниченности, признак использования организационной структуры управления.

Признак изменений:

Модель НОЦ предполагает качественное изменение основных параметров образовательного процесса в старшей школе. Это реформирование классно-урочной системы организации образовательного процесса: обучение потоками, малыми группами, индивидуальное, увеличение времени и способов самостоятельной учебной деятельности учащихся. Формы и методы организации учебного процесса должны обеспечивать четкое самостоятельное структурирование учащимся своего учебного времени, гибкое варьирование темпов и уровня интенсивности собственной учебной работы, целеполагание и самооценку образовательных результатов.

В НОЦ произойдет обновление методов педагогической деятельности. Это переход от экстенсивной цикличной организации содержания и методов преподавания к интенсивным формам и методам: лекционно-семинарские формы обучения, модульное обучение, глубокое погружение, организационно-деятельностные игры, проектные и исследовательские семинары, семинары-практикумы и другие.

Сеть новых образовательных центров должна стать основной для построения краевой системы профильного обучения. Каждый НОЦ становится межмуниципальным центром предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечивающим научно-методическое сопровождение реализации профильного обучения. Система новых образовательных центров позволит отработать механизмы сетевого взаимодействия между однотипными образовательными учреждениями по решению комплексных задач, стоящих перед краевой системой образования.

Ключевая особенность предлагаемой стратегии оптимизации сети образовательных учреждений заключается в том, что на первый план выдвигаются задачи качественного улучшения образования, предоставления равных возможностей для учащихся независимо от места проживания их семей. Таким образом, региональная сеть новых образовательных центров с необходимостью становится существенным фактором социально-экономического развития как муниципальных районов (городских округов), так и Пермского края.

Важнейшей особенностью воспитательной системы НОЦ является замена классного руководства системой тьюторства для работы с индивидуальными образовательными программами учащихся, организации эффективного коммуникативно-социализирующего пространства для молодых людей, поступивших в НОЦ. Необходимо формирование четких социально-культурных норм, закрепленных в локальных нормативных актах, определяющих поведение всех субъектов образовательного процесса.

Признак новизны:

Министерство образования Пермского края впервые приступило к разработке и внедрению модели общеобразовательной школы для старшеклассников.

Признак временной ограниченности:

сроки реализации подпроекта - 3 года (2007-2009 годы). Подпроект является краткосрочным процессом.

Признак использования организационной структуры управления:

для управления реализацией подпроекта необходимо создание специальной структуры - проектного офиса, которая является временной и утверждена приказом Министерства образования Пермского края. В состав проектного офиса вошли представители Министерства образования Пермского края, научные сотрудники Пермского государственного университета и Пермского областного института повышения квалификации работников образования, руководители муниципальных органов управления образования.

2.4. Обоснование отсутствия возможности решения задачи в пределах бюджетных ограничений функционально-целевого блока.

Средства функционально-целевого блока "Развитие человеческого потенциала" предназначены на обеспечение текущей деятельности образовательных учреждений в пределах расходных обязательств по обеспечению полномочий, установленных федеральным и региональным законодательством. При расчете проекта бюджета на период 2008-2010 годов в предложенных сценарных условиях функционально-целевой блок "Развитие человеческого потенциала" не вписывается в бюджетные ограничения и вынужден для обеспечения текущей деятельности отраслей, входящих в состав блока, планировать мероприятия по снижению затрат и эффективному использованию выделяемых ресурсов.

Таким образом, реализация подпроекта с учетом предъявляемых современных требований по оснащению материально-технической базы к данному виду образовательных учреждений требует дополнительного финансового ресурса.



3. Паспорт подпроекта


3.1. Правовые и организационные основания для разработки подпроекта.

Подпроект разработан во исполнение Закона Пермского края от 12.12.2006 N 35-КЗ "О бюджете Пермского края на 2007 год", распоряжения губернатора края от 30.08.2006 N 320-р "Об утверждении целевых показателей деятельности Правительства Пермского края на 2007-2009 годы, приоритетных региональных проектов и поручений Правительству Пермского края" и постановления Правительства Пермского края от 13.10.2006 N 47-п "Об утверждении Перечня краевых проектов, финансируемых за счет средств бюджетов Пермской области, Пермского края в 2006 году и на перспективу до 2009 года".

Приказ Министерства образования Пермского края от 22.01.2007 N 26-01-04-05 "О создании новых образовательных центров в Пермском крае".

Приказ Министерства образования Пермского края от 28.03.2007 N 26-01-04-47 "О создании проектного офиса подпроекта "Новые образовательные центры".

Приказ Министерства образования Пермского края от 28.06.2007 N 26-01-04-116 "О внесении изменений в Приказ Министерства образования края от 22.01.2007 N 26-01-04-05".

Сетевой план-график.

3.2. Цели и задачи подпроекта.

3.2.1. Цель подпроекта:

Создание региональной сети новых образовательных центров, обеспечивающих доступность вариативного качественного образования старшеклассников.

3.2.2. Задачи подпроекта:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»