Законодательное Собрание Пермского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы «Охрана и воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания в Пермском крае на 2012-2016 годы».
2. Рекомендовать Правительству Пермского края в срок до 01.08.2011 разработать и принять долгосрочную целевую программу «Охрана и воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания в Пермском крае на 2012-2016 годы».
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Н.А.Девяткин
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермского края
от 19 мая 2011 года N 2683
Концепция долгосрочной целевой программы «Охрана и воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания в Пермском крае на 2012-2016 годы»
Концепция долгосрочной целевой программы «Охрана и воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания в Пермском крае на 2012-2016 годы» (далее - Концепция) определяет систему взглядов, основных направлений, принципов и приоритетов деятельности, связанной с сохранением и воспроизводством объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам (далее - охотничьи ресурсы), и среды их обитания.
Концепция определяет направления деятельности, мероприятия государственной поддержки и регулирования в области охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов и среды их обитания в Пермском крае.
Концепция разработана на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Закон о животном мире), Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте), Закона Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края».
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы «Охрана и воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания в Пермском крае на 2012-2016 годы» (далее - Программа).
1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
Животный мир Пермского края достаточно разнообразен и представлен 400 видами позвоночных. При этом видов позвоночных, отнесенных к охотничьим ресурсам, насчитывается более 70.
В настоящее время численность популяций лося и кабана в Пермском крае на существующем уровне является недостаточной с точки зрения эффективности использования данных видов охотничьих ресурсов. Количество лося, по данным зимних маршрутных учетов последних 3-4 лет, находится в пределах 21-23 тысяч особей. Два десятилетия назад она составляла около 30 тысяч голов. Амплитуда колебаний численности кабана составляет от 0,6 до 2,9 тысячи особей. В связи с этим существует необходимость принятия дополнительных мер для повышения численности копытных животных.
Недостаточная численность популяций охотничьих животных обусловливает более низкие ежегодные лимиты (квоты) на добычу охотничьих ресурсов. Так, в доходах бюджета Пермского края на 2010 год было запланировано поступление сборов за пользование объектами животного мира на уровне 4,5 млн.рублей, что значительно ниже объема потенциально возможных поступлений.
В течение 4-х последних лет в Пермском крае практически не стимулируется борьба с волком. Популяция этого хищника в Пермском крае увеличилась и достигла уровня 300 голов, при этом добывается 40-60 особей в год. Для сокращения численности волка и снижения ущерба, наносимого им охотничьему и сельскому хозяйству, необходимо ежегодно добывать не менее 100-160 особей. В среднем один волк уничтожает 2-3 лосей в год. Исходя из существующей численности волка в Пермском крае, ежегодная убыль лося находится на уровне 600-900 особей, что наносит большой урон его популяции. Ежегодная убыль лося составляет немногим более половины лимита (квоты) на изъятие лося в Пермском крае. В денежном эквиваленте предполагаемый урон популяции лося исчисляется в размере 1,35-1,62 млн.рублей в год. Таким образом, при снижении численности волка до оптимального уровня часть денежных средств можно будет получить в бюджет дополнительно за счет реализации большего количества разрешений на добычу лося.
Изучение состояния популяций лося и других охотничьих ресурсов, разработка рекомендаций в сфере охраны, воспроизводства, рационального устойчивого использования охотничьих ресурсов, научное обоснование размещения государственных природных биологических охотничьих заказников регионального значения, совершенствование методов учета, мониторинг состояния охотничьих ресурсов - это мероприятия, без которых в современных условиях осуществлять эффективное управление охраной, воспроизводством и использованием охотничьих ресурсов, а также управление в сфере рационального использования и ведения охотничьего хозяйства невозможно. Вместе с тем за последние 25 лет серьезных исследовательских работ по проблемам охотничьего хозяйства Пермского края не велось.
В Пермском крае на сегодняшний день функционирует 19 государственных природных биологических охотничьих заказников регионального значения, образованных на территориях 19 муниципальных районов Пермского края. Создание таких заказников служит наиболее доступным и эффективным способом сохранения и приумножения охотничьих ресурсов и их распространения на приграничные с заказниками территории. Процесс создания заказников в других муниципальных районах Пермского края может быть продолжен на основе исследований и обоснований.
Регулирование отношений в области охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания, управление в сфере их рационального и устойчивого использования в Пермском крае возложены на уполномоченный государственный орган - Государственную инспекцию по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края.
Последние 6 лет материально-техническая база государственных структур, занимавшихся охраной охотничьих ресурсов Пермского края, не обновлялась. Автомобили «УАЗ» и снегоходы «Буран» имеют возраст более 7 лет, следовательно, материально-техническая база нуждается в существенном укреплении и качественном совершенствовании.
При этом одним из направлений деятельности уполномоченного государственного органа по сохранению и увеличению численности охотничьих ресурсов, в том числе и копытных, будет оставаться государственный охотничий контроль и надзор за соблюдением действующего законодательства и борьба с браконьерством.
В целях повышения эффективности в выявлении фактов нарушения действующего законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, включая браконьерство, в рамках реализации Программы предполагается использовать помощь населения. Для этого в бюджете Программы предусмотрены финансовые средства на стимулирование граждан, оказавших содействие в выявлении вышеуказанных фактов, а также граждан, принимавших активное участие в мероприятиях по профилактике и борьбе с браконьерством.
Вместе с тем необходимо уделять внимание информированию охотпользователей и населения края о принимаемых мерах и проводимых мероприятиях в сфере охраны, воспроизводства, рационального использования охотничьих ресурсов, а также приобщению охотпользователей к участию в проведении выставок, конкурсов, соревнований в указанной сфере.
К анализу процессов, происходящих в охотничьем хозяйстве Пермского края, нужен комплексный подход. Происходящие перемены из-за изменения возрастной структуры лесонасаждений, антропогенного воздействия на природную среду привели к качественным изменениям среды обитания диких животных, повлекли за собой цепь процессов, приведших к смене биоценозов на больших территориях. В связи с этим изучение состояния популяций охотничьих ресурсов нельзя отрывать от изучения среды их обитания.
Кроме того, учитывая высокую миграционную активность охотничьих ресурсов, проблема их сохранения и воспроизводства имеет выраженный межтерриториальный и межотраслевой характер, поскольку затрагиваются интересы лесного и сельского хозяйства, предприятий лесопромышленного комплекса Пермского края.
Реализация комплекса программных мероприятий возможна только при условии, что все заинтересованные лица - пользователи животным миром, природоохранные структуры, правоохранительные органы в пределах своей компетенции будут вовлечены в данный процесс. Соответственно, решение проблемы по сохранению и воспроизводству охотничьих ресурсов и среды их обитания требует межведомственного взаимодействия.
Таким образом, на состояние охотничьих ресурсов и среды их обитания в Пермском крае влияет целый ряд причин и тенденций, имеющих правовые, социально-экономические и организационные корни.
Воздействовать на сложившуюся ситуацию возможно программно-целевым методом, учитывая исполнителей, ресурсы, сроки реализации комплекса мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели.
С принятием Концепции, а затем и Программы будут установлены основные источники и механизмы материально-финансового обеспечения охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов Пермского края и среды их обитания, в связи с чем результаты реализации Программы будут иметь долгосрочный и устойчивый характер.
2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края
Программа призвана способствовать развитию и совершенствованию охраны и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания в Пермском крае, что тесно взаимосвязано с созданием комфортных условий для реализации права жителей Пермского края на охоту и использование охотничьих ресурсов.
Программа предполагает объединить в себе комплекс мероприятий, которые позволят поднять численность и сохранить видовое разнообразие имеющихся на территории Пермского края охотничьих ресурсов, способствовать сохранению среды их обитания и дальнейшему развитию охотничьего хозяйства Пермского края применительно к современным экономическим условиям, позволят вести его эффективно, рационально, устойчиво с максимальным экономическим, социальным и экологическим эффектом.
Сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания будет способствовать сохранению биологического разнообразия, устойчивости природных экосистем, поддержанию благоприятных условий окружающей среды. Кроме того, эффективное ведение охотничьего хозяйства, развитие услуг в сфере охотничьего туризма и реализация мероприятий Программы позволят создать комфортные условия для жителей Пермского края и повлиять на улучшение социально-экономической ситуации в Пермском крае.
3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
К вероятным преимуществам принятия и реализации Программы следует отнести следующие.
Выполнение Программы позволит сократить численность волка в Пермском крае до минимума и стабилизировать ее на уровне 200 голов. Это, в свою очередь, создаст условия для увеличения численности лося, кабана и других видов охотничьих животных. Таким образом, при условии выполнения Программы к 2016 году удастся не только стабилизировать численность популяции лося, но и довести ее примерно до 25 тысяч голов, а через 10-15 лет довести ее до уровня численности 1990 года - 30 тысяч голов, что в последующем позволит повысить лимиты (квоты) изъятия охотничьих ресурсов в Пермском крае и, соответственно, увеличить поступления в краевой бюджет сборов за пользование объектами животного мира.
Интенсификация борьбы с волком позволит не только сберечь диких копытных животных, но и уменьшить риск распространения бешенства и других опасных инфекционных заболеваний, сохранить сотни голов домашних животных.
Улучшение материально-технической базы государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края позволит улучшить эффективность охраны охотничьих ресурсов - повысит выявляемость и раскрываемость нарушений законодательства в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов, что в итоге приведет к снижению уровня браконьерства. Привлечение к охране охотничьих угодий мобильных групп, сформированных по принципу добровольных дружин с участием граждан, охотпользователей, внештатных охотинспекторов, инспекторов полиции районных ОВД и инспекторов Госохотинспекции Пермского края, позволит существенно решить проблему сохранения охотничьих ресурсов в Пермском крае. Кроме того, предполагается, что население края будет оказывать содействие в выявлении фактов нарушения действующего законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Мероприятия по информационному обеспечению охотпользователей и населения края в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов, пропаганде бережного отношения к охотничьим ресурсам позволят охватить широкие слои населения в короткие сроки с достаточно небольшими затратами.
Существующие риски реализации Программы:
вызванные природными факторами:
неблагоприятные климатические условия для охотничьих ресурсов (повторяющиеся неурожайные годы);
риск возникновения неблагоприятной ситуации по развитию и распространению эпизоотий;
вызванные социально-экономическими факторами:
инфляционные процессы, которые могут вызвать значительный рост цен на транспортные средства, оборудование и материалы;
снижение уровня жизни местного населения, вызванное инфляционными процессами, безработицей и т.д., которое может привести к значительному росту браконьерства;
вызванные изменением законодательства.
4. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Ответственным исполнителем, отвечающим за своевременную и качественную разработку проекта Программы, реализацию, контроль, организацию учета и отчетности по Программе, является Министерство природных ресурсов Пермского края.
Исполнители программных мероприятий: Министерство природных ресурсов Пермского края, Государственная инспекция по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края.
С целью своевременной и качественной разработки проекта Программы планируется создать межведомственную рабочую группу, в состав которой войдут представители Министерства природных ресурсов Пермского края, Государственной инспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края, ГКУ «Пермохота», ученые и специалисты научных учреждений, высших учебных заведений Пермского края.
5. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются сохранение, воспроизводство и устойчивое рациональное использование объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, увеличение численности охотничьих животных, повышение продуктивности охотничьих угодий и доходности от использования охотничьих ресурсов.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
выполнение оценки состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания на территориях общедоступных охотничьих угодий;
выполнение исследований состояния популяций лося, других охотничьих ресурсов и среды их обитания, разработка научных обоснований и рекомендаций в сфере охраны, воспроизводства и рационального устойчивого использования охотничьих ресурсов Пермского края, в том числе рекомендаций по установлению норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, норм пропускной способности охотничьих угодий, обоснований для организации государственных природных биологических охотничьих заказников регионального значения;
повышение эффективности биотехнических и охотхозяйственных мероприятий, проводимых в общедоступных охотничьих угодьях и государственных природных биологических охотничьих заказниках регионального значения;
осуществление охраны охотничьих ресурсов и борьба с браконьерством;
осуществление регулирования численности хищных животных, наносящих вред охотничьему и сельскому хозяйству, на территории Пермского края;
проведение выставок, конкурсов, соревнований с пользователями животным миром и охотниками, осуществление информационного обеспечения в сфере охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и методы оценки ее эффективности
Показатели эффективности реализации Программы определяются исходя из достижения поставленных целей и задач в процессе выполнения программных мероприятий.
Весь комплекс необходимых для реализации Программы мероприятий, применение современных методов управления, планомерное взаимодействие с пользователями животным миром и непосредственно с руководством охотничьих хозяйств, привлечение ученых и специалистов для решения вопросов в области охоты и ведения охотничьего хозяйства позволят значительно улучшить качество охраны охотничьих ресурсов, снизить уровень браконьерства и увеличить численность основных видов охотничьих ресурсов.
Эффективность реализации мероприятий Программы оценивается по достижению целевых показателей в части увеличения численности основных видов охотничьих ресурсов в Пермском крае и повышения доходности от использования объектов животного мира.
К 2016 году в результате реализации Программы ожидается:
увеличение численности основных видов охотничьих ресурсов на 7-30% по отношению к уровню 2010 года (лось - на 7,2%, кабан - на 30,4%, медведь - на 7,6%, боровая дичь - на 11-15%);
сокращение численности хищных животных (волка), наносящих вред охотничьему и сельскому хозяйству, на 20-30%;
увеличение количества мероприятий (патрулирование охотничьих угодий) по охране охотничьих ресурсов и среды их обитания;