1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
Животный мир Пермского края достаточно разнообразен и представлен 400 видами позвоночных. При этом видов позвоночных, отнесенных к охотничьим ресурсам, насчитывается более 70.
В настоящее время численность популяций лося и кабана в Пермском крае на существующем уровне является недостаточной с точки зрения эффективности использования данных видов охотничьих ресурсов. Количество лося, по данным зимних маршрутных учетов последних 3-4 лет, находится в пределах 21-23 тысяч особей. Два десятилетия назад она составляла около 30 тысяч голов. Амплитуда колебаний численности кабана составляет от 0,6 до 2,9 тысячи особей. В связи с этим существует необходимость принятия дополнительных мер для повышения численности копытных животных.
Недостаточная численность популяций охотничьих животных обусловливает более низкие ежегодные лимиты (квоты) на добычу охотничьих ресурсов. Так, в доходах бюджета Пермского края на 2010 год было запланировано поступление сборов за пользование объектами животного мира на уровне 4,5 млн.рублей, что значительно ниже объема потенциально возможных поступлений.
В течение 4-х последних лет в Пермском крае практически не стимулируется борьба с волком. Популяция этого хищника в Пермском крае увеличилась и достигла уровня 300 голов, при этом добывается 40-60 особей в год. Для сокращения численности волка и снижения ущерба, наносимого им охотничьему и сельскому хозяйству, необходимо ежегодно добывать не менее 100-160 особей. В среднем один волк уничтожает 2-3 лосей в год. Исходя из существующей численности волка в Пермском крае, ежегодная убыль лося находится на уровне 600-900 особей, что наносит большой урон его популяции. Ежегодная убыль лося составляет немногим более половины лимита (квоты) на изъятие лося в Пермском крае. В денежном эквиваленте предполагаемый урон популяции лося исчисляется в размере 1,35-1,62 млн.рублей в год. Таким образом, при снижении численности волка до оптимального уровня часть денежных средств можно будет получить в бюджет дополнительно за счет реализации большего количества разрешений на добычу лося.
Изучение состояния популяций лося и других охотничьих ресурсов, разработка рекомендаций в сфере охраны, воспроизводства, рационального устойчивого использования охотничьих ресурсов, научное обоснование размещения государственных природных биологических охотничьих заказников регионального значения, совершенствование методов учета, мониторинг состояния охотничьих ресурсов - это мероприятия, без которых в современных условиях осуществлять эффективное управление охраной, воспроизводством и использованием охотничьих ресурсов, а также управление в сфере рационального использования и ведения охотничьего хозяйства невозможно. Вместе с тем за последние 25 лет серьезных исследовательских работ по проблемам охотничьего хозяйства Пермского края не велось.
В Пермском крае на сегодняшний день функционирует 19 государственных природных биологических охотничьих заказников регионального значения, образованных на территориях 19 муниципальных районов Пермского края. Создание таких заказников служит наиболее доступным и эффективным способом сохранения и приумножения охотничьих ресурсов и их распространения на приграничные с заказниками территории. Процесс создания заказников в других муниципальных районах Пермского края может быть продолжен на основе исследований и обоснований.
Регулирование отношений в области охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания, управление в сфере их рационального и устойчивого использования в Пермском крае возложены на уполномоченный государственный орган - Государственную инспекцию по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края.
Последние 6 лет материально-техническая база государственных структур, занимавшихся охраной охотничьих ресурсов Пермского края, не обновлялась. Автомобили «УАЗ» и снегоходы «Буран» имеют возраст более 7 лет, следовательно, материально-техническая база нуждается в существенном укреплении и качественном совершенствовании.
При этом одним из направлений деятельности уполномоченного государственного органа по сохранению и увеличению численности охотничьих ресурсов, в том числе и копытных, будет оставаться государственный охотничий контроль и надзор за соблюдением действующего законодательства и борьба с браконьерством.
В целях повышения эффективности в выявлении фактов нарушения действующего законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, включая браконьерство, в рамках реализации Программы предполагается использовать помощь населения. Для этого в бюджете Программы предусмотрены финансовые средства на стимулирование граждан, оказавших содействие в выявлении вышеуказанных фактов, а также граждан, принимавших активное участие в мероприятиях по профилактике и борьбе с браконьерством.
Вместе с тем необходимо уделять внимание информированию охотпользователей и населения края о принимаемых мерах и проводимых мероприятиях в сфере охраны, воспроизводства, рационального использования охотничьих ресурсов, а также приобщению охотпользователей к участию в проведении выставок, конкурсов, соревнований в указанной сфере.
К анализу процессов, происходящих в охотничьем хозяйстве Пермского края, нужен комплексный подход. Происходящие перемены из-за изменения возрастной структуры лесонасаждений, антропогенного воздействия на природную среду привели к качественным изменениям среды обитания диких животных, повлекли за собой цепь процессов, приведших к смене биоценозов на больших территориях. В связи с этим изучение состояния популяций охотничьих ресурсов нельзя отрывать от изучения среды их обитания.
Кроме того, учитывая высокую миграционную активность охотничьих ресурсов, проблема их сохранения и воспроизводства имеет выраженный межтерриториальный и межотраслевой характер, поскольку затрагиваются интересы лесного и сельского хозяйства, предприятий лесопромышленного комплекса Пермского края.
Реализация комплекса программных мероприятий возможна только при условии, что все заинтересованные лица - пользователи животным миром, природоохранные структуры, правоохранительные органы в пределах своей компетенции будут вовлечены в данный процесс. Соответственно, решение проблемы по сохранению и воспроизводству охотничьих ресурсов и среды их обитания требует межведомственного взаимодействия.
Таким образом, на состояние охотничьих ресурсов и среды их обитания в Пермском крае влияет целый ряд причин и тенденций, имеющих правовые, социально-экономические и организационные корни.
Воздействовать на сложившуюся ситуацию возможно программно-целевым методом, учитывая исполнителей, ресурсы, сроки реализации комплекса мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели.
С принятием Концепции, а затем и Программы будут установлены основные источники и механизмы материально-финансового обеспечения охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов Пермского края и среды их обитания, в связи с чем результаты реализации Программы будут иметь долгосрочный и устойчивый характер.