Экономический рост государств в XXI веке будет обеспечиваться ведущей ролью научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных составляющих производства во всех сферах экономики и, главным образом, в промышленности. На долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, в развитых странах приходится от 70% до 85% прироста валового внутреннего продукта. Сегодня, когда мир вступил в эпоху «интеллектуальной экономики», главным источником благосостояния становятся не природные ресурсы, а творческие достижения людей. При этом результаты интеллектуальной деятельности становятся эффективно реализуемыми новшествами - инновациями в форме охраняемой законом интеллектуальной собственности.
Емкость мирового рынка лицензий на использование интеллектуальной собственности оценивается не менее чем в 150 млрд. долларов в год. Темпы роста этого рынка в 3-4 раза превышает темпы роста традиционных рынков товаров и услуг, что объясняет роль интеллектуальной собственности для экономического развития любого государства. В развитых странах 90% роста внутреннего валового продукта определяется инновационными процессами. За 20 лет объемы продаж наукоёмкого сектора в развитых странах росли в 1,7 раза быстрее, чем обрабатывающая промышленность.
Современная экономика всех развитых стран основана на знаниях, научных достижениях, передовых технологиях. Традиционные источники экономического роста - новые сырьевые ресурсы, неосвоенные территории, дешевая рабочая сила - практически исчерпаны. В условиях глобальной экономики капитал мобилен, технологии распространяются быстро, товары производятся в странах с низкими издержками и поставляются на рынки развитых стран. В этих условиях основным источником конкурентных преимуществ и развития являются инновации во всех сферах. В последние годы правительства развитых стран приняли специальные программы по созданию инфраструктуры инновационной деятельности, объединению усилий государства и бизнеса в этом направлении. Первоочередной целью ставится создание инновационной инфраструктуры.
Научно-техническая революция и стимулируемый ею непрерывный инновационный процесс резко повысили значение результатов творческой деятельности человека, ставших главным фактором экономического роста.
Особенно ценными становятся те достижения творческого труда, которые защищены действующим в этой сфере законодательством, обрели форму охраняемой правом интеллектуальной собственности.
Если вчера предприниматели стремились завладеть в первую очередь фабрикой, рудником или металлургическим заводом, то сегодня многие из них предпочитают обрести права на новую технологию или программный продукт, позволяющие автоматически управлять производством и выпускать продукцию более высокого качества и с новыми потребительскими свойствами.
Управление интеллектуальными активами в организациях становится в экономически развитых странах составляющей корпоративной стратегии.
Одной из важнейших характеристик сегодняшнего этапа трансформации всех сфер жизни российского общества является поиск моделей (структур, систем), позволяющих эффективно реализовывать финансово-экономические и научно-технические инструменты управления (воздействия, влияния) как со стороны федерального центра, так и в рамках самоуправляемых региональных структур и субъектов.
Имеется несколько уровней структур управления, которые должны видоизмениться или дополниться принципиально иными, новыми механизмами (структурами, инструментами): федеральная инфрастуктура власти и управления (на данном уровне эти процессы активизировались); региональная инфрастуктура власти и управления; инфрастуктура взаимоотношений между федеральным центром и региональными субъектами; взаимоотношения между региональной властью, инвесторами и промышленностью.
Последние два механизма представляют наибольшую сложность, так как в традиционные формы управленческих взаимоотношений между центром и регионом привнесены национально-культурные, политико-географические, исторические и прочие компоненты, а управление в рамках традиционного административно-правового контура в промышленном секторе стало затрудненным (в отдельных случаях уже фактически невозможным).
Необходимо учитывать, что общество значительно продвинулось от жестко централизованной модели управления и взаимодействия в сторону правового государства и создания активной инфраструктуры гражданского общества, функционирующей на основе собственных (естественных) законов, не управляемых непосредственно в рамках административной сферы.
Государство обладает огромными информационными и интеллектуальными ресурсами, которые не используются эффективно в силу того, что прежняя государственная инфрастуктура, которая распоряжалась ресурсами, оказалась неспособной вписаться в новые условия и потому по большей части влачит жалкое существование.
Одним из основополагающих применений факторов информационного управления субъектами промышленного сектора экономики является инновационная политика.
В настоящее время сложилась ситуация безальтернативности инновационного пути развития экономики России. Концепция такого развития закреплена в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (Письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-576). Одновременно поставлена задача создания национальной инновационной системы и государственной системы информационной поддержки инновационной деятельности. Становление такой системы в федеральном масштабе на сегодня представляется трудноосуществимым. Однако реальным является формирование территорий инновационного развития как компонентов будущей национальной инновационной системы в таких продвинутых регионах, как Приволжский федеральный округ в целом и Пермский край в частности.
Развитый инновационный потенциал Пермского края является, однако, лишь необходимым, но не достаточным условием формирования территории инновационного развития в регионе. В сегодняшних условиях развития региональной экономики необходимо сконцентрировать основное внимание на обеспечении эффективного протекания процессов коммерциализации технологий, что требует проведения целенаправленных и системных действий, в первую очередь направленных на развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер технологий.
В целом ряде регионов России центрами инфраструктуры инновационной деятельности могут и должны стать технические университеты, имеющие высокий научный потенциал. Серьезным препятствием для этого сегодня являются отсутствие отработанных организационных схем и рабочих технологий трансфера (коммерциализации) результатов исследований и разработок, дефицит соответствующих кадров и (или) недостаточный уровень их квалификации.
В Пермском крае необходимая организационная и инфраструктурная база для активизации инновационной деятельности сформирована на базе ПГТУ: создан Университетский инновационный научно-образовательный комплекс, функции и структура которого сформированы при выполнении программ и проектов Министерства образования и науки Российской Федерации и Правительства Пермского края. Инновационные преобразования региональной экономики немыслимы без подготовки соответствующих специалистов высшей квалификации.
В настоящее время ПГТУ является сообществом ведущих ученых-инноваторов, способных одновременно создавать кадры для инновационной деятельности региона на основе компетентностного подхода.
Новые образовательные программы ПГТУ будут строиться по принципу модульности и компетентностного подхода. В основе создаваемой инновационной системы формирования профессиональных компетенций выпускников ПГТУ находятся отраслевые квалификационные стандарты профессиональных компетенций, в разработке которых ПГТУ участвует и будет участвовать в тесном сотрудничестве с отраслевыми организациями работодателей и профсоюзов, а также с другими заинтересованными сторонами.
Создание сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок обеспечит расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособных на российском и мировом рынке. Развитие инжиниринговой и консалтинговой деятельности, сферы научно-технических и информационных услуг ПГТУ будет осуществляться путем расширения перечня конкурентоспособных научно-технических услуг, увеличения внебюджетного финансирования и создания условий для расширенного воспроизводства научно-технического сектора ПГТУ в целом.
Главным итогом развития сферы инжиниринговой и консалтинговой деятельности, научно-технических и информационных услуг ПГТУ будет являться позиционирование ПГТУ как инновационного центра, обеспечивающего расширенное взаимодействие сектора фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок с промышленным сектором Приволжского федерального округа, с учетом перспективы встраивания его в систему глобальной экономики.
Основными ожидаемыми результатами и целевыми индикаторами реализации стратегии поддержки ведущих научных школ и научных коллективов ПГТУ будут являться создание и развитие «технологических коридоров» по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, расширенное воспроизводство научных знаний и устойчивый рост бюджетных и внебюджетных средств, привлекаемых для развития научно-технического сектора ПГТУ.