Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Охрана и воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания в Пермском крае...» (с изменениями на 20 декабря 2012 года) (утратило силу с 1 января 2014 года)



II. Обоснование необходимости решения задачи программно-целевым методом

2.1. Животный мир Пермского края достаточно разнообразен и представлен  400 видами позвоночных. При этом видов позвоночных, отнесенных к охотничьим ресурсам, насчитывается более 70.

2.2. В настоящее время численность популяций лося и кабана в Пермском крае на существующем уровне является недостаточной с точки зрения эффективности использования данных видов охотничьих ресурсов. Количество лося, по данным зимних маршрутных учетов последних 3-4 лет, находится в пределах 21-23 тысяч особей. Два десятилетия назад она составляла около 30 тысяч особей. Амплитуда колебаний численности кабана составляет от 0,6 до 2,9 тысячи особей. В связи с этим существует необходимость принятия дополнительных мер для повышения численности копытных животных.

Недостаточная численность популяций охотничьих животных обусловливает более низкие ежегодные лимиты (квоты) на добычу охотничьих ресурсов. Так, в доходах бюджета Пермского края на 2010 год было запланировано поступление сборов за пользование объектами животного мира на уровне 4,5 млн. рублей, что значительно ниже объема потенциально возможных поступлений.

2.3. В течение 4-х последних лет в Пермском крае практически не стимулируется борьба с волком. Популяция этого хищника в Пермском крае увеличилась и достигла уровня 300 особей, при этом добывается 40-60 особей в год. Для сокращения численности волка и снижения ущерба, наносимого им охотничьему и сельскому хозяйству, необходимо ежегодно добывать не менее 100-160 особей. В среднем один волк уничтожает 2-3 лося в год. Исходя из существующей численности волка в Пермском крае, ежегодная убыль лося находится на уровне  600-900 особей, что наносит большой урон его популяции, ежегодная убыль лося составляет немногим более половины лимита (квоты) на изъятие лося в Пермском крае. В денежном эквиваленте предполагаемый урон популяции лося исчисляется в размере 1,35-1,62 млн. рублей в год. Таким образом, при снижении численности волка до оптимального уровня часть денежных средств можно будет получить в бюджет дополнительно за счет реализации большего количества разрешений на добычу лося.

2.4. Изучение состояния популяций лося и других охотничьих ресурсов, разработка рекомендаций в области охраны, воспроизводства, рационального устойчивого использования охотничьих ресурсов, научное обоснование размещения государственных природных биологических охотничьих заказников регионального значения, совершенствование методов учета, мониторинг состояния охотничьих ресурсов - это мероприятия, без которых в современных условиях осуществлять эффективное управление охраной, воспроизводством и использованием охотничьих ресурсов, а также управление в сфере рационального использования и ведения охотничьего хозяйства невозможно. Вместе с тем за последние 25 лет серьезных исследовательских работ по проблемам охотничьего хозяйства Пермского края не велось.

2.5. В Пермском крае на сегодняшний день функционирует 19 государственных природных биологических охотничьих заказников регионального значения, образованных на территориях 19 муниципальных районов Пермского края. Создание таких заказников служит наиболее доступным и эффективным способом сохранения и приумножения охотничьих ресурсов и их распространения на приграничные с заказниками территории. Процесс создания заказников в других муниципальных районах Пермского края может быть продолжен на основе исследований и обоснований.

2.6. Регулирование отношений в области охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания, управление в сфере их рационального и устойчивого использования в Пермском крае возложены на уполномоченный государственный орган - Государственную инспекцию по охране и использованию объектов животного мира Пермского края.

Последние 6 лет материально-техническая база государственных структур, занимающихся охраной охотничьих ресурсов Пермского края, не обновлялась. Автомобили «УАЗ» и снегоходы «Буран» имеют возраст более 7 лет, следовательно, материально-техническая база нуждается в существенном укреплении и качественном совершенствовании.

При этом одним из направлений деятельности уполномоченного государственного органа по сохранению и увеличению численности охотничьих ресурсов, в том числе копытных, будет оставаться федеральный государственный охотничий надзор за соблюдением действующего законодательства и борьба с браконьерством.

2.7. В целях повышения эффективности выявления фактов нарушения действующего законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, включая браконьерство, в рамках реализации Программы предполагается использовать помощь населения. Для этого в бюджете Программы предусмотрены финансовые средства на стимулирование граждан, оказавших содействие в выявлении вышеуказанных фактов, а также граждан, принимавших активное участие в мероприятиях по профилактике и борьбе с браконьерством.

2.8. Вместе с тем необходимо уделять внимание информированию охотпользователей и населения края о принимаемых мерах и проводимых мероприятиях в сфере охраны, воспроизводства, рационального использования охотничьих ресурсов, а также приобщению пользователей животным миром и охотников к участию в проведении выставок, конкурсов, соревнований в указанной сфере.

2.9. К анализу процессов, происходящих в охотничьем хозяйстве Пермского края, нужен комплексный подход. Происходящие перемены из-за изменения возрастной структуры лесонасаждений, антропогенного воздействия на природную среду привели к качественным изменениям среды обитания диких животных, повлекли за собой цепь процессов, приведших к смене биоценозов на больших территориях. В связи с этим изучение состояния популяций охотничьих ресурсов нельзя отрывать от изучения среды их обитания.

2.10. Кроме того, учитывая высокую миграционную активность охотничьих ресурсов, проблема их сохранения и воспроизводства имеет выраженный межтерриториальный и межотраслевой характер, поскольку затрагиваются интересы лесного и сельского хозяйства, предприятий лесопромышленного комплекса Пермского края.

Реализация комплекса программных мероприятий возможна только при условии, что все заинтересованные лица - пользователи животным миром, природоохранные структуры, правоохранительные органы в пределах своей компетенции будут вовлечены в данный процесс. Соответственно, решение проблемы по сохранению и воспроизводству охотничьих ресурсов и среды их обитания требует межведомственного взаимодействия.

2.11. Таким образом, на состояние охотничьих ресурсов и среды их обитания в Пермском крае влияет целый ряд причин и тенденций, имеющих правовые, социально-экономические и организационные корни.

Воздействовать на сложившуюся ситуацию возможно программно-целевым методом, учитывая исполнителей, ресурсы, сроки реализации комплекса мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели.

Принятием Программы будут установлены основные источники и механизмы материально-финансового обеспечения охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов Пермского края и среды их обитания, в связи с чем результаты реализации Программы будут иметь долгосрочный и устойчивый характер.