2.3. Обоснование решения проблемы в приоритетном порядке
с использованием проектного метода
Реализуемая в проекте инновационная образовательная программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам подпрограмм и мероприятий, в которых задействованы различные организации, бизнес-структуры, научно-исследовательские и академические институты Российской академии наук, расположенные на территории Пермского края. По сути, это - интегральный проект построения интенсивной региональной экономики, основанной на знаниях. Взаимодействие интеллектуальных, организационных, информационных, материальных и финансовых ресурсов участников проекта даст синергетический эффект в развитии края.
Корпоративное взаимодействие субъектов экономики и, прежде всего, участие в софинансировании являются важнейшим современным инструментом развития и снижения рисков по выполнению целей проекта. В настоящее время большинство федеральных, отраслевых и региональных программ развития образования строится на корпоративных принципах. Совокупный валовый продукт участников программы составляет большую часть регионального валового продукта Пермского края. Это определяет масштаб влияния проекта на край. Соответственно, даже опосредованное влияние проекта на край будет системным.
По направлениям реализации проекта ожидаются следующие системные влияния:
1. Нормативно-правовая и научно-методическая база образовательного процесса, включая проекты новых образовательных стандартов, будет развиваться под воздействием клиентоориентирующего воздействия со стороны заказчиков выпускников - организаций.
2. Качество образования будет повышаться за счет приближения образования к материальному производству вследствие увеличения количества различных форм интеграции обучения с практической деятельностью организаций, увеличения мультимедийных образовательных материалов, основанных на реальных производственных данных, оперативного информационного влияния текущих производственных и кадровых потребностей организаций, которое будет осуществляться в соответствии с уже подписанными и планируемыми договорами о стратегическом партнерстве в образовательной сфере. В будущем предлагаемый образовательный проект может стать основой для региональной системы непрерывного образования.
3. Мониторинг и оценка качества инновационного образования будут осуществляться прямыми контактами кадровых служб участников проекта и ПГТУ, подсчетом рейтинга новых специальностей и специализаций (по количеству выпускников, работающих в организациях-участниках проекта по полученной специальности или специализации) и использованием количественных рейтинговых показателей при планировании новых направлений и специальностей. В свою очередь, открытие новых направлений и специальностей подготовки и переподготовки специалистов вызовет структурные изменения на рынке труда в сторону увеличения потребности в высокообразованных работниках, что окажет стабилизирующее влияние на состояние общества в целом. Увеличится спрос на выпускников послевузовского образования.
4. Инновационная и научно-исследовательская инфраструктура ПГТУ получит развитие не только за счет увеличения основных фондов ПГТУ, но и за счет сетевого использования инфраструктурных ресурсов всех участников. К ним относятся корпоративные ресурсы создаваемых центров коллективного пользования научным и технологическим оборудованием, центров технической компетенции, трансфера технологий, консалтинговых ресурсов бизнес-сообщества и т.д.
5. Важное влияние на инновационное развитие ПГТУ и края окажет стратегическое партнерство ПГТУ, исполнительных органов государственной власти и государственных органов Пермского края. Получит развитие действующий договор о стратегическом партнерстве ПГТУ с Правительством Пермского края по разработке и реализации инновационного развития экономики.
6. Будут предложены новые управленческие схемы и механизмы управления инновационным развитием края, прежде всего в высокотехнологической сфере, апробируемые в организациях-участниках проекта. Масштаб и системность проекта даст дополнительный импульс интеграции образования, науки, бизнеса и промышленности через сетевое взаимодействие всех участников программы при реализации проекта.
Созданная модель инновационной деятельности ПГТУ в качестве инновационного центра может быть использована другими университетами и регионами.