Недействующий

Об областной целевой программе "Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы" (с изменениями на 19 декабря 2006 года) (утратил силу с 31 марта 2007 года)


III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ


Программа разработана в развитие областных целевых программ «Дети Прикамья», «Семья и дети Прикамья», которые последовательно реализуются с 1992 г. по настоящее время.

Эти целевые программы позволили создать эффективный межведомственный государственный и общественный механизм системного влияния на социальные проблемы семьи и детей Прикамья.

О результативности программ свидетельствуют следующие показатели:

снижен показатель материнской смертности до 9,9 на 100 тыс. живорожденных (2002 г. - 23,7, 2003 г. - 36,7; показатель по Российской Федерации за 2004 год - 23,5);

снижен показатель перинатальной смертности до 10,2‰ (2002 г. - 11,9‰, 2003 г. - 10,5‰; показатель по Российской Федерации за 2003 г. - 11,27 ‰);

снижен показатель младенческой смертности до 11,5 ‰ (2002 г. - 13,9‰, 2003 г. - 13,9‰, показатель по Российской Федерации за 2004 г. - 11,6 ‰);

уменьшилось количество детей-инвалидов, численность которых в 2004 г. составила 10539 чел. (2002 г. - 12421, 2003 г. - 11608);

увеличен показатель семейного устройства детей (2004 г. - 12301 чел.,  2003 г. - 11169 чел.);

создана комплексная система учреждений социальной поддержки семей и детей;

уменьшилось на 5,8% количество безнадзорных детей, уменьшилось на 24,8% количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;

увеличилось количество детей - участников Всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, расширилась география их участия, что позитивно влияет на формирование положительного имиджа Пермской области.

Вместе с тем, наряду с позитивными изменениями в Пермской области продолжают нарастать следующие негативные тенденции:

снижение доли здоровых детей, особенно в экологически неблагоприятных территориях, рост хронизации, патологии и инвалидизации детского населения (показатель общей заболеваемости детей в 2004 г. увеличился и составил 2250,7 на 1000 детей; 2003 г. - 2149,1; 2002 г. - 2134,8; 2001 г. - 2082,0);

ухудшение репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста (заболеваемость женского населения в 2002 г. - 13,2%; 2003 г. - 14,7%; 2004 г. - 16,1%);

увеличение численности вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2002 г. - 3700; 2003 г. - 3850; 2004 г. - 3899);

увеличение процента «социальных сирот» в структуре выявленных детей-сирот (2001 г. - 76%; 2002 г. - 81%; 2003 г. - 83%; 2004 г. - 81%);

сохранение высокого уровня подростковой преступности и бродяжничества (рост преступности по итогам 2004 г. - 27,3%; ежегодный прирост числа детей, находящихся в розыске - 5% в год);

высокий уровень суициадальной активности детского населения (2003 г. - 48 и 115, 2004 г.- 53 завершенных и 213 суицидальных попыток  соответственно);

сохранение высокого процента не занятых несовершеннолетних (не учащихся, не работающих).

Главными недостатками действующей системы управления этими процессами являются:

отсутствие системы целенаправленных государственно-общественных действий по ранней профилактике неблагополучия и кризиса семьи, что ведет к нарушениям физического, психического, социального здоровья и развития детей;

незавершенность работы по созданию эффективной системы вторичной профилактики негативных явлений в детской среде в части обеспечения права детей на семью посредством устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи и на усыновление, а также переноса «центра тяжести» с работы с детьми на эффективные межведомственные технологии по сохранению родной семьи ребенка на разных этапах кризиса;

отсутствие эффективных межведомственных технологий по адаптации выпускников интернатных и исправительно-трудовых учреждений, которые являются основной «группой риска», воспроизводящей неблагоприятные тенденции в детской среде.

Эти недостатки, помимо негативных социальных показателей, приводят к ежегодной потере экономикой региона сотен миллионов рублей.(1)

_________________________

(1) Расчет произведен Пермской гражданской палатой / см. Реформирование системы профилактики социального сиротства в Пермской области / сб. мат. по итогам реализации социального проекта. Пермь, 2004. С. 4.

Потери возникают в связи с тем, что на мероприятия по ранней профилактике нарушений физического, социального здоровья и развития детей расходуется только 2% от всех бюджетных средств, направляемых на поддержку семьи и детей в области. Вместе с тем, на меры, связанные с содержанием детей-сирот в интернатных учреждениях, лечением и реабилитацией детей-инвалидов, жизнеустройством выпускников интернатных учреждений и другие, приходится 76%.(2)

_________________________