Таблица 1 - Объем финансирования капитального ремонта в Пермской области в 2004-2005 гг.
2004 г. | 2005 г. | |
Жилищный фонд на начало года, тыс. кв. м | 52827,8 | 53436,8 |
Норматив затрат, руб. на 1 кв. м в год | 30 | 32,4 |
Объем расходов по нормативу, тыс. руб. | 1584834 | 1731352 |
Фактические затраты, тыс. руб. | 444907,9 | 436621,4 |
Фактические затраты в % от норматива | 28,1 | 25,2 |
Приведенные в таблице 1 данные за 2004-2005 гг. показывают, что фактические затраты на капитальный ремонт жилищного фонда в Пермском крае в этот период составляли немногим более 25% расчетной потребности. В результате низкого уровня финансирования капитального ремонта в последние годы в Пермском крае усилилась тенденция накопления недоремонта жилищного фонда, расчетный объем такого недоремонта только за последние 5 лет составил около 9 тыс.кв.м.
В соответствии с законодательством собственники помещений в многоквартирных домах, помимо прав и обязанностей в отношении помещений в таких домах, несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего
имущества, в том числе по осуществлению текущего и капитального ремонта. В связи с ежегодной финансовой необеспеченностью работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов вопрос о приведении жилищного фонда края в нормативное состояние стоит очень остро, поскольку накопленный недоремонт препятствует переводу жилищного хозяйства в сферу рыночных отношений, являясь основным тормозом дальнейшей приватизации жилищного фонда и развития инициативы собственников жилья в решении вопросов управления и содержания общего имущества многоквартирных домов.
В связи с тем, что до недавнего времени государство, являясь основным собственником жилищного фонда, не обеспечило надлежащей системы его эксплуатации и восстановления, а также с учетом высокой степени износа домов и высокой стоимости капитального ремонта гражданам - собственникам помещений в многоквартирных домах необходимо создать условия для эффективного управления жилищным фондом путем оказания государственной поддержки в приведении жилищного фонда в надлежащее состояние.
Возможность создания условий для управления многоквартирными домами предусмотрена нормами жилищного законодательства. В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Практическую реализацию мер государственной поддержки собственников жилых помещений по приведению в нормативное состояние многоквартирных домов в Пермском крае предлагается осуществить в рамках краевой целевой программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальных образованиях Пермского края на 2008-2011 годы».
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы приведения в нормативное техническое состояние жилищного фонда в многоквартирных домах с учетом возможностей бюджетного финансирования различных уровней и привлечения внебюджетных ресурсов, а также создание условий для развития инициативы собственников в вопросах управления и содержания общего имущества многоквартирных домов.
Необходимость комплексного решения обозначенной проблемы обусловлена:
сложностью и масштабностью решаемых задач в связи с высоким уровнем износа жилищного фонда;
значительными объемами средств, необходимыми для приведения жилищного фонда в нормативное техническое состояние;
необходимостью разработки и последовательной реализации комплекса мероприятий по повышению эффективности управления жилищным фондом, увязанных по целям, ресурсам, срокам и исполнителям;
возможностью консолидации бюджетных ресурсов и средств населения на решение проблем в сфере управления жилищным фондом в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».