ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2011 года N 2809
О КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2012-2014 ГОДЫ"
(в редакции Постановления Законодательного Собрания Пермского края от 01.12.2011 N 3048)
Законодательное Собрание Пермского края постановляет:
1. Принять концепцию долгосрочной целевой программы "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы" (прилагается).
2. Рекомендовать Правительству Пермского края в срок до 30 сентября 2011 года разработать и принять долгосрочную целевую программу "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы".
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Н.А.ДЕВЯТКИН
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2012-2014 ГОДЫ"
(в ред. Постановления Законодательного Собрания Пермского края от 01.12.2011 N 3048)
Концепция долгосрочной целевой программы "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы" (далее - Концепция) представляет собой систему принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти Пермского края в сфере повышения профессионализма кадрового состава муниципальных служащих Пермского края.
Основой для разработки Концепции явились:
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации";
Концепция разработана в соответствии с требованиями Закона Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края".
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы" (далее - Программа).
Успешное решение задач, поставленных перед органами местного самоуправления Пермского края, во многом определяется профессионализмом кадрового состава муниципальных служащих Пермского края.
Министерством регионального развития Пермского края и Советом муниципальных образований Пермского края в 2011 году проведен мониторинг и анализ состояния образовательного уровня муниципальных служащих Пермского края.
По результатам мониторинга были получены следующие данные:
по состоянию на 1 января 2011 года в Пермском крае фактически замещают должности муниципальной службы 8495 муниципальных служащих;
по состоянию на 15 апреля 2011 года 8299 муниципальных служащих в Пермском крае фактически замещают должности муниципальной службы, из них в городских округах - 2533 человека, муниципальных районах - 3222 человека, городских поселениях - 789 человек, сельских поселениях - 1755 человек;
основную часть муниципальных служащих Пермского края (54%) составляют служащие в возрасте от 31 до 50 лет, в возрасте свыше 50 лет - 24% муниципальных служащих, в возрасте до 30 лет - 22%.
Проблема недостатка молодых управленческих кадров является особенно острой для органов местного самоуправления сельских поселений Пермского края.
Характеристика муниципальных служащих Пермского края по уровню образования:
по состоянию на 15 апреля 2011 года в Пермском крае 2081 муниципальный служащий не имеет высшего образования, что составляет 25% от общего числа муниципальных служащих Пермского края;
доля специалистов, имеющих высшее образование, составляет 75% (6218 человек), из них:
юридическое образование - 796 человек;
экономическое образование - 2135 человек;
по специальности "Государственное и муниципальное управление" - 334 человека;
иное высшее - 2953 человека;
доля специалистов, имеющих среднее специальное и среднее образование, - 25% (1889 и 192 человека соответственно).
Классификация специалистов в процентном соотношении по базовому образованию прослеживается в таблице 1:
Таблица 1
Базовое образование | Доля в общем числе муниципальных служащих, % |
Юриспруденция | 11 |
Экономика | 12 |
Финансы | 7 |
Бухгалтерский учет | 17 |
Менеджмент | 5 |
Государственное и муниципальное управление | 4 |
Строительство | 4 |
Промышленность | 6 |
Сельское хозяйство, лесное дело | 8 |
Педагогика | 14 |
Прочие | 12 |
Среди прочих есть специалисты и по градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству, экологии, информационным технологиям, делопроизводству, связям с общественностью. Фактически доля каждой из этих профессий не превышает 1%.
При этом, как правило, указанные специалисты, особенно экономисты, имеют дипломы о среднем специальном образовании.
Муниципальные служащие, имеющие более высокий уровень образования, сосредоточены преимущественно в городских округах и муниципальных районах Пермского края. Городские и сельские поселения Пермского края значительно уступают по данному показателю. Особенно низок процент специалистов с высшим образованием в сельских поселениях Пермского края, что следует из показателей, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Тип муниципального образования | Высшее и неоконченное высшее образование, % | Среднее и начальное профессиональное образование, % | Среднее и неоконченное среднее образование, % |
Городской округ | 90 | 9 | 1 |
Муниципальный район | 83 | 15 | 2 |
Городское поселение | 73 | 25 | 2 |
Сельское поселение | 45 | 49 | 6 |
Характеристика муниципальных служащих Пермского края по занимаемым должностям в различных муниципальных образованиях Пермского края представлена в таблице 3.
Таблица 3
Тип муниципального образования | Высшие должности, % | Главные должности, % | Ведущие должности, % | Старшие должности, % | Младшие должности, % |
Городской округ | 1 | 12 | 31 | 50 | 6 |
Муниципальный район | 6 | 11 | 26 | 50 | 7 |
Городское поселение | 7 | 9 | 31 | 42 | 11 |
Сельское поселение | 1 | 4 | 22 | 51 | 22 |
Показатели, приведенные в таблице 3, показывают неравномерное распределение групп должностей по типам муниципальных образований: в сельских поселениях Пермского края удельный вес специалистов, занимающих младшие должности, в два раза больше, чем в городских поселениях. В городских поселениях Пермского края удельный вес муниципальных служащих, занимающих высшие должности, выше, чем в других типах муниципальных образований Пермского края.
По результатам мониторинга органов местного самоуправления Пермского края в 2009 году за счет средств местных бюджетов повысили квалификацию 607 муниципальных служащих муниципальных образований Пермского края, что составляет 7,5% от общего числа муниципальных служащих Пермского края (8041 человек). В 2010 году повысили квалификацию 775 муниципальных служащих муниципальных образований Пермского края, что составляет 9,1% от общего числа муниципальных служащих Пермского края (8495 человек). Потребность в повышении квалификации муниципальных служащих Пермского края по состоянию на январь 2011 года составила 2420 человек.
Ежегодно возникает необходимость ознакомления вновь избранных глав муниципальных образований Пермского края с планами работы Правительства Пермского края, деятельностью Законодательного Собрания Пермского края, администрации губернатора Пермского края, Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. По результатам мониторинга органов местного самоуправления Пермского края потребность в обучении глав муниципальных образований Пермского края по состоянию на январь 2011 года составила 110 человек.
Таким образом, органы местного самоуправления Пермского края испытывают недостаток в квалифицированных кадрах и постоянную потребность ежегодного повышения уровня знаний своих специалистов.
Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" участие в обеспечении повышения квалификации и профессиональной подготовки муниципальных служащих является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым самостоятельно за счет бюджета субъекта.
В целях реализации указанных полномочий необходимо на региональном уровне проведение целенаправленной работы по созданию постоянно действующей системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки муниципальных служащих и вновь избранных глав муниципальных образований Пермского края.
Программа соответствует основным направлениям социально-экономического развития Пермского края и системе целей и задач по оптимизации системы взаимодействия органов государственной власти Пермского края с органами местного самоуправления, установленной в Указе губернатора Пермского края от 25.07.2007 N 55 "О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2012 годы".
К вероятным преимуществам реализации Программы следует отнести:
привлечение к участию в образовательном процессе представителей Законодательного Собрания Пермского края, Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, администрации губернатора Пермского края, аппарата Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края с целью освещения основных приоритетных направлений социально-экономического развития Пермского края, а также представителей федеральных органов власти, что позволит информировать муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края о положительном опыте управления, приоритетных проектах федерального и регионального значения;
формирование групп из вновь избранных глав муниципальных образований Пермского края, их направленное обучение, освещение важнейших вопросов юридического, экономического, социального характера, что позволит достигнуть взаимопонимания органов власти региона с органами местного самоуправления Пермского края, проводить единую социально-экономическую политику в Пермском крае и в оптимальные сроки достигнуть положительных результатов;
выбор актуальных образовательных программ с учетом требований к темам и содержанию обучения;