О концепции краевой целевой программы
«Комплексная реабилитация участников боевых действий и контртеррористических
операций, а также членов их семей, проживающих на территории Пермского края,
на 2008-2010 годы»
Законодательное Собрание Пермского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять концепцию краевой целевой программы «Комплексная реабилитация участников боевых действий и контртеррористических операций, а также членов их семей, проживающих на территории Пермского края, на 2008-2010 годы» (прилагается).
2. Предложить Правительству Пермского края в соответствии с принятой концепцией:
в срок до 1 января 2008 года разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края краевую целевую программу «Комплексная реабилитация участников боевых действий и контртеррористических операций, а также членов их семей, проживающих на территории Пермского края, на 2008-2010 годы»;
предусмотреть (зарезервировать) в бюджете Пермского края на 2008 год финансовые расходы на реализацию краевой целевой программы «Комплексная реабилитация участников боевых действий и контртеррористических операций, а также членов их семей, проживающих на территории Пермского края, на 2008-2010 годы».
3. Контроль за исполнением постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Пермского края по социальной политике (В.М.Чупраков).
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания
Н.А.Девяткин
Текст документа сверен по:
рассылка
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермского края
от 16 октября 2007 года N 461
КОНЦЕПЦИЯ
краевой целевой программы «Комплексная реабилитация участников
боевых действий и контртеррористических операций, а также членов их семей,
проживающих на территории Пермского края, на 2008-2010 годы»
Концепция краевой целевой программы «Комплексная реабилитация участников боевых действий и контртеррористических операций, а также членов их семей, проживающих на территории Пермского края, на 2008-2010 годы» (далее - концепция), определяет основные цели и задачи по обеспечению социальной адаптации и интеграции в общество бывших военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, принимавших с 1946 года по настоящее время участие в боевых действиях и контртеррористических операциях, а также членов их семей, включая семьи погибших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
1.Описание проблемы, анализ причин сложившейся
проблемной ситуации, возможные сценарии развития
проблемной ситуации
По данным Пермской краевой общественной организации Российского союза ветеранов Афганистана, на территории Пермского края по состоянию на 1 января 2007 года проживает более 21200 человек, принимавших согласно Федеральному закону «О ветеранах», начиная с 1946 года и по настоящее время, участие в боевых действиях на территориях Алжира, Кореи, Вьетнама, Венгрии, Афганистана, Молдавии, Приднестровья, Нагорного Карабаха, Армении, Чеченской Республики и контртеррористических операциях на территории Северного Кавказа. Из них имеют инвалидность вследствие ранения, контузии, увечья или заболеваний, полученных в период прохождения воинской службы, 908 человек. В социальной поддержке нуждается более 450 семей погибших военнослужащих, а также более 600 семей военнослужащих, умерших после возвращения с мест боевых действий.
Актуальность проблемы интеграции и адаптации ветеранов боевых действий в общество определяется наличием значительного количества лиц, имеющих специфические социальные и психологические проблемы, влияющие на физическое и психическое состояние как отдельно взятого ветерана, так и других членов общества. Отличительной особенностью данной категории населения от остальных социально незащищенных категорий, нуждающихся в реабилитационных услугах, является наличие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое оказывает значительное неблагоприятное влияние на жизнедеятельность как ветеранов, инвалидов войн, так и членов их семей. Согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), среди лиц, участвовавших в боевых действиях, более 78% подвержено влиянию ПТСР. Кроме того, исходя из теории ПТСР, разработанной отечественными психиатрами А.Ганнушкиным и Е.Краснушкиным, такое расстройство оказывает негативное влияние и на социальное окружение лиц, переживших экстремальную ситуацию. Таким образом, можно констатировать, что под влиянием ПТСР на территории Пермского края находится как минимум около 65 тыс.человек. Это создает неблагоприятный социально-психологический фон в обществе, влияет на жизнедеятельность граждан нашего края.
В последние пять лет среди участников боевых действий, проживающих на территории Пермского края, отмечаются следующие неблагоприятные тенденции:
увеличение числа суицидов, особенно среди молодых участников боевых действий в Чеченской Республике: с 6 человек в 2002 году до 13 человек в 2006 году. Наиболее остро данная тенденция прослеживается у участников боевых действий, проживающих в сельской местности и не имеющих возможности обратиться за психологической и медицинской помощью к специалистам;
увеличение количества разводов в семьях участников боевых действий. В 2006 году перестала существовать каждая четвертая семья участников боевых действий в Чеченской Республике и каждая восьмая - ветеранов войны в Афганистане;
увеличение числа ветеранов, страдающих такими заболеваниями, как алкоголизм и наркомания. При этом средний возраст бывших участников боевых действий, активно употребляющих психоактивные вещества (ПАВ), составляет от 20 до 27 лет;
увеличение числа участников боевых действий, совершающих противоправные действия и антисоциальные поступки. На 1 января 2007 года в местах лишения свободы в исправительных учреждениях только Пермского края содержится около 130 лиц этой категории;
увеличение числа безработных ветеранов боевых действий. Особенно актуальной данная проблема является для бывших воинов, проживающих в сельской местности и отдаленных местностях Пермского края;
постоянное увеличение числа участников боевых действий, нуждающихся в реабилитационных услугах (восстановительные медицинские мероприятия, протезирование, санаторно-курортное лечение, профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация, социально-бытовая адаптация);
сокращение продолжительности жизни ветеранов боевых действий.
Основной не решенной до сих пор проблемой для ветеранов боевых действий и членов их семей является отсутствие в Пермском крае эффективной системы комплексной реабилитации этой категории лиц, способствующей успешной адаптации и интеграции их в социум. В первую очередь это связано с тем, что военные и правоохранительные ведомства утрачивают свой интерес к таким лицам сразу после их увольнения со службы, а в гражданском обществе их зачастую встречают словами: «Мы вас туда не посылали!». По этой причине и в Пермском крае, и в целом по России инфраструктура, учитывающая особенности комплексной реабилитации этой категории лиц, остается слабо развитой и содержится в основном за счет общественных организаций. Одновременно следует отметить отсутствие достаточной координирующей роли государственных органов власти в решении рассматриваемой проблемы.
2.Обоснование приоритетности, актуальности и стратегического характера проблемы
Масштабы вышеприведенных негативных социально-экономических тенденций выводят анализируемую проблему в число приоритетных и актуальных задач, от решения которых напрямую зависит успешное развитие Пермского края.
3.Обоснование необходимости и преимущества решения проблемы
программно-целевым методом
Решение проблемы комплексной реабилитации инвалидов, ветеранов и других участников боевых действий программно-целевым методом обусловливается острой необходимостью в координации разноплановых мероприятий медико-психологического, социально-правового, организационного характера. Целевая программа позволит заложить основы будущей системы комплексной реабилитации этой категории лиц, включая научное, технологическое, материально-техническое, кадровое, информационное и правовое обеспечение. Кроме того, позволит укрепить необходимые связи с общественными организациями ветеранов боевых действий.
4. Основная цель и задачи программы, целевые показатели
и ожидаемые результаты, характеризующие изменение
проблемной ситуации в результате реализации программы
Основной целью программы должно являться формирование и развитие в Пермском крае эффективной системы комплексной реабилитации участников современных боевых действий, направленной на полное или частичное восстановление утраченных ими физических, психологических и интеллектуальных способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности в целях их социальной адаптации, достижения ими материальной независимости и интеграции в общество.
Для достижения указанной основной цели в рамках программы необходимо решить следующие основные задачи:
сформировать краевую персонифицированную базу данных обо всех участниках боевых действий, проживающих на теhритории Пермского края, а также членах их семей, включая семьи погибших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, в разрезе силовых ведомств и перечней необходимых мер реабилитации в отношении конкретных лиц;
обеспечить развитие и материально-техническое дооснащение материально-технической базы реабилитационных учреждений и общественных ветеранских организаций с целью обеспечения всех направлений комплексной реабилитации данной категории лиц (восстановительные медицинские мероприятия, протезирование, санаторно-курортное лечение, профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация, социально-бытовая адаптация и др.);
обеспечить совершенствование имеющихся технологий реабилитации ветеранов боевых действий, а также разработку и внедрение новых с учетом специфики данной категории лиц;
обеспечить разработку и внедрение в практику социально-психологических технологий по выводу из трудной жизненной ситуации граждан и семей данной категории на основе оказания адресной помощи;
обеспечить равные возможности во всех территориях края в предоставлении услуг по комплексной реабилитации данной категории лиц;
обеспечить развитие партнерских взаимовыгодных отношений органов государственной власти с общественными объединениями ветеранов боевых действий с целью привлечения в сферу услуг по комплексной реабилитации данной категории лиц специалистов из негосударственного сектора;
обеспечить подготовку и переподготовку специалистов по всем направлениям комплексной реабилитации данной категории лиц;
обеспечить формирование единого информационного пространства об объектах и субъектах комплексной реабилитации, доступного для данной категории лиц и специалистов этой сферы;
оказать содействие в военно-патриотической и мемориальной деятельности общественным ветеранским организациям по подготовке нового поколения защитников Отечества;
создать на базе одного из наиболее развитых реабилитационных учреждений или на реабилитационной базе ветеранской организации краевой Центр реабилитации участников современных боевых действий, поскольку комплексная реабилитация является системой медицинских, психологических, социальных, профессиональных, педагогических и юридических мероприятий, которые комплексно можно осуществить только в условиях специализированного реабилитационного учреждения;
обеспечить необходимую координацию деятельности всех участников в сфере услуг по комплексной реабилитации данной категории лиц, которую целесообразно возложить на Министерство общественной безопасности Пермского края, учитывая специфику данной категории граждан.
Основные целевые показатели и ожидаемые результаты реализации программы:
сокращение численности лиц данной категории и членов семей умерших воинов, требующих социального патронажа, в первую очередь в отдаленных районах Пермского края, на 30%;
обеспечение социально-правовой реабилитации 2000 лиц данной категории;
обеспечение психологической реабилитации 3000 лиц данной категории;
обеспечение медицинской реабилитации 2000 лиц данной категории;
трудоустройство не менее 300 ветеранов или 50% от общего числа незанятых;
снижение доли лиц данной категории с суицидальной активностью, особенно в сельской местности, к 2011 году на 50%;
снижение доли лиц данной категории, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, к 2011 году на 30%;
повышение доли занятых лиц данной категории, особенно в отдаленных районах Пермского края, на 20%;
увеличение продолжительности жизни лиц данной категории, охваченных услугами комплексной реабилитации, на 10-12 лет;
осуществление курса медицинской и психологической реабилитации
200 членов семей погибших;
обеспечение подготовки и переподготовки 50 специалистов по направлениям комплексной реабилитации;
создание краевого Центра по реабилитации данной категории лиц.
По достижении указанных показателей в результате реализации программы можно будет утверждать о том, что в Пермском крае сформирована система комплексной реабилитации лиц данной категории.
5. Период действия и основные этапы реализации программы
Период действия программы - с 2008 по 2010 год. Целесообразность разбивки по этапам определяется при разработке программы.
6. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий строится на основе конкретных мероприятий, направленных на решение поставленных настоящей Концепцией задач по достижению основной цели программы, включая:
формирование краевой персонифицированной базы данных обо всех участниках боевых действий, проживающих на территории Пермского края;
развитие и материально-техническое дооснащение материально-технической базы реабилитационных учреждений и общественных ветеранских организаций;
совершенствование имеющихся технологий реабилитации ветеранов боевых действий, а также разработку и внедрение новых с учетом специфики данной категории лиц;
разработку и внедрение в практику социально-психологических технологий по выводу из трудной жизненной ситуации граждан и семей данной категории на основе оказания адресной помощи;
обеспечение равных возможностей во всех территориях края в предоставлении услуг по комплексной реабилитации данной категории лиц;
развитие партнерских взаимовыгодных отношений органов государственной власти с общественными объединениями ветеранов по подготовке и переподготовке специалистов по всем направлениям комплексной реабилитации данной категории лиц;
формирование единого информационного пространства об объектах и субъектах комплексной реабилитации, доступного для данной категории лиц и специалистов этой сферы;
содействие в военно-патриотической и мемориальной деятельности общественным ветеранским организациям;
создание краевого Центра реабилитации участников современных боевых действий;
координацию деятельности всех участников в сфере услуг по комплексной реабилитации данной категории лиц;
а также других мероприятий, направленных на достижение ожидаемых результатов, установленных настоящей концепцией.