Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА НА 2010-2020 ГОДЫ" (с изменениями на: 20.06.2013)

3. Потенциальные направления экономии энергоресурсов в Пермском крае


Для Пермского края с его индустриальной специализацией, крупными топливо- и энергоемкими производствами, развитой транспортной инфраструктурой, интенсивной автомобилизацией населения, проблемным жилищно-коммунальным хозяйством задача оптимизации объемов и структуры топливо- и энергопотребления является одной из актуальных. Вопросы энергоэффективности и энергосбережения становятся инструментом повышения экономических показателей региональных предприятий, снижения бюджетных расходов, решения природоохранных проблем.

По экспертным оценкам, потенциал энергосбережения в Пермском крае оценивается в 35-40% от общего энергопотребления, что равнозначно экономии 12-14 млн. т.у.т. в год.

Основными потенциальными направлениями в энергосбережении можно отметить следующие.

1. Наибольшие резервы экономии имеют предприятия обрабатывающих производств, организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, транспорт. Именно эти категории пользователей потребляют более 80% энергоресурсов в регионе. На долю населения приходится 7,6% потребления всех ресурсов. Около 3% энергоресурсов в 2008 г. составили потери в сетях. Структура потребления энергоресурсов представлена на рис. 4.

     
Рис. 4. Структура потребления энергоресурсов в Пермском крае
по видам деятельности в 2008 г.


2. Говоря о потенциальных резервах экономии тепловой энергии, следует отметить решение проблемы неэффективного использования топлива мелкими котельными, составляющими 78% общего числа источников теплоснабжения в Пермском крае. На многих котельных используются котлы устаревшей конструкции, не имеющие автоматического регулирования и средств контроля. Имеются примеры снабжения тепловой энергией посредством подвода к дому горячей воды и тепла от весьма удаленных котельных, поэтому актуальной остается проблема оптимизации существующих схем теплоснабжения, в том числе путем установки индивидуальных котлов либо присоединения потребителей к другим источникам в зонах с избыточными мощностями в системах теплоснабжения.

3. Не менее важным направлением является повышение надежности функционирования действующих систем коммунальной инфраструктуры.

По данным 2008 г., потери в сетях составили 3% от общего потребления энергоресурсов. Выявление фактических объемов потерь энергоресурсов на сетевых объектах в результате оснащения потребителей приборами учета, высокий износ систем коммунальной инфраструктуры делают актуальной проблему повышения надежности и снижения потерь энергоресурсов в сетях на рассматриваемый Программой период.

4. В числе потенциальных направлений энергосбережения и повышения эффективности потребления энергоресурсов являются организации бюджетной сферы и население, у которых расходы на оплату тепловой и электрической энергии являются основной статьей затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Оплата жилищно-коммунальных услуг за период с 2005 по 2009 год в среднем составляет более 9% потребительских расходов домашних хозяйств (статистический сборник "Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств Пермского края". Пермьстат, 2010. С. 41). А расходы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства, предоставляемых муниципальным учреждениям бюджетной сферы, составляют примерно 40% бюджетов.

5. Переход к практическому, реальному энергосбережению становится все более актуальным в условиях роста тарифов на энергоресурсы. В Пермском крае наблюдается рост цен и тарифов на все виды топливно-энергетических ресурсов, поскольку существующая тарифная политика, в основе которой лежит затратный подход к формированию тарифов на энергоносители, не стимулирует сокращение издержек у энергоснабжающих организаций. Так, при среднем индексе потребительских цен в Пермском крае в 2008 г. 115,34% индекс цен приобретения топливно-энергетических ресурсов составил 121,9%, в том числе рост цен на электроэнергию, отпущенную различным потребителям, составил 116,25%, на электроэнергию, отпущенную транспорту, - 122,03%, на тепловую энергию - 120,78%. В результате опережающего роста цен на энергоносители высокими темпами растут тарифы на коммунальные услуги и услуги транспорта: индекс цен на услуги пассажирского транспорта в 2008 г. составил 125,35%, на коммунальные услуги - 118,17% (статистический сборник "Инфляционные процессы в Пермском крае в 2008 году". С. 11, 37). В составе коммунальных услуг наибольшими темпами росли расходы на газ, воду, отопление и электроэнергию. Соответственно, возросли коммунальные расходы бюджетов всех уровней и населения.

Рост платы за коммунальные услуги происходит одновременно с усилением мер социальной защиты населения в виде предоставления жилищных субсидий, осуществления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий населения, на финансирование которых направляются значительные средства из бюджетов всех уровней. Так, в 2009 г. жилищные субсидии в Пермском крае получали 6,9% семей, общая сумма начисленных субсидий составила 684,1 млн. руб., объем средств социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг - 2854,6 млн. руб.

6. Экономия использования энергоресурсов неразрывно связана с экономией водопотребления, поскольку отпуск воды потребителям требует значительных энергетических затрат на ее очистку и транспортировку. Разумная экономия воды, общий объем потребления которой в Пермском крае составляет около 200 млн. куб. м в год, позволит существенно сократить расход энергоресурсов предприятиями по производству, передаче, распределению и очистке воды и снизить затраты на воду у потребителей. В Пермском крае основными потребителями воды, на долю которых приходится 68% общего потребления, является население; около 7% годового потребления воды приходится на организации, финансируемые из бюджетных источников.

7. Одним из перспективных направлений экономии энергоресурсов является обеспечение учета их потребления, что будет стимулировать потребителей к рациональному использованию ресурсов. Так, в 2009 г. утечка и неучтенный расход в общем объеме поданной в сеть воды составили 21%.

Данные единовременного статистического обследования в 2009 г. показали, что на большинстве домовых вводов в Пермском крае отсутствуют общедомовые приборы учета. В многоквартирных жилых домах Пермского края доля квартир, оборудованных индивидуальными приборами учета отпуска холодной воды, составила 25%, горячей воды - 21,6%, отопления - 0,8%, газа - 5,3%, электроэнергии - 83,7% (аналитическая записка "Об отдельных аспектах реформы жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в 2009 году". Пермьстат, 2010. С. 6).

По экспертным данным, из потребляемой в быту энергии 70% идет на отопление помещений. По опыту других регионов только установка комплекта контролирующей и регулирующей аппаратуры на центральных тепловых пунктах дает экономию, как правило, 7-10%. Установка счетчика теплового учета в большинстве случаев окупается менее чем за два отопительных сезона. Тщательное слежение за работой регулирующих приборов дает экономию до 25%. Самое важное - регулирование теплопотребления самими жильцами позволяет уменьшить объем потребления до 40%.

8. Потери тепла закладываются еще на стадии строительства, перед которым до недавнего времени не стояла задача экономии энергоресурсов. В результате широкомасштабного массового жилищного строительства в существующем жилищном фонде Пермского края значительную долю составляют дома из сборного железобетона, являющиеся, как известно, по проектным характеристикам самыми энергетически расточительными сооружениями. Фактические тепловые потери в таких домах на 20-30% выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации. В Пермском крае площадь панельных и блочных жилых домов составляет около 30% жилищного фонда. К тому же жилищный фонд в Пермском крае характеризуется высокой степенью износа: около половины от общего количества многоквартирных жилых домов построены в период до 1970 года; 4,2% жилищного фонда является ветхим и аварийным (статистический сборник "Жилищный фонд Пермского края в 2008 году". Пермьстат, 2009. С. 5-7). В связи с этим одним из ключевых направлений энергосбережения является создание энергоэффективных зданий.

9. Энергопотери в жилищном фонде и в административных зданиях могут быть значительно снижены в результате проведения в каждом конкретном здании различных технических приемов с минимальными затратами: закрытие "теплового контура" (лифтовые шахты работают как отличная вытяжная труба), уменьшение потерь тепла в технических подвалах, снижение пропускающей способности оконных проемов (уплотнение щелей и уменьшение пропускной способности остекления в инфракрасной части спектра), минимальное улучшение тепловых характеристик торцевых стен.

10. Значительную экономию ресурсов и одновременно решение экологической проблемы загазованности атмосферного воздуха дает перевод на газообразное топливо автомобильного транспорта, парк которого к концу 2008 г. насчитывал 624,7 тыс. ед., в том числе 533,2 тыс. ед. личного автотранспорта, более 13 тыс. ед. автобусов и 90 тыс. ед. грузового транспорта.

Анализ состава возможных направлений повышения энергоэффективности показывает, что реализация значительной части мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности привлекательна для частных инвестиций. Одним из инструментов привлечения частных инвестиций должен стать рынок энергосервисных услуг, развитие которого позволит решить крупномасштабную проблему паспортизации региональных объектов, в том числе административных и жилых помещений.

При этом рыночная экономика, конкурентная среда сами создают мотивации для хозяйствующих субъектов в направлении части своих инвестиций на энергосбережение. Значительный экономический эффект может быть получен при минимальных затратах за счет распространения опыта внедрения демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности, а также в результате обеспечения заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности информацией о возможных путях повышения энергоэффективности.

Проблема энергосбережения в бюджетной сфере и жилищном секторе требует государственной поддержки. Она остается нерешенной уже в течение ряда лет во многом вследствие отсутствия реального механизма стимулирования экономии и эффективного использования энергоресурсов, в частности, отсутствие порядка включения в бюджеты муниципальных образований и смету расходов субъектов социальной сферы средств, сэкономленных в результате энергосберегающих мероприятий. Определение такого порядка позволит эффективно решить поставленную перед бюджетными организациями задачу ежегодного сокращения энергопотребления не менее чем на 3%.

Решение вышеназванных проблем энергосбережения и повышения энергоэффективности в Пермском крае целесообразно осуществлять на основе применения программно-целевого метода путем реализации связанного по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекса мероприятий, что обусловливается следующими факторами:

особой значимостью проблемы энергосбережения для повышения эффективности социально-экономического развития региона;

социальной значимостью проблемы эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

многоотраслевым характером проблемы;

необходимостью создания условий, стимулирующих инновационную и инвестиционную активность хозяйствующих субъектов и использование научно-технических достижений в развитии региона;

необходимостью координации межотраслевых интересов, укрепления кооперационных связей между сопряженными отраслями;