В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ»:
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села в Пермском крае до 2012 года».
2. Министерству сельского хозяйства Пермского края разработать проект постановления Правительства Пермского края «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села в Пермском крае до 2012 года».
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Уткина Ю.А.
И.о.председателя
Правительства края
Ю.А.Уткин
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства Пермского края
от 27 октября 2009 года N 137-рп
Концепция долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села в Пермском крае до 2012 года»
I. Общие положения
Настоящая концепция долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села в Пермском крае до 2012 года» разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», Законом Пермского края от 24 декабря 2007 г. N 165-ПК «О региональном фонде софинансирования расходов» в целях разработки долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села в Пермском крае до 2012 года» (далее - Программа) и представляет собой систему взглядов, основных направлений, принципов и приоритетов деятельности по социальному развитию сельских территорий Пермского края.
II. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
2.1. В сельских населённых пунктах Пермского края проживает около 25% жителей - 680,1 тыс. человек. Число частных домашних хозяйств на селе на 1 января 2008 г. составляет 239,6 тысяч. Плотность населения Пермского края - 17,0 человек/км(2) - самая низкая в Приволжском федеральном округе. Территория Пермского края характеризуется относительно высокой долей мелких населенных пунктов в сельской местности (более 70% населенных пунктов имеют среднюю численность поселений менее 100 человек) и, следовательно, высокими затратами на поддержание дорогостоящей инфраструктуры, комплекса дорог, инженерных систем объектов обслуживания.
2.2. Жилищный фонд в сельской местности Пермского края составляет 13 385,4 тыс. кв. м, или 23,8% всего жилищного фонда Пермского края. Уровень обеспеченности сельских жителей (19,4 кв. м на 1 жителя) жильём несколько ниже уровня обеспеченности жильем жителей городов (20,7 кв. м), однако темпы ввода жилых домов в сельской местности значительно опережают темпы жилищного строительства в городах и поселках городского типа.
2.3. Важнейшей качественной характеристикой жилья является наличие коммуникаций.
Уровень газификации сельских населённых пунктов Пермского края не отвечает современным требованиям к уровню и качеству жизни населения. В 2008 году в сельской местности уровень газификации природным газом составляет 22,2%, что ниже уровня газификации в городах и посёлках городского типа в 5 раз. По общему уровню газификации в Приволжском федеральном округе Пермский край находится на 11-м месте из 14 субъектов Российской Федерации.
В 2008 году уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой составил 58,6%.
2.4. В 2007 году в сельской местности построено 12,136 км дорог с твёрдым покрытием. Отсутствие дорог приводит к сдерживанию растущих потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, затрудняет организацию выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса.
2.5. Низкий уровень оснащённости всеми централизованными видами благоустройства, недостаточность и сильная изношенность объёктов социальной инфраструктуры в сельской местности - характерные черты сельских территорий Пермского края. Особенно остро стоят проблемы газификации, водоснабжения, дорожного строительства, обеспеченности населения края качественным образованием.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса Пермского края.
Необходимость разработки данной Программы обусловлена новым подходом к развитию сельскохозяйственной отрасли Пермского края - ориентир на результат и развитие «точек роста», то есть развитие инфраструктуры сельских территорий, в которых есть сельскохозяйственные организации, имеющие перспективное значение для развития муниципального района Пермского края
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий по развитию сельских территорий Пермского края.
III. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края
3.1. Целью Программы является повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, имеющих стабильно развивающееся сельскохозяйственное производство.
Реализация мероприятий Программы по развитию социальной и инженерной инфраструктуры на селе направлена на создание комфортных и безопасных условий для проживания человека и ведения хозяйственной деятельности, что соответствует цели рационального использования ресурсов и развития инфраструктуры.
3.2. Финансирование Программы из бюджета Пермского края в рамках средств регионального фонда софинансирования расходов способствует достижению цели развития территорий - создание саморегулируемой системы муниципальных образований Пермского края, обладающих ресурсами для самостоятельного развития.
4.1. При решении задачи по обеспечению сельских территорий благоприятными условиями для проживания и развития сельскохозяйственного производства средства федерального бюджета, привлекаемые в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. N 858, могут направляться на развитие инфраструктуры без учёта перспектив развития территории и наличия на ней эффективно функционирующего сельскохозяйственного производства.
Распределение средств на развитие сельских территорий Пермского края без учёта наличия в соответствующем муниципальном районе Пермского края сельскохозяйственных организаций, имеющих перспективное значение для развития данного муниципального района Пермского края - «точки роста», увеличивает риск развития неперспективных территорий, в которых нет положительной миграции населения, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. Так, например, в 2008 году построено 13 объектов инженерной инфраструктуры, при этом ни одного в районах, в которых размещаются сельскохозяйственные организации, имеющих перспективное значение для развития муниципального района Пермского края.
4.2. При отборе объектов инфраструктуры, претендующих на софинансирование из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», их оценка осуществляется с использованием следующих критериев:
наличие в муниципальном районе сельскохозяйственных организаций, имеющих перспективное значение для развития муниципального района Пермского края - «точки роста»;
количество жителей, получивших возможность использования объекта инженерной или социальной инфраструктуры;
объем привлечённых средств из внебюджетных источников на строительство (реконструкцию) объекта инженерной или социальной инфраструктуры.
Очевидный плюс такого подхода - связь между развитием населенных пунктов, агробизнесом, муниципальными образованиями и государством. Консолидация инвестиций из различных источников в одной территории позволяет значительно улучшить качество жизни сельского населения. Строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры вызовет приток населения из других, менее развитых, населенных пунктов. Строительство жилья позволит закрепить кадры на селе. Посредством согласования направлений развития и объединения денежных потоков всех уровней решаются не только проблемы обеспечения кадрами конкретного сельскохозяйственного предприятия, а в целом проблемы переселения людей из депрессивных территорий.
V. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Разработчиком Программы предлагается выступить Министерству сельского хозяйства Пермского края.
Исполнителями соответствующих мероприятий в рамках Программы предлагается выступить органам исполнительной власти Пермского края и органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
VI. Основные цели и задачи Программы
6.1. Целью Программы является повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, имеющих стабильно развивающееся сельскохозяйственное производство.
6.2. Основными задачами Программы являются:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
повышение уровня и качества водо - и газоснабжения в сельской местности;
модернизация сети автомобильных дорог в сельской местности;
улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли занятий физкультурой и спортом;
улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности;
активизация культурной деятельности на селе.
VII. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и методы оценки её эффективности
7.1. В результате реализации Программы предусматривается создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих:
7.1.1. повышению уровня и качества жизни сельского населения путем:
решения жилищной проблемы в сельской местности;
повышения уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;
модернизации сети автомобильных дорог в сельской местности путем обеспечения возможности транспортной связи между сельскими населенными пунктами и населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования;
обеспечения доступности получения сельским населением качественного образования, услуг в области медицинского, культурного, торгово-бытового обслуживания;
7.1.2. формированию высококвалифицированных трудовых кадров агропромышленного комплекса путем привлечения и закрепления в сельской местности специалистов агропромышленного комплекса и социальной сферы села с обеспечением их доступным жильем;
7.1.3. улучшению демографической ситуации в сельской местности за счет создания более благоприятных социально-бытовых условий для труда и отдыха сельского населения.
7.2. В области занятости сельского населения предусматриваются более полное использование трудоспособного населения и снижение уровня безработицы.
7.3. В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в этой сфере, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, а также для формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий.
7.4. Оценка результатов реализации программы будет производиться на основании ежегодных государственных статистических данных и отчётности, подготовленной в соответствии с приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 2 апреля 2008 г. N 189 «О регламенте предоставления информации в систему государственной информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства», от 15 апреля 2008 г. N 205 «Об организации сбора, обработки и представления отчетности о ходе реализации Государственной программы».
7.5. Мониторинг реализации Программы будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ».
VIII. Период реализации и основные этапы реализации Программы
Программа реализуется в период с 2009 по 2012 годы и не имеет строгой разбивки на этапы. Мероприятия Программы реализуются на протяжении всего срока реализации Программы.
IX. Целевые показатели, позволяющие оценивать реализацию Программы
9.1. Целевыми показателями, позволяющими оценить реализацию Программы в разрезе задач, являются:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе - ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов - на период с 2009 по 2012 годы - 110 тыс. кв. м;
повышение уровня и качества водо- и газоснабжения в сельской местности:
ввод в эксплуатацию газопроводов за период действия Программы - 704,1 км (повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом с 22,2 % до 30%);
ввод в эксплуатацию водопроводов за период действия Программы - 261,9 км (повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 63%);
модернизация сети автомобильных дорог в сельской местности в соответствии с приоритетными муниципальными проектами (программами) в рамках приоритетного регионального проекта «Муниципальные дороги» и при реализации инвестиционных проектов (целевых программ) муниципальных образований: увеличение протяженности сети автомобильных дорог в сельской местности (более 15 700 км), улучшение возможности транспортной связи между населенными пунктами;
улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли занятий физкультурой и спортом в соответствии с реализацией инвестиционных проектов муниципальных образований, предусматривающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства общественной инфраструктуры муниципального значения, в сфере здравоохранения: введение в эксплуатацию к 2012 году шести физкультурно-оздоровительных комплексов, обеспеченность больничными койками на 10 тыс. населения по сельским территориям к 2012 году - 32,3, врачами на 10 тыс. жителей - 15,2;
улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности в соответствии мероприятиями по реализации инвестиционных проектов муниципальных образований, предусматривающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства общественной инфраструктуры муниципального значения, в сфере образования: введение в эксплуатацию к 2012 году 17 школ в общей сложности на 4944 места;
активизация культурной деятельности на селе в соответствии с мероприятиями по реализации инвестиционных проектов муниципальных образований, предусматривающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства общественной инфраструктуры муниципального значения, в сфере культурно-досуговой деятельности: документовыдача (книги, журналы) в библиотеках сельской местности на начало 2009 года составляет 1087,1. К 2012 году значение данного показателя возрастет до 1150,0.
9.2. Реализация мероприятий Программы позволит улучшить доступность и качество услуг, оказываемых сельскому населению образовательными, медицинскими, спортивными учреждениями и учреждениями культуры.
X. Предполагаемые объёмы и источники финансирования Программы, а также обоснование необходимости и целесообразности использования средств бюджета Пермского края
10.1. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2009-2012 годы составит - 1 923 155 тыс. рублей, в том числе на 2009 год - 472 294,0 тыс. рублей, на 2010 год - 474 026,0 тыс. рублей, на 2011 год - 481 222,0 тыс. рублей, на 2012 год - 495 613,0 тыс. рублей.