II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
2.1. Сложившуюся в Пермском крае криминогенную обстановку порождает целый ряд противоречивых причин и тенденций, большинство из которых имеют социально-экономические, нравственные, правовые и организационные корни.
2.2. В Пермском крае происходит общий рост числа преступлений, превышающий аналогичный показатель в целом по Российской Федерации. С 2001 по 2006 год количество зарегистрированных преступлений в Пермском крае выросло на 54,0%.
2.3. В 2008 году городскими и районными управлениями органов внутренних дел Пермского края (далее - ГРУОВД) зарегистрировано 442 501 сообщение о преступлениях и происшествиях (снижение на 0,2% по сравнению с 2007 годом), зарегистрированы 97 646 преступлений (снижение на 16,7%). Уровень преступности в расчете на 10 тысяч населения снизился с 430,6 в 2007 году до 359,2 в 2008 году. В результате преступных деяний погибли 1 279 человек, что на 153 человека меньше, чем в 2007 году.
2.4. Основную массу регистрируемой преступности составляют преступления против собственности, таких преступлений в 2008 году - 68,6% (67 014 преступлений, снижение на 19,8% по сравнению с 2007 годом). Из них 46,3% - кражи (45 292 преступления, снижение на 19,8% по сравнению с 2007 годом), 4 911 фактов мошенничества (снижение на 25,9% по сравнению с 2007 годом, 1 163 присвоения (снижение на 17,5% по сравнению с 2007 годом). В настоящее время наблюдается положительная тенденция снижения числа краж из квартир (5 695, снижение на 18,9% по сравнению с 2007 годом). На 14,9% меньше совершено грабежей (11 810 преступлений), на 29,7% - разбойных нападений (1 357 преступлений).
2.5. Количество выявленных преступлений по линии незаконного оборота наркотиков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 9,5% и составило 3 572 (снижение на 16,5% по сравнению с 2007 годом).
2.6. Основной контингент граждан, совершающих преступления, составляют лица, не имеющие постоянного источника дохода либо работы. Наиболее многочисленная категория преступников - лица в возрасте от 30 до 49 лет и в возрасте от 18 до 24 лет. Среди преступников, совершающих имущественные преступления, выраженными являются три взаимосвязанные категории: несовершеннолетние правонарушители и молодые люди до 24 лет, наркопотребители и ранее судимые.
2.7. В 2008 году отмечается снижение количества лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения, - 6 787 человек (в 2007 году - 7 851 человек). Снизилось количество ранее судимых лиц, совершивших преступления, - 1 0369 человек (в 2007 году - 11 123 человека).
2.8. Удельный вес подростковой преступности в Пермском крае в 2008 году составил 7,7% (в 2007 году - 9,4%). В 2008 году в Пермском крае несовершеннолетними и с их участием совершены 3 486 преступлений (в 2007 году - 4 796 преступлений, снижение на 27,3%). Сократилось количество совершенных несовершеннолетними убийств, изнасилований, грабежей, разбоев, вымогательств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (далее - УПТВЗ), неправомерных завладений транспортными средствами, краж, угроз убийством. Вместе с тем возросло количество совершенных несовершеннолетними хулиганств, умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
2.9. Структура основных видов преступлений в Пермском крае в 2007 и 2008 годах представлена на рисунке:
2.10. Преступления, совершаемые на улицах и в других общественных местах, наиболее негативно формируют общественное мнение об уровне защищенности от преступных посягательств.
2.11. Результаты проведенного Министерством общественной безопасности Пермского края исследования по теме «Проведение социологических исследований в разрезе приоритета борьбы с преступностью, формирование механизмов влияния на состояние преступности на территории Пермского края» показывают озабоченность проблемой преступности большинства жителей Пермского края. По мнению жителей Пермского края, наиболее часто совершаемыми в районе их проживания преступлениями являются хулиганство (70,2%), бытовые и пьяные драки (66,1%), кражи личного имущества (60,3%), изготовление поддельных продуктов (48,7%), уличный грабеж, разбой (47,6%), наркоторговля (40,3%), карманные кражи (37,8%).
2.12. Среди главных причин распространения преступности гражданами называются безработица, материальное неблагополучие и низкий уровень жизни, падение общественной морали, распространение наркомании.
2.13. По мнению респондентов, человек может стать преступником из-за злоупотребления алкоголем и наркотиками (61,8%); плохого воспитания в семье или его отсутствия (57,6%); влияния «улицы», компании (51,8%); нищеты, бедности в семье (40,6%); резкого ухудшения жизни: например, потеря работы, семьи, смерть близкого и т.п. (35,9%); воздействия средств массовой информации, пропаганды насилия (24,4%); эмоциональной неустойчивости (14,4%); недочетов в воспитании педагогами в школе, детских садах (9,4%); генетической предрасположенности к преступлениям (8,1%).
2.14. Социально одобряемыми ограничениями для снижения уровня преступности в Пермском крае называются респондентами запрет продажи алкоголя в ночное время (59,0%), установка средств слежения в общественных местах (55,3%), продажа бывших в употреблении вещей только через специальные организации (48,9%), ужесточение наказаний за преступления (42,2%), принудительная высылка из Пермского края всех преступников-рецидивистов (25,8%).
2.15. Сложившаяся криминогенная обстановка в стране способствует появлению понимания того, что без помощи населения, без участия граждан в охране правопорядка не добиться коренного перелома в вопросах предупреждения правонарушений.
2.16. В настоящее время практически во всех муниципальных образованиях Пермского края созданы дружины охраны общественного порядка, помощь органам правопорядка оказывают казачьи формирования. Одной из форм профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является создание молодежных отрядов правоохранительной направленности.
2.17. Если оценивать возможность реальной помощи со стороны гражданского общества, около трети жителей Пермского края положительно относятся к работе в правоохранительных органах и к активной помощи им. Под активной помощью они понимают согласие участвовать в работе дружин охраны общественного порядка, исполнять роль присяжного заседателя, проводить профилактические беседы с неблагополучными семьями. Еще около трети населения Пермского края склонны оказывать менее активную помощь: сообщать о фактах преступных действий в милицию, участвовать в следственных действиях в качестве понятого.
2.18. Вследствие проведения оперативно-профилактических и оперативно-поисковых мероприятий, использования технических средств видеоконтроля, увеличения плотности нарядов ППСМ, привлечения к охране общественного порядка народных дружин, казачьих обществ, частных охранных предприятий, введения надбавок участковым уполномоченным милиции и сотрудникам ППСМ, ежемесячных социальных выплат для сотрудников уголовного розыска и следствия, осуществления иных мер в Пермском крае удалось стабилизировать криминогенную обстановку, снизить вал преступлений, рост которых наблюдался на улицах и в других общественных местах.
2.19. В результате реализации Закона Пермской области от 30 ноября 2005 года N 2680-596 «Об областной целевой программе «Обеспечение личной и общественной безопасности на территории Пермской области на 2005-2008 годы» достигнуты положительные результаты в борьбе с преступностью на территории Пермского края. Снижению уровня преступности в Пермском крае способствовали также мероприятия иных областных и краевых целевых программ и проектов, реализуемых исполнительными органами государственной власти Пермского края.
2.20. Однако, несмотря на принимаемые меры, остаются нерешенными многие проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка в жилом секторе, безопасностью граждан на улицах и в других общественных местах.
2.21. Ощутимо воздействовать на складывающуюся в Пермском крае криминогенную обстановку возможно лишь программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели. Межведомственный характер проблем требует комплексного, с применением программных методов, решения поставленных задач.
2.22. В условиях отсутствия программно-целевого подхода к решению проблемы к 2012 году можно ожидать значительное ухудшение криминогенной обстановки.