Важным этапом реформирования системы региональных финансов стало реформирование сферы бюджетных отношений в 2000-х годах, когда на федеральном уровне был принят ряд основополагающих документов и проведен комплекс мероприятий, обеспечивших качественные сдвиги в системе управления региональными финансами, в том числе:
введен в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации;
реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ;
проведена реформа федеративных отношений (разграничение полномочий между уровнями власти);
организовано казначейское исполнение бюджетов всех уровней.
В дальнейшем основной акцент реформ переместился с четкого соблюдения бюджетного законодательства, разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, ликвидации «нефинансируемых» мандатов на проблемы эффективности функционирования государственного и муниципального сектора экономики. В бюджетном процессе самым важным стало перейти от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
В Пермском крае в соответствии с направлениями проводимого в Российской Федерации реформирования бюджетных правоотношений были осуществлены реформы бюджетного процесса, системы межбюджетных отношений и реформа государственного сектора экономики. Важную роль в этих процессах сыграла реализация в 2004-2005 годах программы реформирования системы управления общественными финансами Пермской области, разработанной в рамках федерального конкурса программ реформирования региональных и муниципальных финансов. Пермская область стала одним из победителей данного конкурса и получила соответствующие субсидии из федерального бюджета.
В ходе реформ в Пермском крае была внедрена казначейская система исполнения бюджетов, проведена значительная работа по повышению эффективности бюджетных расходов, совершенствованию межбюджетных отношений и долговой политики.
Важные преобразования в финансовой сфере Пермского края продолжились в 2006-2008 годах. В крае была начата работа по переходу на планирование расходов в соответствии с государственным заданием. В этот период были реализованы существенные меры, направленные на создание новой организации бюджетного процесса и внедрение принципов БОР. Серьезные успехи достигнуты на пути создания системы планирования результатов деятельности ИОГВ ПК и всего бюджетного сектора.
В обеспечении стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной политики в Пермском крае важнейшим достижением стал переход на среднесрочное бюджетное планирование. В 2008 году впервые был принят трехлетний бюджет на очередной финансовый год и на плановый период.
Проведена серьезная работа по автоматизации бюджетного процесса, способствующей повышению точности бюджетной отчетности, эффективности среднесрочного и долгосрочного планирования, а также повышению качества исполнения краевого бюджета.
Реформа региональных финансов в Пермском крае осуществляется в тесной взаимосвязи с административной реформой, в рамках которой проведен анализ функций исполнительных органов государственной власти Пермского края, сформирован государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) исполнительными органами государственной власти Пермского края с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, для размещения в реестре государственных услуг (функций) (1), ведется работа по их стандартизации и регламентации. В этом отношении важным инструментом краевой бюджетной политики стало формирование среднесрочного бюджета Пермского края в управленческой структуре расходов в соответствии с функционально-целевой моделью управления регионом.
____________________________________________________________________
(1) Постановление Правительства Пермского края от 20 августа 2010 г. N 522-п «О реестре государственных услуг (функций) Пермского края».
____________________________________________________________________
В соответствии с новыми требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации уточнен механизм формирования и реализации долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ, реализуемых за счет средств краевого бюджета, определены критерии оценки их эффективности. С принятием Закона Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края» и указа губернатора Пермского края от 25 июля 2007 г. N 55 «О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2012 годы» выстроена система нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы стратегического развития региона, и определено место в нем инструментов программно-целевого управления.
Практически с 2006 года в Пермском крае активно осуществляется реформирование системы бюджетных учреждений, стратегической целью которого стало повышение эффективности деятельности бюджетных учреждений, повышение качества предоставляемых ими услуг. Основными направлениями проводимых преобразований стали следующие.
Прежде всего, разделены функции Заказчика и Подрядчика. С 2007 года большинству государственных учреждений выдается государственное задание, показатели которого используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы учреждений, определение объема субсидий автономным учреждениям. Аналогичная работа ведется в органах местного самоуправления.
Также созданы правовые условия, при которых у учреждений появился мотив сокращения неэффективных расходов путем внутренней оптимизации, отказа от непрофильного имущества. Учреждениям предоставлена гарантия сохранения сэкономленного ими финансового ресурса и возможность его направления на развитие материально-технической базы и повышение заработной платы работников.
Кроме того, внедрены конкурентные механизмы повышения качества предоставляемых учреждениями услуг, такие как перевод учреждений на новые отраслевые системы оплаты труда, ориентированные на оплату за качество и результат (2), закупка краевыми учреждениями значительной части непрофильных услуг (функций) на конкурсной основе через аутсорсинг (прежде всего питание, техническое обслуживание зданий, клининговые, охранные услуги и некоторые профильные услуги здравоохранения (лабораторные исследования, компьютерная томография, гемодиализ).
____________________________________________________________________
(2) В результате внедрения ОСОТ, оптимизации бюджетной сети, сокращения численности бюджетных работников среднемесячная заработная плата в краевых учреждениях за 9 месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года повысилась: в образовании на 50%, в здравоохранении - на 15%, в культуре - на 19%, в социальном обслуживании - на 18%.
____________________________________________________________________
Осуществлено приведение сети учреждений в нормативное состояние, что позволяет таким учреждениям полноценно участвовать в конкуренции за клиента (3). В результате в 2010 году 92% краевых учреждений социальной сферы получили необходимые лицензии.
____________________________________________________________________
(3) В 2009 году было выдано 201 предписание, содержащее 4 424 пункта нарушений. Из них устранено 3 930 нарушений (89%).
____________________________________________________________________
Все указанные мероприятия позволили вывести систему управления общественными финансами Пермского края на качественно новый уровень.