Показатели | 2010 | 2011 г. - варианты прогноза | |||
пессими- | базовый | оптими- | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Индекс промышленного производства, | 118,7 | 101,7 | 103,8 | 106,4 |
2 | Продукция сельского хозяйства, % | 104,7 | 102,5 | 103,2 | 104,5 |
3 | Ввод жилых домов, % к пред. | 86,8 | 101,4 | 108,6 | 114,5 |
4 | Среднесписочная численность | 900,4 | 897,6 | 907,4 | 914,0 |
5 | Реальная заработная плата, темп | 104,9 | 96,1 | 99,7 | 103,1 |
Вместе с тем в низкоконкурентных сегментах производства и на проблемных предприятиях сохранятся условия для продолжения процессов снижения объемов производства вплоть до полной остановки и, соответственно, высвобождения работников по инициативе работодателей.
К ним в первую очередь относятся предприятия, на которых в настоящее время запущена процедура банкротства (ОАО "Платошинская птицефабрика", с. Платошино Пермского муниципального района; ОАО "Пермский племенной конный завод" Пермского муниципального района; ОАО "Тепличный комбинат "Муллинский" Пермского муниципального района; ОАО "ТЕЛИЭМ", п. Теплая Гора Горнозаводского муниципального района), а также предприятия, активно использующие разные формы неполной занятости работников.
В ноябре-декабре 2010 г. наиболее значительные объемы неполной занятости наблюдались в ООО "Металлургический завод "Камасталь" (2546 чел.), ОАО "Чусовской металлургический завод" (1360 чел.), "Чайковский завод газовой аппаратуры" - филиал ОАО "Газмаш" (848 чел.); ОАО "Александровский машиностроительный завод" (780 чел.), ООО "Нестле Россия" (738 чел.), ООО "Сода-Хлорат" (700 чел.). Еще на 16 предприятиях численность сотрудников, работающих в режиме неполной занятости, составляет от 100 до 500 человек.
Кроме того, выход на траекторию посткризисного роста потребует от успешных предприятий принятия энергичных мер по повышению эффективности производства и производительности труда, что также потребует оптимизации структуры и численности персонала. Эти процессы активно пойдут на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых ("Большая химия" Березниковско-Соликамской агломерации), металлургического производства (ОАО "Чусовской металлургический завод"), авиакосмического и оборонного машиностроения, пищевой, легкой промышленности.
По оценке департамента экономического развития аппарата Правительства Пермского края, масштабы высвобождений из экономики региона в 2011 г. по сравнению с текущим годом сократятся, но составят не менее 26-30 тыс. чел., или 2% от численности занятого населения.
Существенной причиной потери работы, как и в текущем году, останется увольнение работников по собственному желанию, расторжение трудовых договоров по соглашению сторон и т.д. Масштабность данной причины позволяют оценить данные о движении численности работников крупных и средних предприятий Пермского края за 10 месяцев 2010 г.: общая численность выбывших с предприятий в связи с сокращением составила 5,2 тыс. чел., а выбывших по собственному желанию и соглашению сторон - 61,6 тыс. чел., то есть в 11,8 раза больше.
Общий объем выбытия работников в этот период составил 87,3 тыс. чел., а приема - 79,1 тыс. чел., что обусловило восполнение выбытия на 90,6%, то есть отмечается сокращение среднесписочной численности персонала крупных и средних предприятий Пермского края.
По прогнозной оценке сокращение численности работников по причинам текучести кадров (без учета "холостого оборота", то есть увольнения с последующим трудоустройством) составит около 10-15 тыс. чел.
По отраслям экономики основной объем увольнений придется на обрабатывающие производства (3-4,5 тыс. чел.), торговлю (1-1,5 тыс. чел.), бюджетную сферу (1,5-2,5 тыс. чел.), транспорт и связь (1-1,5 тыс. чел.), жилищно-коммунальное хозяйство (1-1,5 тыс. чел.), сельское хозяйство (1-1,5 тыс. чел.), государственное управление (1-1,5 тыс. чел.).
По профессионально-квалификационным группам увольнения больше всего затронут административно-управленческий персонал, служащих (20-30% от общей численности высвобожденных) и неквалифицированных рабочих (30-40%).
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 25 июля 2007 года N 55 "О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2012 годы", утвердившим цели, задачи и целевые показатели деятельности Правительства Пермского края на 2007-2012 гг., в 2011 г. планируется создание до 20,0 тыс. рабочих мест (раздел 2, цель 2.1).
Прогнозный баланс рынка труда Пермского края в 2011 г. приведен в приложении 2 к настоящей Программе.
В случае непринятия дополнительных мер по стимулированию и поддержке спроса экономики Пермского края на рабочую силу в 2011 г. могут закрепиться тенденции стагнации показателей занятости и общей безработицы (по методологии МОТ), среднегодовая численность занятых в экономике (эффективный спрос на рабочую силу) может оказаться ниже 1300 тыс. чел., что соответствует уровню занятости менее 62% (факт 62,1%). Соответственно, общая численность безработных может возрасти до 154,3 тыс. чел., а уровень общей безработицы - до 10,7% к численности ЭАН (III квартал 2010 г. - 112,6 тыс. чел., или 7,7%).
2.2.2. Перспективы развития регистрируемого рынка труда
Деятельность Агентства по реализации переданных полномочий осуществляется на основе Закона Пермского края от 16 декабря 2010 года N 726-ПК "О бюджете Пермского края на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", а также ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Пермского края на 2009-2011 годы", утвержденной приказом Агентства от 5 декабря 2008 года N 126/1.
В соответствии с утвержденными целевыми показателями деятельности Агентства в рамках реализации переданных полномочий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, на 2011 г. предполагается:
обеспечить обращение в ГКУ ЦЗН за содействием в поиске работы не менее 140 тыс. чел.;
оказать содействие в трудоустройстве не менее 92,0 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости - 40,0 тыс. чел.;
направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 8,0 тыс. чел.;
поддерживать численность зарегистрированных в установленном порядке безработных не более 26,5 тыс. чел. (в среднегодовом исчислении);
обеспечить поддержание регистрируемой безработицы в целом по Пермскому краю на уровне 1,87%.
В целом за счет реализации переданных полномочий государственные услуги в сфере содействия занятости должны получить не менее 250,0 тыс. жителей Пермского края.
Однако в связи с сохранением низкого спроса экономики на рабочую силу, в том числе и после завершения Программы-2010, численность граждан, которые могут обратиться за получением государственных услуг в ГКУ ЦЗН, может возрасти и составить более 250 тыс. чел. (рост в 1,2 раза по сравнению с 2010 г.). В условиях ограниченных возможностей трудоустройства может вновь начаться рост численности безработных (до 36,6 тыс. чел. в среднемесячном исчислении) и уровня регистрируемой безработицы (до 2,6% к численности ЭАН). В монопрофильных поселениях на отдаленных и депрессивных территориях уровень регистрируемой безработицы может возрасти до 15-20%, что создаст угрозу социальной стабильности.
2.3. Основные направления стабилизации ситуации на рынке труда
Для закрепления положительных тенденций на рынке труда Пермского края, достигнутых в 2010 г. в результате принятия комплекса антикризисных мер, необходимо обеспечить дальнейшую поддержку взаимодействия всех заинтересованных сторон, в том числе исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Пермского края (далее - работодатели). Инструментом реализации выработанных в течение текущего года технологий этого взаимодействия является настоящая Программа, продолжающая реализацию выработанных в предыдущие годы антикризисных мер в сфере занятости населения. Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, по следующим направлениям: