Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села в Пермском крае до 2013 года" (с изменениями на 22 октября 2012 года)



II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения Программно-целевым методом   

2.1. В сельских населенных пунктах проживает около 25 % жителей - 680,1 тыс. человек. Плотность населения Пермского края составляет 17,0 чел./км(2), самая низкая в Приволжском федеральном округе, что объясняется крайне слабым развитием его северной части - Коми-Пермяцкого округа, северных и горных районов.

Территория Пермского края характеризуется относительно высокой долей мелких населенных пунктов в сельской местности (более 70 % населенных пунктов имеют среднюю численность поселений менее 100 человек) и, следовательно, высокими затратами на поддержание дорогостоящей инфраструктуры, комплекса дорог, инженерных систем объектов обслуживания.

За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

Сложившаяся в сельской местности ситуация препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.

Число частных домашних хозяйств в сельских населенных пунктах Пермского края на 1 января 2008 г. составляет 239,6 тысячи. Средний размер частного домохозяйства в сельской местности - 2,8 человека. Из числа сельского населения 350 тысяч человек находятся в трудоспособном возрасте, из них 33 тысячи - безработные. Уровень и качество жизни напрямую зависят от состояния и обеспеченности сельского населения жильем, инженерной инфраструктурой, социальными объектами.

2.2. Жилищный фонд в сельской местности Пермского края составляет 13385,4 тыс. м(2), или 23,8 % всего жилищного фонда Пермского края. Показатель обеспеченности сельских жителей (19,4 м(2) на 1 жителя) жильем несколько ниже показателя обеспеченности жильем жителей городов (20,7 м(2)), однако темпы ввода жилых домов в сельской местности значительно опережают темпы жилищного строительства в городах и поселках городского типа. Всего для сельских жителей в 2007 году введено на 40,0 % больше площади жилья к уровню предыдущего года (219,4 тыс. м(2)). В 2008 году введено 230,1 тыс. м(2).

2.3. Важнейшей качественной характеристикой жилья является наличие коммуникаций. Всеми видами благоустройства в сельской местности оборудовано 12,8 % от всей площади жилищного фонда, что в 6 раз ниже, чем в городской. Централизованным водопроводом оборудовано 32,6 %, канализацией - 17,0 %, отоплением - 19,8 % и горячим водоснабжением - 10,3 %, ваннами - 13,2 %, газом - 61,4%, электроплитами - 1,5 % общей площади жилья в сельской местности.

Уровень газификации сельских населенных пунктов Пермского края не отвечает современным требованиям к уровню и качеству жизни населения. В 2008 году в сельской местности уровень газификации природным газом составляет 22,2 %, что ниже уровня газификации в городах и поселках городского типа в 5 раз. По общему уровню газификации в Приволжском федеральном округе Пермский край находится на 11-м месте из 14 субъектов Российской Федерации.

Из 48 муниципальных районов и городских округов Пермского края только 13 имеют уровень газификации природным газом выше 50 %. Не газифицированы природным газом 9 из 48 муниципальных районов Пермского края.

К основным проблемам, препятствующим эффективному развитию газификации сельских территорий, относятся высокая стоимость первоначальных капитальных затрат при строительстве объектов газоснабжения; низкая внутренняя норма доходности проектов газификации вследствие незначительных объемов потребления природного газа и большой удаленности негазифицированных потребителей от существующих систем газораспределения; низкая плотность населения края и большая удаленность населенных пунктов друг от друга.

Состояние и уровень газификации Пермского края оказывают существенное влияние на социальное и экономическое развитие, качественный уровень жизни населения, состояние экономики Пермского края, являясь одними из наиболее значимых факторов повышения эффективности энергоснабжения. В природно-климатических условиях края расходы на отопление и горячее водоснабжение объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства составляют значительную долю бюджетных расходов.

В 2008 году уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой составил 58,6 %.

2.4. Для создания качественных и комфортных условий жизни на селе необходимо обеспечить доступность для сельского населения качественных образовательных, бытовых услуг.

В Пермском крае 61 % (568 ед.) общеобразовательных школ расположены в сельской местности, средняя наполняемость классов - 13,89 человека.

Значительная территориальная разбросанность населенных пунктов, их удаленность друг от друга и относительная малонаселенность, меньшая доступность для населения качественных услуг по месту жительства в связи с ограниченностью инфраструктуры и недостаточным количеством преподавательских кадров усложняют организационное, финансовое и техническое обеспечение развития образования. Недостаточное финансирование расходов инвестиционного характера послужило причиной обветшания основных фондов образовательных учреждений и, как следствие, привело к критическому их состоянию, потенциально опасному для пребывания детей.

2.5. Возможности для оптимизации затрат на обеспечение качественной инфраструктурой сельских территорий Пермского края существенно ограничены значительной площадью его территории и дифференциацией плотности населения.

Низкий уровень оснащенности всеми централизованными видами благоустройства (централизованными водопроводом - 32,6 %, канализацией - 17,0 %, отоплением - 19,8 % и горячим водоснабжением - 10,3 %, ваннами - 13,2 %, газом - 61,4 % общей площади жилья), недостаточность и сильная изношенность объектов социальной инфраструктуры в сельской местности - характерные черты сельских территорий Пермского края. Особенно остро стоят проблемы газификации, водоснабжения, обеспеченности населения Пермского края качественным образованием.

Необходимость разработки Программы обусловлена новым подходом к развитию сельскохозяйственной отрасли Пермского края - ориентир на результат и развитие точек роста, предусматривающие развитие инфраструктуры территорий с эффективно функционирующими сельскохозяйственными предприятиями.

Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий по развитию сельских территорий Пермского края.