ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2010 года N 2239


Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы"

(с изменениями на 24 мая 2013 года)

___________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 24 мая 2013 года N 816.

___________________________________________________________________


Законодательное Собрание Пермского края постановляет:

1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы» (прилагается).

2. Рекомендовать Правительству Пермского края в срок до 01.11.2010 разработать и принять долгосрочную целевую программу «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



Председатель
Законодательного Собрания
     Н.А.Девяткин


Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермского края
от 19 августа 2010 года N 2239
(в редакции постановления Законодательного Собрания Пермского края
от 24 мая 2013 года N 816)



КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы»


Введение


Концепция долгосрочной целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы» (далее - Концепция) определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, воспитание в семье и индивидуальное развитие, а также обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

Концепция разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи охраны прав семьи и детства (приложение 1).

Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы» (далее - Программа), направленной на решение задач защиты и охраны прав семьи и детей посредством обеспечения взаимодействия всех уровней власти, межсекторного сотрудничества, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.



I. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом


Предлагаемая к разработке и реализации Программа является продолжением краевой целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы» и основывается на опыте ее выполнения.

По предварительным оценкам реализации краевой целевой программы, к 2009 году удалось добиться снижения показателей материнской, перинатальной и младенческой смертности по сравнению с показателями 2007 года (на момент разработки Программы).

Так, показатель младенческой смертности населения снижен по сравнению с 2007 годом на 24,8% и составил 8,5‰ (2007 год - 11,3‰) при ожидаемом снижении на 0,3%, впервые приблизившись к уровню Российской Федерации - 8,5‰.

Показатель перинатальной смертности в 2009 году уменьшился на 18,3% по сравнению с 2007 годом.

Сократилось количество детей-инвалидов (на 485 чел.), - их доля в общей численности детского населения составила в 2009 году 1,6% против 1,7% в 2007 году.

Количество семей, находящихся в социально опасном положении, сократилось на 15,6% к 2007 году и составило 7499 чел. (2007 - 8884 чел.).

Доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи (от вновь выявленных), составила в 2009 году 82,5% (2007 - 75%). Результаты Программы показывают, что мероприятия по ранней профилактике семейного неблагополучия гораздо менее затратны, чем меры, связанные с содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, интернатных учреждениях, их дальнейшим жизнеустройством.

Доля несовершеннолетних, устроенных на работу и обученных, к общему числу неработающих и необучающихся детей увеличилась в 3,9 раза.

Доля несовершеннолетних, ранее совершивших преступления, сократилась на 25,8% к 2007 году (2007 - 795 чел., 2009 - 590 чел.). Значительно сократилось количество преступлений, совершаемых подростками, а также количество участников преступлений, удельный вес в общем числе преступлений в крае.

Доля выявленных одаренных детей от общего количества школьников соответствует ожидаемому показателю и составила 5%. Пермский край вошел в число лидеров среди регионов Российской Федерации по количеству детей, ставших победителями и призерами российского, международного уровней, от общего количества детей.

Вместе с тем в сфере обеспечения жизнедеятельности семей и детей осталось достаточно проблем, а также выявились новые, требующие решения на региональном уровне:

темпы снижения материнской смертности меньше ожидаемых значений на 25,5%;

показатель младенческой смертности в сельской местности в 1,5 раза превысил показатель по городским территориям;

показатель общей заболеваемости детского населения от 0 до 17 лет в крае увеличился по 13 классам болезней, рост общей заболеваемости детей зарегистрирован на 55,3% территорий края;

отмечен рост заболеваемости новорожденных, в причинах которой лидировала группа заболеваний перинатального периода;

показатель первичной инвалидности детей до 18 лет к численности детского населения увеличился;

обострилась проблема, связанная со случаями жестокого обращения с детьми в семьях, в том числе и в замещающих, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

отмечаются случаи возвратов детей из различных форм семейного устройства;

в связи с развитием семейного устройства и значительным сокращением контингента воспитанников детских домов выросла концентрация в интернатных учреждениях детей со значительными проблемами в поведении, с плохим состоянием здоровья (особенно подростков), требующая освоения новых технологий работы с ними.

На данном этапе необходимо учитывать еще два важных фактора современного демографического развития:

1. В обществе произошел переход от традиционной модели семьи к современной нуклеарной семье, в которой присутствуют: мать (не всегда), отец (не всегда), ребенок (уже не всегда), второй ребенок (редко), третий ребенок (почти никогда). Социологические исследования подтверждают, что если рождение первого ребенка не обязательно связано с экономическими факторами, присутствующими в жизни матери и отца, то рождение второго, третьего и последующих детей все больше определяется именно качеством жизни семьи, его благосостоянием и дружественной окружающей средой во всех ее проявлениях.

2. Уменьшается количество женщин фертильного возраста, что является одним из факторов риска снижения рождаемости в Пермском крае. Особо актуальным при этом становится состояние здоровья как женского, так и мужского населения: в соотношении причин бесплодия мужское стоит на первом месте.

Необходимо отметить, что все перечисленные проблемы носят всеобщий характер, глубоко укоренены в современном образе жизни и, как отмечают ведущие демографы России, слабо поддаются воздействию только со стороны государства.

В связи с этим необходимо переориентировать работу на формирование у населения мотивов сохранения репродуктивного здоровья, ответственного родительства, сохранения родной семьи ребенка на разных этапах ее кризиса, создания среды, благоприятной для развития семьи и семейных отношений. Необходимо сконцентрироваться на разработке и запуске в общество саморазвивающихся и самоподдерживающихся механизмов решения актуальных проблем семьи и детства во всех сферах жизнедеятельности.

Целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения семей и детей в рамках Программы определяется следующими факторами:

во-первых, решение вышеперечисленных проблем входит в число приоритетных направлений социально-экономического развития Пермского края в сфере развития человеческого потенциала, а также реализации Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года (в период с 2007 по 2009 годы, было привлечено 33645,9 тыс.руб. из федерального бюджета, а также 25171,6 тыс.руб. из внебюджетных источников);

во-вторых, рассматриваемые проблемы не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов в течение 5 лет, так как носят комплексный многоуровневый и межведомственный характер.

Решение поставленных в данном разделе проблем программно-целевым методом окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее социально-экономическое развитие Пермского края.



II. Основная цель и задачи Программы


Основной целью Программы является создание условий для развития и благополучия детей и семей с детьми в Пермском крае.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

создание условий для сохранения и развития репродуктивного здоровья населения Пермского края: обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей;

развитие механизмов, обеспечивающих защиту благополучия детей в семье: профилактика раннего семейного неблагополучия, формирование ответственного родительства, предупреждение социального сиротства (установка на сохранение родной семьи ребенка);

создание условий для наилучшего проявления и развития способностей ребенка с учетом его индивидуальности;

формирование среды, благоприятной для развития семьи и семейных отношений.



III. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения


К числу основных механизмов реализации Программы относятся:

разработка и совершенствование нормативной правовой базы, прежде всего формирование частно-государственного партнерства;

проведение эффективной PR-политики, обеспечивающей формирование привлекательного имиджа семьи с детьми и вовлечение бизнеса и общественных организаций в решение актуальных проблем семьи и детства;

обеспечение преференций и создание информационного портала для всех желающих принять участие в решении проблем семьи и детства (граждане, институты гражданского общества, бизнес-структуры, организации и учреждения бюджетной сферы и т.д.);

организация гражданского контроля и социальной экспертизы решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, СМИ, связанных с проблемами семьи и детства;

организация конкурсов и предоставление грантов на проекты.

Структура программных мероприятий состоит из четырех блоков, обеспечивающих реализацию основных базовых прав ребенка:

1. Право ребенка на жизнь и здоровье

Направления деятельности:

укрепление материально-технической базы межрайонных центров по оказанию специализированной медицинской помощи женщинам и детям в период беременности женщины, новорожденности и первого года жизни ребенка;

создание условий для построения эффективной системы профилактики нарушений физического, репродуктивного, психологического и социального здоровья и развития детей, создание дружественной среды, благоприятной для проживания в Пермском крае.

2. Право ребенка воспитываться в семье

Направления деятельности:

укрепление социальной значимости семьи с детьми как основного института общества, обеспечение приоритетности воспитания ребенка в семье, профилактика отказов, сохранение ребенка в родной семье;

формирование благоприятной среды для развития многодетной семьи и семейных отношений;

совершенствование и повышение эффективности системы профилактики раннего семейного неблагополучия, предупреждения социального сиротства, ресоциализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, жестокого обращения с детьми;

создание системы государственного общественного контроля за судьбой детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.

3. Право ребенка на наилучшее обеспечение его интересов, развитие и сохранение индивидуальности

Направления деятельности:

обеспечение развития системы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество;

создание условий для системного выявления, развития и поддержки одаренных детей края, обеспечение их личностной, творческой, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

4. Право на среду, благоприятную для сохранения и развития семьи

Направления деятельности:

поддержка общественных инициатив различными формами информационного взаимодействия, оказание психологической помощи и сопровождения семьи в целях предупреждения семейного неблагополучия (информационные службы поддержки, кризисные центры поддержки);

создание условий, способствующих процессам формирования полноценной семьи, ее сохранения и развития на основе проектирования системы поддержки социального института семьи на всех этапах его развития(1).

_________________________________________________________________

(1) Данная модель позволяет, во-первых, обеспечить наиболее благоприятные условия для развития семьи, развитие инфраструктуры, приспособленной для организации совместного досуга, во-вторых, такой подход будет способствовать формированию в общественном сознании установок на создание и сохранение полноценной социально ответственной семьи.

_________________________________________________________________

Это возможно при институциализации включения активного населения. Необходимо обеспечить создание условий для формирования социальной причастности населения Пермского края к процессам реализации Программы: создание удобных для населения информационных порталов, включающих возможности адресной и общей помощи семьям и детям, детям, оставшимся без попечения родителей, семьям с детьми-инвалидами, детям-инвалидам, семьям, нуждающимся в различных формах поддержки; обеспечение анонимности или публичности (по желанию участника благотворительности) информации о помощи, оказанной организацией, физическим лицом; подготовка нормативных оснований для предложения комплекса преференций лицам и организациям, участвующим в благотворительности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»