Действующий

О концепции целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае (2006-2010 годы)»


1. Описание и актуальность проблемы


Актуальным является разрешение противоречия между потребностью государства и общества в здоровом поколении и отсутствием необходимых действий по использованию  разнообразных средств физической культуры и спорта в целях оздоровления различных категорий населения. В настоящее время, согласно статистике, только 5% выпускников школ можно признать здоровыми.

Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека. Здоровый человек - это хороший работник.  И поскольку именно люди создают все, что составляет валовый внутренний продукт, их здоровье и работоспособность должны находиться под пристальным вниманием.

В Пермском крае  сложилась определенная система по развитию физической культуры и спорта. Неоспоримы успехи пермских спортсменов на российском и международном уровнях. На последних зимних Олимпийских играх в Турине пермскую делегацию представляли 6 спортсменов, из них Светлана Высокова стала бронзовым призером в конькобежном спорте. На Параолимпийских играх Тарас Крыжановский  завоевал две золотые и две серебряные медали в лыжных гонках и биатлоне. Успешными стали выступления пермяков и по другим видам спорта: спортивное ориентирование, легкая атлетика, дзюдо, самбо, фигурное катание и др. Ведущая роль в этой системе принадлежит как государственным, так и общественным органам, организациям и учреждениям, занятым физическим воспитанием населения,  детско-юношеским спортивным школам,  федерациям по  видам спорта.

Целый ряд образовательных учреждений проводит работу по внедрению и развитию образовательных технологий, направленных на сохранение здоровья, развитие личности. Однако лишь в 48% общеобразовательных учреждений введен третий урок физической культуры. Основная проблема  на сегодня - отсутствие соответствующей материально-технической базы, кадров, а также нежелание администраций общеобразовательных учреждений, считающих главным показателем деятельности школы число поступивших в высшее учебное заведение, а не состояние физического здоровья выпускников.

Реализация ОЦП «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Пермской области на 2003-2005 годы», принятой Законодательным Собранием Пермской области 18 сентября 2003 года, позволила:

увеличить количество занимающихся с 8,9% в 2003 г. до 10,5% в 2005 г.;

определить уровень физического здоровья (УФЗ) и уровень физической подготовленности (УФП), который характеризуется в основном низкими показателями. Численность учащихся, отнесенных по уровню физической подготовленности к группе «риска», в общеобразовательных учреждениях области достаточно высока (14,1% - мальчики, 13,5% - девочки; 90% мальчиков имеют низкий уровень развития мышц верхнего плечевого пояса);

увеличить число плоскостных спортивных сооружений на 15%  (в сравнении с 2002 годом);   

увеличить количество занимающихся в группах: учебно-тренировочных (2002 г. - 18%, 2005 г. - 26%), спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (2002 г. - 1,4%, 2005 г. - 2,3%);

провести эксперимент по внедрению новых инновационных технологий в процесс физического воспитания.

Кроме этого накоплен кадровый инновационный потенциал (5 научно-практических конференций, 15 проблемных семинаров), создана определенная материальная база (из всего объема финансирования 71,8% потрачено на приобретение спортивного инвентаря и оборудования), приобретен опыт распределения финансовых средств на конкурсной основе.

Вместе с тем, анализ состояния детско-юношеского спорта показывает, что наряду с такими проблемами, как отсутствие достаточного количества спортивных сооружений для учебного процесса, дефицит спортивного инвентаря, оборудования и спортивной формы, в последние годы появились новые проблемы, связанные с уменьшением финансирования внешкольной и внеучебной спортивной работы из местных бюджетов, резким удорожанием арендной платы за пользование спортивными сооружениями.

Несмотря на некоторое увеличение единиц отдельных спортивных объектов (приложение 1), общая нормативная обеспеченность территорий области спортивными сооружениями остается низкой (приложение 2).

Отмечается неблагополучная демографическая ситуация: население продолжает сокращаться за счет естественной убыли (-6,2 по данным Пермского областного комитета статистики (Пермьстата); уменьшается доля детей и подростков в структуре населения (приложение 3).

Показатель общей заболеваемости населения от 0 до 14 лет на протяжении ряда лет превышает средние  показатели по Российской Федерации (2231,8 в Пермской области и 2084,4 в Российской Федерации). В структуре заболеваемости на первом месте стоят болезни органов дыхания, на втором - болезни органов пищеварения (данные приведены в соответствии с ежегодным докладом «О положении детей в Пермской области в 2004 году»).

Комиссии по делам несовершеннолетних отмечают безразличие родителей как к поведению, так и здоровью собственных детей. Число подростков, злоупотребляющих спиртными напитками, более чем в 3 раза выше, чем в других возрастных группах. Опрос подростков показывает, что более 80% несовершеннолетних хотя бы раз употребляли алкоголь. Людей, обладающих адаптационными способностями, которые легко подстраиваются под меняющиеся социальные, природные, экологические факторы, всего 3,5%.

В концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г.  № 1433-р, отмечается, что люди, активно и регулярно занимающиеся физической  культурой, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Приведенные данные показывают, что экономический и социальный эффект от реализации целевой программы развития  массовой физической культуры и спорта бесспорен.

Система управления физической культурой и спортом в Пермском крае не является оптимальной. По оценкам спортивных работников сегодня наблюдается нечеткость структурной организации отрасли, отсутствуют эффективные механизмы государственного регулирования,  не созданы условия для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта. Действующий закон о физической культуре и спорте в Пермской области требует пересмотра.

В Пермском крае  доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 10,5% от общего числа населения, в Коми-Пермяцком округе - 5,2% (в Российской Федерации - 11,6%, Приволжском федеральном округе - 14,3%). В экономически развитых странах от 40 до 60 процентов жителей вовлечены в регулярные занятия  физкультурой и спортом.

Средний показатель расходов на развитие физической культуры и спорта на 1 человека по России составляет 169,6 руб., по Приволжскому федеральному округу - 162,4 руб., по Пермской области - 80,0 руб. (данные 2004 г.).

Одним из основных аспектов развития детско-юношеского спорта является обеспечение данной отрасли педагогическими кадрами. Из общего числа имеющихся в спортивных школах тренеров-преподавателей только 31% является штатными работниками, из них: с высшим профессиональным образованием - 49,7%, по квалификации с высшей категорией - 15,7%, первой - 35,8%, второй - 31,4%. Велика доля совместителей (69,0%) и лиц предпенсионного и пенсионного возрастов. Молодые специалисты на работу идут неохотно: не устраивает зарплата, отсутствует перспектива  получения жилья.

Таким образом, представленный анализ позволяет выделить ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения:

несоответствие системы управления физической культурой и спортом в Пермском крае поставленным задачам. Для реализации объективной потребности в здоровой нации используются огромные материальные, интеллектуальные, организационные ресурсы, но эффективность использования имеющихся ресурсов  остается низкой;

слабая нормативно-правовая база развития физической культуры и спорта;

недостаточное привлечение населения Пермского края к регулярным занятиям физической культурой;

несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в крае, а также ее моральный и физический износ;

недостаточное количество профессиональных специалистов физической культуры и спорта;

отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.