Действующий

Об утверждении Программы Правительства Пермского края по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (с изменениями на 25 ноября 2013 года)



4.1. Первое направление «Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов публично-правовых образований Пермского края» (ОС) (8)

____________________________________________________________________

(8) Здесь и далее используется код направления Программы, соответствующий коду группы целевых показателей реализации Программы, указанному в приложении 2 к Программе.

____________________________________________________________________

4.1.1. Текущая ситуация.

Начиная с 2008 года бюджет Пермского края формируется в условиях кризиса на мировых и российских финансовых рынках, сопровождающегося изменениями экономической политики государства. В этих условиях особенно остро стоит задача создания условий для исполнения обязательств, принятых органами государственной власти Пермского края перед населением края, а бюджетными учреждениями перед своими работниками и поставщиками товаров, работ и услуг, необходимых для оказания бюджетных услуг.

Бюджетная политика Пермского края в этот период характеризуется следующими особенностями.

4.1.1.1. Проводилось формирование резервов как в краевом бюджете (в виде свободных остатков бюджетных средств - «подушки безопасности»), так и в местных бюджетах для обеспечения сбалансированности бюджетов последующих периодов за счет как дополнительно полученных доходов бюджетов Пермского края, не распределенных на дополнительные расходы, так и экономии расходов. Это позволило обеспечить своевременную выплату заработной платы, ежемесячные выплаты льготным категориям населения, ограничить рост кредиторской задолженности учреждений по первоочередным расходам.

При этом на сегодняшний день все резервы краевого бюджета исчерпаны, что привело к формированию бюджета на 2011-2013 годы с дефицитом, близким к максимально допустимому, основным источником покрытия которого определены средства от привлечения кредитов коммерческих банков.

4.1.1.2. Выстраивается взвешенная государственная долговая политика, которая строится на привлечении целевых кредитных ресурсов из федерального бюджета, а также работе с ранее предоставленными государственными гарантиями в рамках проекта «Городское водоснабжение и канализация».

В 2009-2010 годах из федерального бюджета привлечены кредиты на строительство и ремонт автомобильных дорог на общую сумму 608,2 млн. рублей, в 2010 году - на поддержку монопрофильных муниципальных образований в размере 292,4 млн. рублей.

Объем государственного долга Пермского края соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и не превышает законодательно установленный уровень. По состоянию на 1 января 2010 г. государственный долг составлял 447,8 млн. рублей (0,9% от доходов бюджета за вычетом безвозмездных поступлений), на 1 января 2011 г. - 975,4 млн. рублей (1,8% соответственно).

Соотношение объема государственного долга за вычетом выданных гарантий к доходам краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений по итогам за 2009 год составляло 0,8%, за 2010 год - 1,7%.

Основной целью Министерства финансов Пермского края в данном направлении является проведение мероприятий по повышению устойчивости бюджета края, в том числе путем формирования резервов для обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления временно свободными денежными средствами бюджета, что приведет к обеспечению расходов бюджета края собственными доходными источниками без привлечения либо с минимально возможным объемом привлечения кредитов кредитных организаций.

4.1.1.3. Долговая политика ОМСУ строится на принципах соблюдения ограничений, установленных Бюджетных кодексом Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2010 г. объем муниципального долга составлял 308,9 млн. рублей, на 1 января 2011 г. - 447,3 млн. рублей, что составляет 1 % от суммарного объема доходов местных бюджетов без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций.

Отдельными муниципальными районами предоставляются бюджетные кредиты бюджетам поселений. В 2010 году привлечение таких кредитов составило 11,5 млн. рублей; остаток задолженности по состоянию на 1 января 2011 г. - 10 млн. рублей.

____________________________________________________________________     

Абзац 4 утратил силу на оснвании постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2013 года N 1624-п

____________________________________________________________________

Инвестиционное консультирование по формированию инвестиционного проекта «Реконструкция автомобильной дороги Пермь-Березники, участок - мостовой переход через р. Чусовая км 22 + 157 - км 25 + 780. (абзац дополнен постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2013 года N 1624-п)

Основной задачей Министерства финансов Пермского края в данном направлении является анализ и контроль объемов муниципального долга, объемов заимствований и расходов на обслуживание муниципального долга.

4.1.1.4. Министерством финансов Пермского края в соответствии со статьей 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации проводится активная работа по размещению временно свободных денежных средств бюджета края на банковские депозиты.

За период с 2009 по 2010 год в бюджет края дополнительно привлечено средств в виде процентов от размещения 2,5 млрд. рублей, которые направлены на финансирование социально значимых и приоритетных расходов бюджета.

Несмотря на наличие планового дефицита бюджета Пермского края на 2011 год, при исполнении бюджета поступления с учетом переходящих неиспользованных остатков средств на начало года превышают объем расходов, то есть бюджет исполняется с профицитом.

В настоящее время на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края внесен проект закона, предусматривающий увеличение доходной части бюджета края, а также корректировку источников финансирования дефицита бюджета на 2011 год, которым в качестве основного источника предусматриваются остатки денежных средств, образовавшиеся на начало года, что позволило практически в 2 раза сократить объем привлечения кредитов коммерческих банков.

Такая ситуация складывалась и в предыдущие годы, когда в первоначально утвержденный законом о бюджете Пермского края объем доходов вносились изменения с целью замены источников финансирования дефицита в виде кредитов коммерческих банков на менее рискованные. Так, в 2010 году поправки в части увеличения доходов бюджета вносились дважды, что позволило сократить кредиты банков с 5653,6 млн. руб. до 3414,0 млн. руб.

4.1.1.5. Решение задач прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы края во многом связано с разработкой и утверждением методики прогнозирования доходов бюджета. В настоящее время прогнозирование доходов основывается на анализе возможных методов оценки прогнозных показателей доходов, выработанных на протяжении нескольких лет, и не всегда является понятным для других пользователей информации по планированию доходов (контролирующих органов, финансовых органов муниципальных образований, администраторов доходов). Несмотря на то что федеральное законодательство этого не требует, наличие нормативно утвержденной методики прогнозирования доходов бюджета по основным налогам (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, акцизы) позволило бы обеспечить преемственность планирования, прозрачность данного процесса.

4.1.2. Задача 1.1. Повышение устойчивости бюджета Пермского края и обеспечение сбалансированности бюджетной системы края на всем периоде планирования и в среднесрочной перспективе, Расширение горизонта планирования бюджета. (ОС1, ОС4,ОС8,ОС10,ОС11,ОС12) (9).