____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Пермского края от 25.12.2015 N 1158-п, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования»
Правительство Пермского края постановляет:
1. Внести в Комплекс мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2012 году, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 17 февраля 2012 г. N 69-п, изменения, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на и.о. заместителя председателя Правительства Пермского края Бербер Е.В.
И.о.председателя
Правительства края
М.В.Антонов
Приложение
к постановлению Правительства Пермского края
от 20 февраля 2012 года N 71-п
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства Пермского края
от 17 февраля 2012 года N 69-п
Комплекс мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2012 году
2012 год
Оглавление
I. Текущее состояние системы общего образования Пермского края………….......................................................................................................................................................................................................................................................…....3
II. Описание итогов реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011 году……………………….............................................................................................................…..……..11
III. Описание реализации проекта по модернизации системы общего образования Пермского края в 2012 году…........................................................................................................................………………………………………...16
IV. Меры, предпринимаемые в Пермском крае для привлечения молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения……………………..........................................................................................................…….21
V. Планируемые достижения в развитии системы общего образования на период до 2020 года……………….......................................................................................................................………………………………………………..23
Приложение 1. Перечень мероприятий в рамках проекта модернизации общего образования Пермского края на 2012 год (с указанием объемов и источников финансирования)………………………..............…….27
Приложение 2. Основные индикаторы (показатели) проекта модернизации системы общего образования Пермского края в 2012 году…................................................................................................................………………..29
Приложение 3. План - график повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Пермского края…………................................................................................................................…..………………..33
Приложение 4. План-график реализации мероприятий в рамках проекта модернизации системы общего образования Пермского края на 2012 год…........................................................................................................…….34
Основные направления развития образования Пермского края реализуются в соответствии со стратегическими направлениями, обозначенными в основных государственных и региональных инициативах и проектах и, прежде всего, в инициативе «Наша новая школа», в приоритетном национальном проекте «Образование», в концепции Стратегии развития образования Пермского края, в мероприятиях Программы развития образования Пермского края и т.п.
С 1 сентября 2011 года во всех первых классах Пермского края началось обучение учащихся начальной школы по новым стандартам. Все учителя первых классов (1468 чел.) прошли курсы повышения квалификации, объем программы - 72 часа. Кроме того, впервые в Пермском крае было организовано специальное обучение педагогов работе на новом оборудовании. Курсы показали высокую эффективность такого способа подготовки учителей. Началась подготовка к введению новых стандартов в основной школе. В частности, проведены курсы: «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании иноязычной компетенции учащихся основной и старшей школы в русле требований ФГОС». Все школы участвуют в федеральном мониторинге готовности к введению федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС).
Выстроена система поддержки талантливых детей, включающая в себя реализацию комплекса мероприятий краевой целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы», участие школьников в олимпиадах и конкурсах российского уровня, проведение ряда региональных олимпиад и конкурсов, летних и зимних тренировочных сборов, заочных школ для одаренных учащихся при ведущих вузах Пермского края, создание региональной ассоциации талантливой и одаренной молодежи (АТОМ), подготовку к участию в престижных международных конкурсах, проведение профильных лагерей и т.д.
В результате в 2011 году победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады стали 43 человека, что позволило войти в десятку лучших регионов по итогам участия во всероссийской олимпиаде. В 2011 году Пермский край принимал участников заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике. По качеству организации олимпиады такого уровня Пермский край занял второе место.
Школьники приняли участие в летних учебно-тренировочных сборах кандидатов в сборные команды Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам (география, биология, информатика), а также во всероссийских соревнованиях по ракетомодельному спорту среди обучающихся.
Действуют 8 заочных школ для одаренных детей при трех национальных исследовательских университетах (ПГНИУ, ПГПНИУ, ПФ ГУ-ВШЭ) по математике, информатике, физике, химии, биологии, географии, астрономии и экономике. Охват по итогам отчетного периода составил 720 учащихся.
Проведены 5 профильных лагерей: физико-математический, лидерского актива и детских общественных организаций, геологический, школьных команд КВН, ОБЖ. Указанные лагеря посетило 500 детей. При Пермском государственном национальном исследовательском университете состоялись 2 смены лагеря для детей, углубленно изучающих иностранные языки. Создана база данных одаренных детей, в которую вошли 1152 человека.
Модернизируется система повышения квалификации педагогов. Обновленная система повышения квалификации педагогических и руководящих работников Пермского края включает в себя следующее элементы:
университетские округа при национальных исследовательских университетах ПФ-ВШЭ, ПГНИУ, ПГПУ, объединившие школы вокруг факультетов, научных кафедр в целях повышения профессиональной компетентности педагогических кадров;
реализация инновационного образовательного проекта Университетско-школьный кластер, на базе НИУ ГУ-ВШЭ - эксперимента, посвященного капитальной содержательной реконструкции большой группы образовательных учреждений Пермского края;
центры инновационного опыта (ЦИО), объединившиеся в Университетский округ при ПГПУ, который за два года доказал свою эффективность и востребованность в образовательном пространстве Пермского края. ЦИО реализуют проекты по наиболее проблемным и перспективным направлениям введения ФГОС. Организована деятельность 5-ти педагогических предметных и межпредметных лабораторий. Выпускается Пермский педагогический журнал, в котором под патронажем ученых ПГПУ активно представляют свой опыт лучшие педагоги Пермского края.
В рамках Университетского округа при ПГНИУ управленцы и педагоги школ осваивали компетентностный подход, разрабатывали основную образовательную программу школы.
Инструментом для реализации описанной выше системы повышения квалификации является Единый банк образовательных программ, размещенный на сайте www.edubank.perm.ru, который объединяет программы вузов и негосударственных образовательных центров Пермского края, оказывающих услуги дополнительного профессионального образования педагогов. В едином банке зарегистрировано 18 учреждений - поставщиков образовательных и других услуг, размещены 634 программы. Сайт корректно отображается и работает во всех современных браузерах.
Обновленная система повышения квалификации, внедряемая в Пермском крае с 2009 года, в основе которой лежит адресное, практико-ориентированное повышение квалификации педагогов, позволяет обеспечить свободу выбора образовательных программ, реализовать модульно-накопительную систему обучения, дистанционное обучение, обеспечить тьюторское сопровождение педагога в процессе обучения и после его завершения.
Все перечисленные выше условия позволяют педагогам Пермского края развивать и совершенствовать свою профессиональную компетентность.
Внедрена новая модель аттестации педагогических работников с учетом портфолио каждого учителя, собираемого в течение всего предаттестационного периода.
Проведен конкурс «ТОП-10» с целью привлечения выпускников педагогического вуза на работу в образовательные учреждения Пермского края. В результате 14 выпускников педагогического университета по конкурсу начали работу в школах Пермского края, получив дополнительные социальные гарантии и льготы. Проведена акция «Ноутбук - молодому специалисту». За два года выдано 295 ноутбуков с программами для учителей начальных классов, английского языка, русского языка, истории, географии, обществознания, химии, биологии, информатики, математики.
В 2011 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Лучшие учителя» 20 победителей федерального уровня получили денежное вознаграждение в размере 200 000 руб., 50 победителей регионального уровня получили премию из регионального бюджета в размере 20 000 рублей.
Существенно меняется внутренняя образовательная среда школы. Разработаны методические рекомендации с описанием характеристик и альбомами примеров современных школьных зданий, ориентированных на образовательный процесс школы старшей ступени. Разработано техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции МАОУ «Лицей N 10» г. Перми в соответствии с новыми подходами к организации школьной инфраструктуры. Ведется разработка проектно-сметной документации по реконструкции, предусматривающей современные архитектурные и дизайнерские решения.
В рамках реализации краевого проекта «Новая школа» только в 2011 году приведено в нормативное состояние 640 объектов образования, в том числе 380 школ, на общую сумму финансирования в размере 1 111 млн. руб. Ведется строительство 24 объектов образования, в том числе 11 общеобразовательных школ.
В 1344 классах (88% от общего числа первых классов) поставлено оборудование на сумму 129,3 млн. руб.: компьютеры, электронные доски, документ-камеры, системы опроса, электронные микроскопы, проекционное оборудование и др.
Важным в модернизации является сохранение и укрепление здоровья школьников. Количество учреждений оздоровления и отдыха детей, работающих в летний период, составляло 1425, из них 63 - загородные и санаторные лагеря. Различными формами оздоровления и отдыха охвачено около 240 тысяч детей (92%). Объем финансирования на проведение оздоровительной кампании составил 632 млн. руб. за счет средств консолидированного бюджета, что превышает объем финансирования 2010 г.
Прошли VI краевая Спартакиада школьников и студентов, региональный этап Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры», другие массовые соревнования школьников.
Осуществляется организационно-методическое сопровождение мероприятий по укреплению здоровья школьников. Проведены семинары по организации и проведению третьего урока физической культуры, уроков физической культуры и занятий ЛФК в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, по внедрению компетентностного подхода в физическом и валеологическом воспитании детей младшего школьного возраста. Проведен мониторинг состояния здоровьесберегающей среды образовательных учреждений в 32 муниципальных образованиях Пермского края.
Подведены итоги добровольного тестирования учащихся на предмет употребления психоактивных веществ: приняли участие свыше 7 тыс. подростков; доля положительных проб составила 0,89%.
Законом Пермской области от 9 сентября 1996 г. N 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» установлены меры социальной поддержки учащимся из многодетных малоимущих и малоимущих семей в виде предоставления бесплатного питания.
В рамках внедрения новых современных финансовых механизмов финансирования образовательных учреждений следует отметить отраслевую систему оплату труда и «подушевое» финансирование.
Одной из целей новой системы оплаты труда (далее - НСОТ) работников муниципальных образовательных учреждений является создание условий для формирования эффективной системы финансово-экономических отношений, для сокращения неэффективных расходов, повышения объема услуг образовательных учреждений, и, как следствие, увеличения заработной платы педагогических работников.
Новая система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений введена в Пермском крае с 1 сентября 2008 года в 6 пилотных территориях Пермского края и 5 школах г. Перми (2,5 тыс. педагогических работников, что составляет 12,0% от числа педагогических работников общеобразовательных учреждений края). Во всех остальных учреждения НСОТ введена с 01.01.2010.
НСОТ соответствует федеральной методике, характеризуется тем, что в зависимость от качества труда педагогов ставится величина его заработной платы.
Главный эффект НСОТ - рост доходов педагогических работников, но не в равной мере, а в зависимости от результатов и качества работы. Уход от уравнительных принципов формирования заработной платы позволяет, с одной стороны, дифференцировать заработную плату педагогов в зависимости от результатов, с другой стороны, перейти к прозрачному учету всех видов деятельности педагогов.
Основные принципы НСОТ, обеспечивающей необходимые системные изменения:
структура фонда оплаты труда (далее - ФОТ) в образовательном учреждении состоит из доли ФОТ по категориям работников: 70% ФОТ учителей, 30% - других работников;
заработная плата любого работника состоит из базовой и стимулирующей частей;
в основе определения базовой части заработной платы учителя - стоимость ученико-часа;
в основе определения базовой части заработной платы других работников - должностной оклад;
размер должностного оклада руководителя зависит от средней заработной платы учителей своей школы;
порядок стимулирования работников определяет руководитель, а порядок стимулирования руководителя - учредитель.
Прежде всего, необходимо отметить, что невозможно говорить о введении НСОТ в отрыве от нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений. Эти два важных направления неразрывно связаны друг с другом.
При определении объема финансирования школы уже давно возникла потребность во внедрении таких механизмов, которые позволили бы перейти от потребительской позиции учреждения и его руководителя к ответственной эффективной самостоятельности, где во главу финансирования учреждения поставлен ученик, который является главным заказчиком и регулятором движения денег.
Один из таких механизмов связан с переходом на нормативно-подушевое финансирование.
В соответствии с законодательством финансирование школ осуществляется за счет двух источников:
за счет субъекта федерации финансируются расходы по ФОТ и учебные расходы;
за счет муниципалитета - содержание помещения, коммунальные слуги.
С 2009 года в Пермском крае денежные средства доводятся непосредственно до образовательных учреждений по полному нормативу на оказание услуг. Данный принцип обеспечивается постановлением Правительства Пермского края от 20 апреля 2007 г. N 65-п «Об утверждении порядка предоставления и расходования средств, переданных из бюджета Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) на выполнение отдельных государственных полномочий в сфере образования».
Главными принципами являются единая структура, максимальная возможность объединения источников и оптимизация стоимости стандарта услуги.
Важно, чтобы «полный норматив» был действительно «полным», то есть он должен включать не только текущие расходы, но и расходы на оплату земельного налога, расходы капитального характера (в виде амортизационных отчислений). Это позволит не только определить реальную стоимость образовательной услуги, но и оценить направления удорожания услуг в разрезе территорий (регионов), а в итоге - сравнить качество работы учреждений с вложенными ресурсами. В связи с этим Министерством образования Пермского края были разработаны единые рекомендации по структуре муниципальной части норматива.