Действующий

О концепции целевой программы «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)»


2.1. Значение туризма для современного регионального развития

Цель развития туризма в нормативных документах Российской Федерации формулируется как создание конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей России и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.

Задачи, которые способна решать туристская сфера, можно объединить в три блока:

Социальный блок, где выделяются два направления:

а) всестороннее развитие личности за счет удовлетворения рекреационных, познавательных, спортивных, коммуникативных, эстетических и других потребностей населения;

б) повышение качества жизни населения за счет модернизации сферы бытового и культурного обслуживания, благоустройства среды, повышения емкости рынка труда и т.д.

Экономический блок, где основной эффект развития туризма достигается за счет формирования дополнительного объема платежеспособного потребительского спроса, влекущего за собой повышение доходов территории и распределение их по разным секторам хозяйства и среди населения.

Ресурсный блок, где также можно выделить два направления:

а) обеспечение эффективного использования регионального потенциала, поскольку туризм способен вовлекать ресурсы, представляющие минимальный интерес для других отраслей хозяйства, а также отличается редким свойством сосуществования с другими формами экономической деятельности;

б) создание и развитие нового информационного ресурса Пермского края, отражающего степень привлекательности для жизни людей и производственно-деловой активности.

Роль туризма для регионального развития оценивается через эффект мультипликатора. 1 рубль вложений приносит 4 рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости - 1 рабочее место в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта. В среднем поступления от туриста распределяются в пропорции 20:80. Меньшая поступает туристским операторам и агентствам, большая по множеству каналов - во все сферы бизнеса, соучаствующие в обслуживании туристов: пассажирский транспорт, торговлю, учреждения культуры, здравоохранения, спорта, пищевую и легкую промышленность.

Величина стимулирующего эффекта для регионального развития будет тем больше, чем выше диверсификация экономики, в частности наличие предприятий потребительской ориентации.

Туристская активность тесно взаимосвязана с экономикой, политикой, общественной жизнью, культурой, спортом, образованием, природопользованием. Выделяются две основные роли туризма: социальная роль, влияющая на развитие человеческого потенциала территории путем восстановления здоровья населения, а также предоставления широких возможностей для индивидуального совершенствования личности; экономическая роль, проявляющаяся в привлечении на территорию нового потребителя местных товаров и услуг, расходы которого распределяются среди различных предприятий и населения.

Специфика туризма как экономической сферы определяется существованием устойчивых взаимосвязей между предприятиями самых разных отраслей хозяйства, то есть тем, что в экономико-географических исследованиях получило название межотраслевого комплекса. Воздействуя на определенные «точки» этого комплекса, можно создавать экономические стимулы к развитию видов деятельности, не относящихся напрямую к туризму (строительство, торговля, транспорт).

Организованный туризм главным образом относится к сфере деятельности частного бизнеса. Необходимость административного вмешательства обусловлена выполнением ряда функций, среди которых выделяются такие, как организующая (создание стимулов туристского развития), координирующая (согласование интересов участников рынка), информирующая (маркетинг территории), контролирующая (обеспечение рационального ресурсопользования и качественного предоставления услуг).

Стимулирование развития туризма, являющееся главным приоритетом регулирования, возможно лишь при тесной координации действий субъектов туристского рынка и различных структур территориального управления.