I. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ) и Рекомендациями по разработке порядка разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, одобренными протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 23 ноября 2010 г. N 10, в целях их использования исполнительными органами государственной власти Пермского края при организации работы по разработке административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций).
1.2. В настоящих рекомендациях используются следующие термины и определения:
административный регламент предоставления государственной услуги - нормативный правовой акт исполнительного органа государственной власти Пермского края, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур и административных действий исполнительного органа государственной власти Пермского края, осуществляемых по запросу физического или юридического лица в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ;
административный регламент исполнения государственной функции - нормативный правовой акт исполнительного органа государственной власти Пермского края, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур и административных действий исполнительного органа государственной власти Пермского края по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами и физическими лицами обязательных требований и норм, установленных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Пермского края;
административная процедура - последовательность административных действий исполнительного органа государственной власти Пермского края при предоставлении государственной услуги (исполнении государственной функции);
заявители - физическое или юридическое лицо либо их уполномоченные представители, обратившиеся в исполнительный орган государственной власти Пермского края с запросом о предоставлении государственной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме;
лица, участвующие в исполнении государственной функции, - физические или юридические лица либо их уполномоченные представители, принимающие участие в исполнении государственной функции;
срок оказания государственной услуги - время, необходимое для оказания государственной услуги в соответствии с законодательством, от даты поступления запроса физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей в исполнительный орган государственной власти Пермского края, предоставляющий государственную услугу, до даты предоставления в полном объеме запрашиваемой государственной услуги (конечного документа либо иного результата);
срок исполнения государственной функции - время, необходимое для исполнения государственной функции в соответствии с законодательством, от даты начала исполнения административных действий в отношении лиц, подлежащих региональному государственному контролю (надзору), до даты завершения административных действий должностных лиц. Например, с даты подписания руководителем исполнительного органа государственной власти Пермского края приказа о проведении мероприятия по региональному государственному контролю (надзору) до даты выдачи предписания.
должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее деятельность по предоставлению государственной услуги или исполнению государственной функции;
затраты (издержки) - расходы физических или юридических лиц либо их уполномоченных представителей, вызванные в связи с взаимодействием с органом, предоставляющим государственную услугу;
избыточное административное действие - административное действие, исключение которого из административной процедуры не приводит к снижению качества предоставления государственной услуги (исполнения государственной функции) и позволяет достичь результата, сократив затраты как со стороны заявителя, так и со стороны органа, предоставляющего государственную услугу (исполняющего государственную функцию). Например, избыточные согласования, избыточные уведомления, и т.д.
1.3. В процессе разработки административных регламентов и на этапе их применения необходимо обеспечить соблюдение следующих принципов:
обязательность применения административных регламентов при предоставлении государственных услуг (исполнении государственных функций). Этот принцип реализуется через процедуру установления ответственности должностных лиц за соблюдение требований, что предполагает обязательное ознакомление с административным регламентом должностных лиц;
единство требований к порядку предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций), закрепленных в административных регламентах на всей территории Пермского края;
доступность информации о действиях должностных лиц, являющейся необходимой и достаточной;
минимизация затрат заявителя для получения результата государственной услуги. Данный принцип предполагает закрепление в административных регламентах таких характеристик государственной услуги и процесса ее оказания, которые уменьшают издержки заявителя. Следует учитывать, что под издержками получателя государственной услуги понимаются не только прямые финансовые расходы (стоимость услуги в случае ее платности), но и косвенные расходы (стоимость проезда до места получения государственной услуги, затраты на приобретение сопутствующих документов, нотариальное удостоверение копий документов и т.п.). Кроме того, к издержкам относятся и затраты времени на получение государственной услуги. Например, в случаях, когда время работы представителей исполнительных органов государственной власти Пермского края совпадает со временем работы большинства организаций, рекомендуется исключать подобные издержки путем изменения графика работы. Административный регламент должен предусматривать процедуры, позволяющие получить государственную услугу (получить информацию о ней) при помощи безличного взаимодействия с представителями органа, предоставляющего государственную услугу. Также административный регламент должен быть направлен на упрощение административных процедур, а именно на сокращение количества документов, подлежащих представлению заявителями для получения государственной услуги; применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость многократного представления идентичной информации; снижение количества взаимодействий между гражданами (организациями) и должностными лицами;
приоритетность мнения заявителей при разработке и изменении административных регламентов путем проведения независимой экспертизы проектов административных регламентов. Соблюдение этого принципа позволит исполнительным органам государственной власти Пермского края при формировании административных регламентов ориентироваться не только на свои возможности, но и на потребности заявителей;
контроль качества предоставления государственной услуги. Данный принцип обязывает исполнительные органы государственной власти Пермского края обеспечивать регулярный (не менее 1 раза в год) пересмотр требований к государственным услугам, закрепленных в административных регламентах, в интересах заявителей, а именно проведение мониторинга применения административных регламентов для осуществления оценки качества и доступности, условий и порядка предоставления государственных услуг, например, оценка сроков оказания в части их сокращения, обоснованность отказа и др.